https://www.traditionrolex.com/8
<p>Восемь лет назад минчанин Андрей Дыбовский поставил перед собой масштабную задачу - сфотографировать все архитектурные памятники нашей страны и создать единый электронный каталог историко-культурного наследия. Успешно реализуемая идея вылилась в сотни поездок по Беларуси, тысячи фотографий и сайт "Глобус Беларуси" - www.globus.tut.by.</p>

a1 Восемь лет назад минчанин Андрей Дыбовский поставил перед собой масштабную задачу - сфотографировать все архитектурные памятники нашей страны и создать единый электронный каталог историко-культурного наследия. Успешно реализуемая идея вылилась в сотни поездок по Беларуси, тысячи фотографий и сайт "Глобус Беларуси" - www.globus.tut.by. О проекте, состоянии белорусских достопримечательностей и популяризации путешествий по родному краю Андрей Дыбовский рассказал нашей газете.

"Я хочу сфотографировать и опубликовать все, что было построено в досоветский период"

- Андрей, давайте начнем с довольно банального вопроса: как появилась идея начать фотографировать архитектурное наследие Беларуси? Это как-то связано с увлечением фотографией?


- Нет, я ведь не фотохудожник. Я не особенно умею фотографировать, честно говоря. Но меня постоянно хвалит "Белорусская энциклопедия", с которой мы сотрудничаем уже несколько лет - я предоставляю им свежие фотографии архитектурных памятников. a4 Они всегда говорят: "У вас костел сфотографирован так, что виден и фасад, и боковой фасад, и башня, а когда мы имеем дело с фотохудожниками, они приносят отличную фотографию, но костел на ней оказывается где-то в сторонке, а большую часть снимка занимает красивое поле - это не слишком подходит для энциклопедии". Моя задача - зафиксировать объект. У меня техническое образование, я был далек от какого-то искусства - во всяком случае, раньше. В связи с работой я часто ездил по Беларуси, иногда оставалось свободное время. Представления о достопримечательностях нашей страны у среднестатистического белоруса 90-х годов ограничивались Миром, Несвижем, Новогрудком и Брестской крепостью - эти объекты я посмотрел довольно быстро. Потом начал покупать литературу (эпоха интернета еще только начиналась), интересоваться архитектурным наследием. Выяснилось, что, во-первых, у нас сохранилось довольно много памятников, а во-вторых, единого свода, ни печатного, ни электронного, по большому счету не существует. Был так называемый Свод памятников истории и культуры, но туда включены от силы 50% исторических зданий: их отбирали не только по искусствоведческим принципам, но и по политическим - например, в Свод не попало очень много синагог. Идея сфотографировать все белорусские памятники архитектуры появилась, когда я осознал, что подобного всеобъемлющего списка у нас нет.

- А по какому критерию отбирали памятники вы?

a5 - Критерий довольно прост: сфотографировать и опубликовать все то, что было построено в досоветский период - т.е. до 1939 года для Западной Беларуси и до 1917-1918 годов для Восточной Беларуси. В этот перечень, конечно, попадает немало строений, которые вряд ли будут интересны туристам, но даже с момента начала моего проекта десятки объектов были снесены или неузнаваемо перестроены. Я вижу какой-то смысл в том, чтобы запечатлеть эти постройки. Вот, например, только по рисункам Наполеона Орды мы представляем, как жила мелкая шляхта во второй половине XIX века. Я, конечно, не сравниваю себя со знаменитым художником, но у меня в данном случае похожая задача - донести представление об архитектурном наследии Беларуси, сохранить его хотя бы в фотографиях.

- Существовала какая-то очередность в выборе памятников? Возможно, вы начинали с самых древних или самых известных?

