От редактора
Лилия КОБЗИК
Белорусский турбизнес вместе с несчастными импортерами первым принял на себя удар кризиса. Помните мартовские настроения? Работать невозможно, валюты нет, никто никуда не едет. Оказалось, все не совсем верно. Валюты в обменниках действительно нет (и неизвестно, когда будет), но кто-то куда-то все равно ездит и все как-то работают. Чудо! Я бы даже сказала - белорусское экономическое чудо! Поначалу многим даже показалось, что белорусский турбизнес вот-вот... м-м-м... как бы это помягче выразиться. сдохнет. Заявляю авторитетно, как эксперт: не волнуйтесь - не сдохнет! Более того, и отраслевого каннибализма (мол, выживут сильнейшие фирмы, слабых сожрут!) в этом сезоне тоже не будет. Все эти сугубо рыночные ужасы - это, знаете ли, что-то из области шоковой терапии. Ее в классическом виде мы увидим еще не скоро, если увидим вообще. А наш турбизнес - это всего лишь, фигурально выражаясь, маленькая застежка от Swarovski на большом страшноватом платье покроя фабрики «Славянский стиль», которое зовется «белорусская экономика». Наш турбизнес - штучка маленькая, да, как говорится, удаленькая, в смысле «валютоемкая». Как ни боролись с наличием твердой валюты в обороте отрасли, как ни усложняли правила получения лицензий, у турбизнеса все равно имелись конвертируемые во всем мире дензнаки, все равно сохранялась особая артериальная система, по которой струился жизнетворный валютный кровоток. В наших условиях это очень неплохой бонус для начала жизни и ведения бизнеса в новых условиях. А то, что эти новые условия наступили и, судя по всему, останутся с нами надолго, - факт.
Да, сегодня белорусы бронируют туры с отдыхом за границей в гораздо меньших объемах, чем в аналогичный период прошлого года. Я подчеркиваю слово гораздо. Но подсчитывать разы или проценты сокращения объемов по всему рынку в настоящий момент крайне сложно. Предполагаю, в целом - по итогам лета - минус 50% в сравнении с валом минувшего года. Откровенно говоря, больно (даже жутко!), но не смертельно. Конечно, уже возникли (и будут продолжать преследовать операторов по ходу сезона) сложности с заполнением авиачартеров, а также автобусных цепочек, - причем практически по всем направлениям. Но не могу себе представить, что в условиях душной психологической атмосферы и при открытых границах пока еще не до конца убитый, хотя и сильно придушенный, белорусский средний класс не будет искать всевозможные варианты на время вырваться за границу, к морю, на отдых, в Европу. Как можно дешевле, в более экономичные страну или отель, на меньшее количество дней, в меньшем составе семьи - но все-таки уехать. К тому же в новых условиях поездки, безусловно, будут приобретать и новые формы: учеба, трудовая миграция, гуманитарные программы - и так далее. В целом, конечно, в этом нет ничего оптимистического. Но ведь речь идет о приспосабливании конкретного бизнеса к конкретным условиям. Значит, смотреть надо вперед, а не в обратном направлении.
Да, больно наблюдать, как бьется в агонии надежда на концептуальную нормализацию. Искренне сочувствую тем, кто делал и делает ставку на сугубо национальный вектор развития, в том числе и в туризме. В этой связи не могу не упрекнуть тех бизнесменов, которые всецело рассчитывают на приход российского рубля и ждут его как манну небесную. Если бы все было так просто!.. Но разве ж дело в рубле? Надеяться всецело на какие-то монетарные фокусы, смысл которых, прямо скажем, мутноват, - то же самое, что гоняться за периодически исчезающими с прилавков солью, водкой или холодильниками. И то, и другое, и третье, и четвертое - в разной степени бесперспективно. Все-таки для начала нужна идея, концепция, программа. Все же в начале было Слово! Это не я сказала. Это Бог. И это Слово, если я правильно цитирую библию, было Бог, а отнюдь не русский рубль или, к примеру, колбаса. К тому же этот самый русский рубль за последние лет 200 уже неоднократно был национальной валютой в наших краях - и ничем хорошим это не обернулось. Громадные ассигнации с изображением ее императорского величества Екатерины Второй и великого царя Петра Первого, красные, как кровь, червонцы и ядовито-фиолетовые 25-рублевые купюры времен СССР. Поройтесь в домашних архивах - и поймете, что сегодня мы наступаем на те же грабли, что и наши предшественники и предки. Дело, безусловно, не в рубле, долларе или евро. Нужны правильные, честные слова, идея, перспектива. А нет идеи, нет перспективы - нет и государства, нет будущего. Что можно на это сказать? Лично у меня нет слов.