Глядя на эту хрупкую женщину, сложно поверить, что она руководитель крупной структуры, которая занимается продвижением Беларуси за рубежом. "Внешность обманчива, - смеется Юлия. - К тому же у меня команда, на которую можно положиться". Свой стиль работы она характеризует как демократический, но это становится понятно и без уточнений, просто из ее приятной и спокойной манеры общения. О Беларуси и ее имидже за рубежом, о проблемах, без которых не обходится любая работа, и успехах, которыми она, в конце концов, увенчивается, - в интервью для газеты "Туризм и отдых".
- Вы осознанно шли в туризм или этот выбор - дело случая?
- Скорее, второй вариант. В 1995 году в БГЭУ еще не было факультета "Высшая школа туризма", зато был факультет "Коммерческая деятельность на рынке услуг", созвучный уже полученной мною специальности. Я тогда понимала, что нужно идти дальше, нужно получить высшее образование, но не была нацелена именно на туристическую отрасль. Просто выбирать пришлось между вариантами "общественное питание" и "туристические услуги", и к первому из них душа у меня ну никак не лежала (смеется). Вроде бы и неплохо готовлю, и получается, но не мое это. О туризме тогда мало знали, и возможность его изучать также заинтриговала в определенной мере. Через два года моего обучения сформировался факультет "Высшая школа туризма" и его прекрасный преподавательский состав, с которым, к слову, Национальное агентство сотрудничает и сейчас. После окончания университета я решила пойти поработать по специальности в турфирму, а через несколько месяцев меня пригласили в Национальное агентство по туризму, которое тогда, в 2001 году, как раз создавалось. Моя работа, как сейчас помню, началась с того, что директор принес мне книжечку "Учет затрат в туризме", пачку бумаги и ручку. Так что Национальное агентство по туризму для меня началось с чистого листа (смеется).
- Как поменялся характер работы агентства за годы его существования?
- Наш штат в год открытия состоял из 4 человек, естественно, что тогда даже физически мы не могли делать многое по продвижению страны. Но с открытием Национального агентства по туризму началась поэтапная работа в этой области, конкретные мероприятия в соответствии с Национальной программой развития туризма, стали выделяться бюджетные средства на проведение рекламных кампаний. Постепенно агентство росло и круг его возможностей также расширялся. Сформирован отдел по учебно-методической работе, который проводит всевозможные семинары. Так, например, мы открыли сейчас курсы экскурсоводов, курсы руководителей туристических групп, постоянно проводим обучающие тренинги с нашими гостиницами, в том числе и из регионов. Останавливаться на достигнутом мы не собираемся, потому что понимаем, что кадры решают все. Например, Национальное агентство по туризму планирует организовать такие семинары для пунктов общественного питания и придорожного сервиса.
- В нынешнем году с какими трудностями довелось столкнуться?
- На сегодняшний момент, к сожалению, приходится признать, что кризис сказался и на работе всей отрасли, и на работе Национального агентства. Все-таки туризм не является приоритетным сектором для экономики страны, поэтому финансирование в этой области несколько урезали. Для участия в выставках, организации презентаций нам нужно проводить расчеты с нерезидентами страны, а такие расчеты за счет бюджетных средств сейчас очень ограничены. А если ограничены финансовые средства, сложнее планировать какие-то новые мероприятия. И так дела обстоят не только в Беларуси, но и у наших ближайших соседей. У нас с ними были огромные проекты и по совместным стендам на международных выставках, и по организации комбинированных туров, но сейчас их реализацию пришлось отложить. То же самое произошло с рекламным роликом о Беларуси, который должна была снять и транслировать телекомпания CNN. В прошлом году на Лондонской выставке мы встретились с ее представителями, все договоренности были уже практически достигнуты, но, к сожалению, в связи с кризисом проект пришлось отсрочить - все подготовленные документы лежат на полке и ждут лучших времен. Поэтому сейчас мы стараемся хотя бы сохранить те позиции, которые были завоеваны в прошлые годы, компенсировать отсрочку каких-то проектов участием в международных выставках и проведением презентаций. Несмотря на то, что такую форму работы кто-то считает уже устаревшей, на мой взгляд, выставки пока остаются самой эффективной коммуникативной площадкой.
- Какова география партнеров Национального агентства по туризму?
- В основном это, конечно, страны-соседи: Литва, Россия, Латвия. Очень хорошее сотрудничество у нас с Польской туристической организацией. Несколько договоров о партнерстве подписано с Германией, там активные представители туристического бизнеса взяли на себя функции по продвижению нашей страны, мы со своей стороны помогаем им информационными и рекламными материалами. Конечно, планировалось развивать это сотрудничество более масштабно, с созданием сети туристско-информационных центров за рубежом, оформленных в едином стиле, но, к сожалению, пока этот вопрос также не решен. Нам очень помогают белорусские консульские и дипломатические представительства за рубежом, фактически, они и исполняют сейчас роль этой информационной сети. Мы отправляем им всевозможные буклеты о стране, а они помогают нам привлекать журналистов, которых мы здесь принимаем.
- И как часто в Беларусь в рекламный тур приезжают зарубежные журналисты?