- Очередность в плане просмотра, конечно, была, вначале я посещал самые значимые памятники. Но уже после 10 поездок я понял, что хочу увидеть все, и последние лет 5-7, когда заезжаю в какой-то регион, стараюсь сфотографировать все известные мне объекты. Осенью 2001 года состоялась моя первая поездка с фотоаппаратом, сайт открылся где-то в октябре 2002 года, - и к тому моменту я уже представлял, насколько много таких построек. Сейчас у меня на сайте опубликовано 8900 исторических строений, и я думаю, вскоре их число превысит 10 тысяч. Из них интерес для туристов представляет объектов 500-1000, остальное - это мелкие, местного уровня памятники. Но когда я вижу капличку, которую перед революцией построили жители на окраине деревни, - мне это интересно. Более того, эти строения почти никому не известны, сайт "Глобус Беларуси" - зачастую единственная возможность узнать об этой капличке.

a3 Понятно, что такая информация интересна далеко не всем, но это, например, очень трогает людей, которые выросли в тех краях. Я постоянно получаю письма с благодарностями и рассказами о том, как приятно находить на сайте родные места.

Есть на сайте и раздел "маршруты", но, честно говоря, последние несколько лет я не уделяю им особого внимания: человек проедет маршрутов 10, а дальше у разных людей по-разному складываются приоритеты - кто-то интересуется фортификацией, кто-то только усадьбами, кто-то храмами.  Поэтому я разработал только основные маршруты. Через 5 поездок человек чувствует вкус к путешествиям, дальше он и сам может по "Глобусу" составлять программу поездки. Но независимо от любви к путешествиям есть какой-то культурный минимум, который, по моему мнению, должен увидеть каждый белорус. На сайте выделены "топ-20" достопримечательностей - выбор отчасти субъективный, но все же посетить, скажем, Гродно или Новогрудок должен любой образованный житель нашей страны.

- А у вас есть какие-то предпочтения в архитектуре?

- Я думаю, что большинство туристов начинает знакомство с нашим архитектурным наследием, конечно же, с замков, которых сохранилось не так уж много, - все замки можно объехать за 2-3 поездки. Потом, как правило, появляется интерес к неоготическим костелам, их в Беларуси около 30-40. В центре многих деревушек на 20 домов стоит огромный костел, не уступающий нашему Красному ни по высоте, ни по красоте, а то и превосходящий. Ну а наиболее хорошо сохранившийся культурный пласт в Беларуси - это барокко, все, что было построено в XVI, XVII и первой половине XVIII века. Мне ближе всего барокко, но это лично мое предпочтение.

- Остались ли "белые пятна" на карте Беларуси, которые хотелось бы сфотографировать в первую очередь?

- По большому счету, остались только мелкие объекты, которые важны скорее для полноты проекта. Есть несколько мест на Полесье, которые меня прельщают, там находятся церкви конца XVIII - начала XIX века. Эти поездки я оставляю на лето.

"Общение с властями происходит на очень неевропейском уровне"

- Сайт вы создавали своими силами?


a8- Да. Я закончил РТИ, много лет увлекался программированием. Еще в Советском Союзе я застал конкурс домашних программистов, где в 1990 году получил вторую премию во всем Союзе и путевку в Болгарию. Поэтому программирование сайта лежит полностью на мне. Я не художник и не дизайнер, у сайта очень простой дизайн - его, можно сказать, и нет, - зато он функционален, все создавалось так, чтобы человеку было легко найти интересующий его объект.

- Считаете ли вы "Глобус Беларуси" примером успешного продвижения страны?

