https://www.traditionrolex.com/8
<p><strong>От редактора<br /></strong>Белорусский турбизнес вместе с не­счастными импортерами первым при­нял  на себя удар кризиса. Помните мартовские настроения? Работать  не­возможно, валюты нет, никто никуда не едет. Оказалось, все не совсем  вер­но. Валюты в обменниках действитель­но нет (и неизвестно, когда  будет), но кто-то куда-то все равно ездит и все как-то работают.</p>

От редактора

gl-red Лилия КОБЗИК

Белорусский турбизнес вместе с не­счастными импортерами первым при­нял на себя удар кризиса. Помните мартовские настроения? Работать не­возможно, валюты нет, никто никуда не едет. Оказалось, все не совсем вер­но. Валюты в обменниках действитель­но нет (и неизвестно, когда будет), но кто-то куда-то все равно ездит и все как-то работают. Чудо! Я бы даже сказа­ла - белорусское экономическое чудо! Поначалу многим даже показалось, что белорусский турбизнес вот-вот... м-м-м... как бы это помягче выразить­ся. сдохнет. Заявляю авторитетно, как эксперт: не волнуйтесь - не сдохнет! Более того, и отраслевого каннибализ­ма (мол, выживут сильнейшие фирмы, слабых сожрут!) в этом сезоне тоже не будет. Все эти сугубо рыночные ужасы - это, знаете ли, что-то из области шо­ковой терапии. Ее в классическом виде мы увидим еще не скоро, если увидим вообще. А наш турбизнес - это всего лишь, фигурально выражаясь, малень­кая застежка от Swarovski на большом страшноватом платье покроя фабри­ки «Славянский стиль», которое зовет­ся «белорусская экономика». Наш турбизнес - штучка маленькая, да, как говорится, удаленькая, в смысле «валютоемкая». Как ни боролись с наличи­ем твердой валюты в обороте отрасли, как ни усложняли правила получения лицензий, у турбизнеса все равно име­лись конвертируемые во всем мире дензнаки, все равно сохранялась осо­бая артериальная система, по кото­рой струился жизнетворный валютный кровоток. В наших условиях это очень неплохой бонус для начала жизни и ве­дения бизнеса в новых условиях. А то, что эти новые условия наступили и, судя по всему, останутся с нами надол­го, - факт.

Да, сегодня белорусы бронируют туры с отдыхом за границей в гораздо меньших объемах, чем в аналогичный период прошлого года. Я подчеркиваю слово гораздо. Но подсчитывать разы или проценты сокращения объемов по всему рынку в настоящий момент край­не сложно. Предполагаю, в целом - по итогам лета - минус 50% в сравнении с валом минувшего года. Откровенно го­воря, больно (даже жутко!), но не смер­тельно. Конечно, уже возникли (и будут продолжать преследовать операторов по ходу сезона) сложности с заполне­нием авиачартеров, а также автобус­ных цепочек, - причем практически по всем направлениям. Но не могу себе представить, что в условиях душной психологической атмосферы и при от­крытых границах пока еще не до конца убитый, хотя и сильно придушенный, белорусский средний класс не будет искать всевозможные варианты на вре­мя вырваться за границу, к морю, на от­дых, в Европу. Как можно дешевле, в бо­лее экономичные страну или отель, на меньшее количество дней, в меньшем составе семьи - но все-таки уехать. К тому же в новых условиях поездки, без­условно, будут приобретать и новые формы: учеба, трудовая миграция, гу­манитарные программы - и так далее. В целом, конечно, в этом нет ничего оп­тимистического. Но ведь речь идет о приспосабливании конкретного бизне­са к конкретным условиям. Значит, смо­треть надо вперед, а не в обратном на­правлении.

Да, больно наблюдать, как бьется в агонии надежда на концептуальную нормализацию. Искренне сочувствую тем, кто делал и делает ставку на су­губо национальный вектор развития, в том числе и в туризме. В этой связи не могу не упрекнуть тех бизнесменов, которые всецело рассчитывают на приход российского рубля и ждут его как манну небесную. Если бы все было так просто!.. Но разве ж дело в рубле? Надеяться всецело на какие-то моне­тарные фокусы, смысл которых, пря­мо скажем, мутноват, - то же самое, что гоняться за периодически исче­зающими с прилавков солью, водкой или холодильниками. И то, и другое, и третье, и четвертое - в разной степе­ни бесперспективно. Все-таки для на­чала нужна идея, концепция, програм­ма. Все же в начале было Слово! Это не я сказала. Это Бог. И это Слово, если я правильно цитирую библию, было Бог, а отнюдь не русский рубль или, к при­меру, колбаса. К тому же этот самый русский рубль за последние лет 200 уже неоднократно был национальной валютой в наших краях - и ничем хо­рошим это не обернулось. Громад­ные ассигнации с изображением ее императорского величества Екатери­ны Второй и великого царя Петра Пер­вого, красные, как кровь, червонцы и ядовито-фиолетовые 25-рублевые ку­пюры времен СССР. Поройтесь в до­машних архивах - и поймете, что се­годня мы наступаем на те же грабли, что и наши предшественники и пред­ки. Дело, безусловно, не в рубле, дол­ларе или евро. Нужны правильные, честные слова, идея, перспектива. А нет идеи, нет перспективы - нет и го­сударства, нет будущего. Что можно на это сказать? Лично у меня нет слов.

https://www.traditionrolex.com/8