Этот спектакль нечасто играют в Театре кукол, но мне давно хотелось его увидеть. Прежде всего потому, что это пьеса Григория Горина. А Марк Захаров в 1982 году снял телефильм. С Леоновым, Янковским, Абдуловым, Фарадой, Караченцовым, Збруевым, Проскуриным. Лучшие из лучших.
Интересен ли сейчас «Дом, который построил Свифт»? К слову, зрителей в зале собралось не много. Пришли несколько российских семей (гостей, а может быть, туристов), явно зная фильм или сравнивая наш спектакль с российскими постановками.
Сюжет пьесы строится на предыстории: Джонатана Свифта - философа, декана Собора Святого Патрика и писателя - любят в родном Дублине, его книги читают, его предсказаниям верят. Чтобы защитить уважаемого земляка от лондонских властей, которые усматривают в сатирических памфлетах Свифта нарушения законов и оскорбления обществу, его объявляют сумасшедшим. Благодаря этой хитрости писатель и его окружение продолжают вести привычный образ жизни. Свифт считает, что поскольку «мы живем в «свободной стране» и не можем жить так, как хотим, то хоть умирать будем, когда заблагорассудится». Вслед за этим он объявляет о своей смерти и оставляет безумным наследство - свой Дом. Все они - сумасшедшие, актеры, которые играют сумасшедших, шарлатаны, неудачники - собираются в нем. Среди них есть и вымышленные персонажи из произведений Свифта - лилипуты, великаны, йеху, гуигнмы. Для лечения к Свифту присылают психиатра, доктора Симпсона, который пытается понять этого человека и постичь его как гениального писателя. Горин использовал в сюжете реальные факты из жизни Свифта, но далеко ушел от биографической точности. Поэтому пьеса имеет подзаголовок «Театральная фантазия».
Спектакль построен на противоречиях жизненной прозы и не менее реального абсурда, на игре слов и двусмысленности понятий, на сочетании масштабов актеров и кукол. Метафоры мудры и забавны - до тех пор, пока люди не погибают: «Там кровь, сэр», - несколько раз констатирует доктор Симпсон.
Рядом со Свифтом, который всегда молчит, позволяя событиям развиваться своим чередом, несколько человек - драматических судеб и трогательных историй. Сутулится великан Глюм - и в результате печальных жизненных коллизий становится обычным человеком; несколько раз одну и ту же судьбу проживает солдат Джек, охранявший Христа на Голгофе и снова ставший тюремщиком. Спектакль длится более двух часов, но наблюдать за диалогами, полными юмора и трагизма, интересно до последней сцены. Одна из мыслей Горина звучит особенно отчетливо - о том, что убийство, которое совершается без нарушения закона, это убийство непониманием.
К слабым местам спектакля я бы отнесла его сценографию. В 80-х годах, наверное, она была уместной. А сейчас постановка выглядит несколько громоздкой: складывается ощущение, что актерам нужно отвлекаться на все эти лесенки, окошки, откидные детали складной конструкции... Но - Горина трудно испортить.