- В прошлом году весной и летом проходило в среднем 2-3 тура в месяц, осенью и зимой - 1. В нынешнем году это все поутихло, прошло несколько рекламных туров, но уже за счет самих гостей. За счет бюджетных средств таких поездок не проводилось.
- Раз уж речь зашла о туристско-информационной сети, когда в Минске на вокзале появится такой центр?
- Развитие этой сети долгое время тормозил один нормативный нюанс: в Законе о туризме нет понятия "туристско-информационный центр", поэтому и зарегистрировать его было практически нереально. Сейчас изменения, которые подготовлены к внесению в Закон о туризме, содержат необходимые определения, и я думаю, что, как только этот вопрос будет решен на нормативно-правовом уровне, такие центры в большом количестве появятся по всей стране. Мы, со своей стороны, будем активно двигаться в этом направлении, потому что, как показывает мировая практика, туристы все чаще предпочитают путешествовать самостоятельно и для них важно иметь возможность прямо на месте получить карту на понятном языке, какой-то маршрут и путеводитель.
- Но путешествовать самостоятельно проблематично, если кругом надписи на языке, который не умеешь читать...
- Здесь все не так однозначно. Когда в Беларуси только началась работа по установке информационных щитов и дорожных знаков, указывающих на туристические объекты, Национальное агентство разработало их стандарт - надпись на коричневом фоне. Тогда же шло очень много споров, как нужно подписывать объекты: на русском, белорусском или английском языке. Но Всемирная туристская организация, например, не слишком много внимания уделяет буквам - главный упор при обозначении туристических объектов, на ее взгляд, должен делаться на пиктограммы, которые узнают путешественники из любой страны. Учтя эти рекомендации, мы решили подписывать белорусское наследие на родном белорусском языке, используя при этом международно признанные значки-обозначения. Согласитесь, было бы неправильным потерять свою аутентичность в погоне за созданием максимального удобства для туриста, который за этой аутентичностью как раз таки и приехал. Если наших экскурсоводов часто просят просто поговорить на белорусском языке, значит, он тоже интересен туристу. А для удобства разумнее использовать подробную карту на понятном этому человеку языке. Сейчас все большее развитие получают всевозможные электронные навигаторы, у нас эта работа еще только начинается, но рано или поздно мы предоставим и такую возможность гостям Беларуси.
- Нашу страну сейчас больше узнают за рубежом?
- Несравнимо больше! В 2006 году, когда мы первый раз участвовали в туристической выставке в Пекине, было очень сложно объяснить китайцам, откуда мы, собственно, приехали. Когда мы поехали туда в нынешнем году, стало понятно, что общей информацией обладает уже каждый образованный китаец. От нас на этот раз все хотели конкретики: что еще нового у нас построили, что можно посмотреть, куда съездить. Так что информационный вакуум, о котором раньше часто говорили, сейчас понемногу рассасывается. Туристы на выставках интересуются уже конкретными маршрутами и датами, а не общими сведениями.
- На ваш взгляд, на этот процесс влияет привлечение к работе над продвижением страны западных имиджмейкеров, таких как лорд Белл?
- В прошлом году мы сотрудничали с агентством Bell Pottinger в рамках нашего участия на туристической выставке в Лондоне, и ее представители нам действительно помогли: подсказали, что лучше привезти с собой, на что сделать упор, пригласили представителей СМИ, чтобы сделать фотосессию на фоне Биг Бена. У меня осталось положительное впечатление о такой форме сотрудничества - опыт у компании наработан огромный, концепцию продвижения они представляют в виде четкого плана. Понятно, что зарубежные компании мало знают нашу страну, зато они знают свою страну и менталитет ее людей, а значит, знают, чем их можно зацепить, знают наиболее эффективные механизмы рекламы. В тесном сотрудничестве с белорусской стороной они могут реализовать действительно хорошие проекты. Мы знаем, какими возможностями располагаем, они знают, как лучше их преподнести. В любом случае основная работа всегда делается белорусскими компаниями, и им иногда очень полезно узнать, что в другой стране существует журнал, которому доверяет большая часть населения, так что опубликование информации именно в этом журнале будет максимально полезным и эффективным. В том числе итогом работы и агентства Bell Pottinger стало включение Беларуси в десятку лучших мест для отдыха в 2009 году британским туристическим порталом TravelMail, хотя, конечно, вклад в это был сделан и множеством других мероприятий по продвижению страны.
- Скоро финал 7-го туристского конкурса "Познай Беларусь", как он проходит в этом году?
- Уже закончен прием заявок, всего их набралось около 120, и нужно отметить, что, несмотря на все финансовые трудности, количество желающих поучаствовать в конкурсе не уменьшилось. В этом году представлены очень сильные компании, поэтому конкуренция будет серьезная. В первый раз была представлена новая номинация - концепция бренда страны, - и очень приятно, что в ней приняли участие как граждане Беларуси, так и высшие учебные заведения. Идеи и наработки очень интересные, возможно, позже мы опубликуем их. И, думаю, по итогам конкурса вполне может появиться новый бренд Беларуси. Награждение участников конкурса будет проходить в первый день осенней туристической выставки, 28 октября, в открытом формате, и Национальное агентство по туризму заранее приглашает на него всех желающих.
Беседовала Ирина ШПАКОВСКАЯ