- С одной стороны, да. Не знаю, как сейчас, но год назад даже на главных страницах официального сайта посольства Беларуси в Париже и в Москве висели баннеры с надписью "культурный облик Беларуси" и прямой ссылкой на "Глобус Беларуси". У меня, кстати, никто не спрашивал разрешения, но это и не важно в данном случае: ведь сайт создавался именно для того, чтобы люди узнали о Беларуси. С другой стороны, не могу не отметить, что государство не слишком много внимания уделяет историко-культурному наследию. Правда, сейчас пришел новый министр культуры, и недавно мой товарищ Глеб Лободенко представил ему "Глобус Беларуси", подарил диск. Сайт министру понравился. Но в целом общение с властями происходит на каком-то очень неевропейском уровне. В той же Западной Украине, не говоря уже о Польше или Германии, отношение к своему наследию куда более трепетное. "Продвигать" Беларусь можно не только в сети. Ко мне обращались из Польши, Литвы и Украины с просьбами предоставить те или иные материалы. Год назад коллеги из Чехии, делавшие проект по деревянным храмам Европы, попросили у меня несколько десятков фотографий. Я отправил материалы и забыл об этом, а пару месяцев назад из Праги пришла посылка с огромным двухтомником в суперобложке, очень хорошо изданным. Один том посвящен деревянному зодчеству Европы, второй - колокольням. Несколько десятков моих фотографий представили Беларусь, и достаточно хорошо, а ведь в этой книге Беларуси могло просто не оказаться. Кроме того, меня очень порадовало, что все это было сделано с государственной поддержкой. Сравнение в очередной раз не в пользу наших властей, которые не занимаются такими культурными наработками. Мне хотелось бы верить, что рано или поздно все изменится к лучшему - правда, немалое число памятников к этому моменту будет разрушено. Но я пытаюсь хотя бы зафиксировать их на фотографиях.

- Вы сами издаете какие-то книги?

- Издание книги - это вопрос времени, которого всегда не хватает, и достаточно больших для одного человека денег. Мы с коллегой Владимиром Богдановым работаем над шеститомным изданием, точнее, над первым его томом. По каждой области должен получиться всеобъемлющий справочник, "Глобус Беларуси" в печатном варианте. Справочник по Минской области уже почти сверстан. Эти книги помогут продвигать Беларусь как минимум внутри страны. Хотя интернетом пользуется все больше людей, но в основном это молодежь и жители крупных городов, книги же затронут более широкие слои населения. Я вижу по количеству и характеру писем, что люди благодаря "Глобусу" пристрастились к поездкам. Изначально у меня не было цели заинтересовать кого-то за пределами нашей страны, хотелось скорее сделать удобный справочник для белорусов. Потом я понял, "Глобус" интересен и за границами Беларуси. Например, много евреев со всего мира посещают сайт, пишут с просьбами отыскать какие-нибудь могилы на еврейских кладбищах.

- Выполняете эти просьбы?

- Я бы с радостью, но чаще всего не хватает времени. Когда выезжаешь на Могилевщину, за 300-350 км от Минска, хочется "отработать" все важные объекты. Я редко ночую не дома, стараюсь выехать пораньше и вернуться вечером.

- Из-за отсутствия инфраструктуры?

- Да. Я человек нетребовательный, но приличные гостиницы есть только в областных центрах. Если мне случалось заночевать где-то, то без проблем найти за разумные деньги более-менее нормальное жилье было проблематично. В той же Украине через каждые 50 км построены мотели с нормальными ценами и хорошей едой. А у нас кафе если и встречаются, то только по основным направлениям к областным центрам, стоит съехать немного в сторону - и никакой инфраструктуры, сервиса не будет вообще. Я привык перекусывать за рулем, для меня эта ситуация не создает особых неудобств, но в общем и целом это большая проблема. Все эти разговоры по поводу привлечения иностранных туристов кажутся логичными, только пока не выезжаешь за пределы Минска, ну может, еще областных центров. Когда приходится ночевать в гостинице в отдаленном маленьком городе, мы с коллегами воспринимаем это как приключение. Но для широкого круга туристов, особенно зарубежных, такие условия и сервис неприемлемы.

- За годы существования проекта приходилось сталкиваться с какими-то препятствиями? Возможно, вас не пускали в храм или в приграничную зону?

