На большинстве полотен Марка Шагала изображен Витебск, в котором художник провел первые 33 года своей жизни. На протяжении всего творчества «гений места» не отпускал одного из самых дорогих художников Европы. Именно поэтому Витебск интересен шагаловедам, исследующим творчество Шагала, и обычным туристам, стремящимся узреть в современном Витебске атмосферу города на рубеже XIX–ХХ веков. В этом году Музею Марка Шагала в Витебске исполняется 20 лет, а в Арт-центре художника 11 июня пройдут XXI Международные Шагаловские чтения. О том, каким был Витебск Марка Шагала, по каким адресам проложен «шагаловский» маршрут и где сегодня хранятся подлинники художника, мы беседуем с директором Музея Марка Шагала Людмилой ХМЕЛЬНИЦКОЙ.
– Марк Шагал – знаковая фигура для Витебска. Какое место в туристическом облике города занимает творчество художника?
– Я бы сказала – свое и прочное. На организованную экскурсию к нам редко попадает случайный турист. Люди из-за рубежа едут специально, чтобы познакомиться с творчеством Шагала. И если раньше для приезжих художник был зачастую открытием, то сейчас сложился стабильный интерес к его личности. У нас есть еженедельная экскурсионная программа, когда зарубежные туристы останавливаются в Витебске на одну ночь – вечером посещают Арт-центр Марка Шагала, утром едут в Дом-музей художника на улице Покровской, после чего уезжают в Полоцк. Таким образом, их знакомство с Беларусью ограничивается двумя знаковыми в истории страны городами.
– Какие места в Витебске, помимо музеев, связаны с именем художника? Используются ли они в туристических целях?
– В наших планах провести по Витебску «шагаловский» маршрут, поскольку у города для его организации есть большой потенциал. Сохранилось здание городского училища, в котором Шагал учился вместе с Осипом Цадкиным. Сейчас там находится вечерняя школа, но эта точка на маршруте может быть интересна туристам. Уцелело здание Витебского народного художественного училища, которое Шагал организовал в 1918 году. Теперь оно принадлежит Центру современного искусства, и в нем начинается подготовка к реставрации. После чего, хочется верить, там будет открыта экспозиция, посвященная истории училища, когда там работали Марк Шагал, Казимир Малевич, Вера Ермолаева, Эль Лисицкий. Сохранилась могила учителя Шагала – Юделя Пэна – на Старосеменовском кладбище, а также места, связанные с историей семьи первой жены художника – Беллы Розенфельд. В частности, пустует место на улице Толстого, где стояла первоклассная гостиница «Брози» с кегельбаном (разновидность боулинга. – Я.Ш.) и ресторанами русской и французской кухни. Одну часть здания занимал ювелирный магазин родителей Беллы. Планы здания сохранились, и его легко восстановить. Это было бы прекрасное место для музея Марка Шагала. Есть под Витебском и местечко Лиозно, куда мы также возим туристов. Российским критиком Абрамом Эфросом, в 1918 году издавшим книгу о Шагале, была допущена ошибка, которая до сих пор гуляет по прессе. По его словам, художник родился в Лиозно, хотя архивные документы и автобиографические воспоминания Шагала свидетельствуют в пользу Витебска. В Лиозно Шагал лишь приезжал на лето вместе с сестрами и братом. Сегодня районные власти стремятся увековечить имя Шагала – открыли краеведческий музей с уголком, посвященным ему, на Доме культуры повесили мемориальную доску. Но там не хватает наглядного материала – наш музей согласен взять под патронат отдельное здание, чтобы создать в нем музей местечкового еврейского быта, в частности – семьи Шагалов. Тем более что в Беларуси аналогов такого музея нет.
– В Музее Марка Шагала исследуют творчество художника, его окружение, город, в котором он жил. Каким был Витебск рубежа прошлого и позапрошлого веков?
– Если говорить о биографии Шагала, европейские авторы, писавшие о художнике, хорошо представляли, что такое Париж, Берлин 20-х годов, Нью-Йорк 40-х, но плохо знали Витебск конца XIX – начала ХХ века, когда здесь жил Шагал. Поэтому в их представлении Витебск был глухой российской провинцией с грязными деревянными мостовыми и высокими заборами. Реальный Витебск того времени сильно отличался от этого мифа. Это был большой губернский город со своей культурой, развитой промышленностью. Об архитектурном великолепии свидетельствуют барочные церкви, об уровне культуры – люди, избравшие город местом жительства и зачастую по своей воле. Тот же Репин, который купил себе дачу под Витебском, и сейчас там действует музей «Здравнево».
Здесь была богатая культурная жизнь. Достаточно посмотреть на гастрольные афиши оперных театров, которые приезжали в Витебск и в течение месяца давали более 30 опер. Спектакли проходили два раза в день – утром и вечером. И в зале были аншлаги. Не уверена, что в современном Витебске такое возможно, хотя по населению город стал в три раза больше. В Витебск постоянно приезжали гастролеры, поскольку город находился на пересечении железных дорог. В одну ночь можно было приехать из Москвы, Питера, Варшавы, Риги, Киева, а на следующий день вернуться обратно. Раз в год, а бывало и чаще, здесь давал концерты испанский скрипач Пабло де Сарасате.
Беседовала Яна ШИДЛОВСКАЯ
Полный текст интервью читайте в газете «Туризм и отдых» от 9 июня 2011 года