a7- Приграничная зона - это постоянная проблема. Каждая третья моя поездка была связана с приграничной зоной, к тому же зона эта была большой: некоторые объекты отстояли километров на 20-30 от границы. Самый яркий пример - Камайский костел-крепость, который находится далеко от границы, но считается приграничной зоной. Я всегда с внутренним трепетом въезжал на эти территории - не столько потому, что меня страшили какие-то административные меры воздействия, сколько потому, что я, находясь за 200-300 км от дома, могу потерять 2-3 часа, как, кстати, однажды и случилось: 2 года назад меня "словили" в Бигосово, в Верхнедвинском районе. Я просто фотографировал железнодорожный вокзал, вошедший во все справочники и своды памятников, у меня были всевозможные запросы от католического митрополита Кондрусевича, от "Белорусской энциклопедии", но пограничников эти бумаги не убедили, им требовалось разрешение на въезд в приграничную зону. В итоге вызвали майора, который, кстати, знал и читал "Глобус Беларуси", но отпустить меня не мог: у них было какое-то соцсоревнование "кто поймает больше нарушителей" и катастрофически не хватало галочек, а потому полковник приказал майору меня все же оформлять. Я почти три часа просидел на заставе, а потом село солнце и фотографировать было нельзя. Это происходило за 300 км от Минска, несколько мелких объектов там так и остались несфотографированными. Кроме того, через две недели мне пришлось ехать на заседание суда, мне грозило до 700 тысяч штрафа.

Ограничилось все предупреждением, но было неприятно: я в своей стране занимаюсь делом, направленным на ее продвижение, а меня арестовывают где-то и занимают мое время, хотя какой я преступник? С этого года все изменилось, ввели новый закон, согласно которому гражданам Беларуси достаточно раз в году заплатить 7 тысяч за квитанцию и возить с собой паспорт при поездках в приграничную зону. Еще было правило, гласящее, что накануне поездки надо звонить пограничникам и регистрироваться, что я и делаю, но все больше погранзастав говорят: нам достаточно квитанции и вашего паспорта, если мы увидим вас на границе. Сейчас я как нормальный гражданин нормальной страны могу ездить по своей республике куда угодно. А что касается храмов, ситуация такова: в Беларуси около 700 костелов и более 1000 церквей досоветского периода. По первой же просьбе митрополит Кондрусевич подписал бумагу с просьбой ко всем католическим священникам пускать меня во все храмы, разрешать фотографировать. Такой же запрос был отправлен и Филарету, но в православной церкви все довольно забюрократизировано. Пришел ответ с просьбой предоставить список церквей. Поскольку меня интересуют все церкви, я отправил полный список в полторы тысячи. Мне сказали, что это чересчур много, и дело заглохло. Наверное, если бы я напоминал о себе каждую неделю, мне удалось бы чего-то добиться, но я не посчитал нужным это делать. Поэтому сейчас, если не идет служба, я захожу в храм и фотографирую. Если же мне говорят, что фотографировать нельзя, я просто молча ухожу. Я понимаю, что в чужой монастырь со своим уставом соваться не следует, но в глубине души мне кажется, что в данном случае я поступаю правильно. Встречаются, конечно, и православные священники, которые нормально к этому относятся, рассказывают и показывают, но это, скорее, исключение.

"Многие памятники, которые я фотографировал 7-8 лет назад, уже исчезли с карты Беларуси"

- Давайте затронем такую тему, как состояние архитектурных памятников.


a9 Многие памятники, которые я фотографировал 7-8 лет назад, увидеть уже невозможно: от них ничего не осталось или же стоят полуразрушенные стены. Некоторые жилые дома XVIII-XIX веков, которые внесены в "Свод памятников", в "Государственный список историко-культурных ценностей", разрушаются или перестраиваются так, что не остается даже фасада, - это, конечно, страшно. С другой стороны, в областных городах и крупных городах вроде Бобруйска, Пинска, Слонима в последние годы делается очень многое. Еще не так давно были восстановлены почти все костелы, это заслуга католиков. Действующие церкви тоже восстанавливают, но нередко их красят в какой-нибудь ужасный цвет или, что еще хуже, обшивают сайдингом. Я понимаю, что люди воспринимают эти храмы скорее не как культурный объект, а как сакральное место, где нужно молиться. И, в конце концов, нужно, чтобы эти церкви не развалились. Но ситуация все равно удручает. Разрушаются и растаскиваются усадьбы. Те палацы и усадебные постройки, которые не были уничтожены в 30-е годы на волне отношения "мир хижинам, война дворцам", дошли до нас только благодаря тому, что там размещалась школа, или контора колхоза, или психдиспансер. В 70-х годах началась масштабная стройка. Были возведены сотни школ и больниц, и многие усадебные дома были оставлены, они стоят с тех пор заброшенными и потихоньку разрушаются. Причем беда деревянных домов в том, что местные власти просто разбирают их себе на баню, на дом. Я могу привести не один пример таких действий.

А года 2-3 назад была разрушена самая большая панская сельхозпостройка в деревне Сунаи, хотя она входит в списки историко-культурных ценностей. Там сохранился достаточно большой комплекс, который используется колхозом. В 2004 году я еще застал этот амбар, столетнее здание, как пишет Федорук - самый авторитетный исследователь усадеб в Беларуси. Сейчас там одни руины. Местные жители говорят, что не было денег на ремонт крыши и председатель распорядился разрушить здание, пока крыша не рухнула кому-нибудь на голову. И это повсеместное явление. Про Сунаи я рассказал еще и потому, что они находятся недалеко от Минска, километрах в 70 в сторону Слуцка.

Большинство наших колхозов были основаны на месте хозяйственных дворов панских усадеб, и в каждом втором-третьем сохранились какие-то старые здания, я отличаю такие постройки с первого взгляда.

Что говорить о каких-то усадьбах, если дворцы республиканского уровня, как в Святске, например, разрушаются, стоят в ужасном состоянии. Только совсем недавно усилиями нового министра культуры был подписан указ Нацбанку в принудительном порядке выделить финансы на восстановление дворца в Святске.

С другой стороны, есть положительные моменты, связанные с энтузиастами туристического дела. Есть несколько человек, которые пытаются на базе старых усадеб создать туристические объекты. Один из примеров - усадьба в Бенюнах, построенная в 1828 году. Каждые выходные туда приезжают несколько автобусов с туристами, устраивается анимация, рыцарские бои с привлечением клубов исторической реконструкции, фаер-шоу. Раньше это здание принадлежало колхозу, оно было в плохом состоянии и могло бы просто разрушиться. А буквально несколько лет назад пытались выкупить разрушающийся усадебный дом Хрептовичей в Вишнево, под Воложином. Но завод, которому принадлежит этот дом, потребовал 78 миллионов. Понятно, что таких денег у ценителей нашей истории и архитектуры просто не оказалось.

- Какие памятники стоило бы реставрировать в первую очередь?

- Про Святск я уже говорил. Дело в том, что меня не очень волнуют единичные точечные удары, направленные на пропаганду и показуху. Я вижу большую проблему в том, что разрушается пласт средних памятников - храмы, усадьбы, которые не входят в первую десятку-двадцатку важных объектов.

- То есть, нужно кардинально менять отношение к историко-культурному наследию?

- Да, это в первую очередь вопрос менталитета, надо воспитывать культуру всей страны.

Надеюсь, мой проект чуть-чуть в этом поможет. 7 лет назад по Беларуси путешествовали очень немногие. И люди в деревнях спрашивали у меня с удивлением: "А нашто вам наша царква? Нашто вам этот панский дом? Чего вы приехали за 200 км?" Сейчас такого нет. Раньше я довольно редко встречал кого-то на туристических объектах, а теперь на выходных в Мире невозможно протолкнуться. Сейчас народ стал ездить не только по раскрученным объектам, это очевидно и по отзывам на сайте, и из общения с турфирмами. Например, турфирма "Виаполь" с марта по ноябрь каждые выходные отправляет от 15 до 20 автобусов на разные маршруты. Люди массово ездят смотреть на белорусские "развалины", и это внушает оптимизм.

- Андрей, вы объездили всю Беларусь, и у вас наверняка сложился устоявшийся образ нашей страны. Какой вы ее видите?

- Я не писатель и не мастер метафор: Беларусь - очень интересная, достаточно привлекательная и по-своему уникальная страна. Я всегда нахожу в ней что-то новое для себя. И с каждой поездкой все лучше узнаю, как жила и чем сейчас живет страна.

Беседовала Анна БОДЯКО, фото Андрея Дыбовского

https://www.traditionrolex.com/8