На большинстве полотен Марка Шагала изображен Витебск, в котором художник провел первые 33 года своей жизни. На протяжении всего творчества «гений места» не отпускал одного из самых дорогих художников Европы. Именно поэтому Витебск интересен шагаловедам, исследующим творчество Шагала, и обычным туристам, стремящимся узреть в современном Витебске атмосферу города на рубеже XIX-XX веков. В этом году музею Марка Шагала в Витебске исполняется 20 лет, а в Арт-центре художника 11 июня пройдут XXI Международные Шагаловские чтения. О том, каким был Витебск Марка Шагала, по каким адресам проложен «шагаловский» маршрут и где сегодня хранятся подлинники художника, мы беседуем с директором музея Марка Шагала Людмилой ХМЕЛЬНИЦКОЙ.
- Марк Шагал - знаковая фигура для Витебска. Какое место в туристическом облике города занимает творчество художника?
- Я бы сказала - свое и прочное. На организованную экскурсию к нам редко попадает случайный турист. Люди из-за рубежа едут специально, чтобы познакомиться с творчеством Шагала. И если раньше для приезжих художник был зачастую открытием, то сейчас сложился стабильный интерес к его личности. У нас есть еженедельная экскурсионная программа, когда зарубежные туристы останавливаются в Витебске на одну ночь - вечером посещают Арт-центр Марка Шагала, утром едут в Дом-музей художника на улице Покровской, после чего уезжают в Полоцк. Таким образом, их знакомство с Беларусью ограничивается двумя знаковыми в истории страны городами.
- Какие места в Витебске, помимо музеев, связаны с именем художника? Используются ли они в туристических целях?
- В наших планах провести по Витебску «шагаловский» маршрут, поскольку у города для его организации есть большой потенциал. Сохранилось здание городского училища, в котором Шагал учился вместе с Осипом Цадкиным. Сейчас там находится вечерняя школа, но эта точка на маршруте может быть интересна туристам. Уцелело здание Витебского народного художественного училища, которое Шагал организовал в 1918 году. Теперь оно принадлежит Центру современного искусства, и в нем начинается подготовка к реставрации. После чего, хочется верить, там будет открыта экспозиция, посвященная истории училища, когда там работали Марк Шагал, Казимир Малевич, Вера Ермолаева, Эль Лисицкий. Сохранилась могила учителя Шагала - Юделя Пэна - на Старосеменовском кладбище, а также места, связанные с историей семьи первой жены художника - Беллы Розенфельд. В частности, пустует место на улице Толстого, где стояла первоклассная гостиница «Брози» с кегельбаном (разновидность боулинга. - Я.Ш.) и ресторанами русской и французской кухни. Одну часть здания занимал ювелирный магазин родителей Беллы. Планы здания сохранились, и его легко восстановить. Это было бы прекрасное место для музея Марка Шагала. Есть под Витебском и местечко Лиозно, куда мы также возим туристов. Российским критиком Абрамом Эфросом, в 1918 году издавшим книгу о Ша- гале, была допущена ошибка, которая до сих пор гуляет по прессе. По его словам, художник родился в Лиозно, хотя архивные документы и автобиографические воспоминания Шагала свидетельствуют в пользу Витебска. В Лиозно Шагал лишь приезжал на лето вместе с сестрами и братом. Сегодня районные власти стремятся увековечить имя Шагала - открыли краеведческий музей с уголком, посвященным ему, на Доме культуры повесили мемориальную доску. Но там не хватает наглядного материала - наш музей согласен взять под патронат отдельное здание, чтобы создать в нем музей местечкового еврейского быта, в частности - семьи Шагалов. Тем более что в Беларуси аналогов такого музея нет.
- В музее Марка Шагала исследуют творчество художника, его окружение, город, в котором он жил. Каким был Витебск рубежа прошлого и позапрошлого веков?
- Если говорить о биографии Шагала, европейские авторы, писавшие о художнике, хорошо представляли, что такое Париж, Берлин 20-х годов, Нью-Йорк 40-х, но плохо знали Витебск конца XIX - начала ХХ века, когда здесь жил Шагал. Поэтому в их представлении Витебск был глухой российской провинцией с грязными деревянными мостовыми и высокими заборами. Реальный Витебск того времени сильно отличался от этого мифа. Это был большой губернский город со своей культурой, развитой промышленностью. Об архитектурном великолепии свидетельствуют барочные церкви, об уровне культуры - люди, избравшие город местом жительства и зачастую по своей воле. Тот же Репин, который купил себе дачу под Витебском, и сейчас там действует музей «Здравнево».
Здесь была богатая культурная жизнь. Достаточно посмотреть на гастрольные афиши оперных театров, которые приезжали в Витебск и в течение месяца давали более 30 опер. Спектакли проходили два раза в день - утром и вечером. И в зале были аншлаги. Не уверена, что в современном Витебске такое возможно, хотя по населению город стал в три раза больше. В Витебск постоянно приезжали гастролеры, поскольку город находился на пересечении железных дорог. В одну ночь можно было приехать из Москвы, Питера, Варшавы, Риги, Киева, а на следующий день вернуться обратно. Раз в год, а бывало и чаще, здесь давал концерты испанский скрипач Пабло де Сарасате.
Здесь жила великолепная пианистка Фрида Тейтельбаум-Левинсон, которая была женой витебского фабриканта, владельца пивоваренного завода «Левенбрей». Свою музыкальную карьеру она прекратила лишь потому, что вышла замуж и решила осесть в Витебске. Ей не надо было зарабатывать деньги, поэтому уроки она давала только по своему выбору. Одной из ее учениц стала Мария Юдина, которая с родителями жила в Невеле, а в Витебске проживали ее дядюшки, тетушки и двоюродные братья. По тогдашним временам сто километров, разделяющие города, можно было проехать за три часа на скором поезде. Мария приезжала на уроки в течение шести лет, после чего сразу поступила в Петербургскую консерваторию. Сегодня она одна из самых знаменитых пианисток ХХ века.
- В этом году музею Марка Шагала исполняется 20 лет. Какие раритеты могут увидеть туристы в его экспозиции?
Если учесть, что во всей Беларуси нет ни одной подлинной работы Шагала, то 300 графических работ художника, которыми располагает наш музей, большая ценность. Арт-центр Марка Шагала - это единственное место в Беларуси, где круглый год можно увидеть работы художника. Подлинники Шагала хранятся в коллекциях Эрмитажа, Третьяковской галереи, в музее имени Пушкина, но выставляют их нечасто. Поэтому с работами художника могут ознакомиться лишь специалисты, получившие на это разрешение. Летом мы экспонируем большое количество графических работ. Зимой - меньше, поскольку часть экспозиции отдаем под выставки современного искусства. Все работы музея уникальны, но среди них есть наиболее ценные раритеты. Нельзя не отметить серию иллюстраций Марка Шагала к поэме Гоголя «Мертвые души». Для того чтобы их популяризировать, мы вместе с Минской печатной фабрикой Гознака издали сувенирный набор открыток в виде книги большого формата с репродукциями офортов Шагала и с цитатами из поэмы Гоголя на русском и английском языке на обороте.
- С жизнью и творчеством Марка Шагала можно также познакомиться в библиотеке Арт-центра?
- Свою научную библиотеку мы комплектуем целенаправленно. Мы собираем книги и по искусству начала ХХ века, но 80% нашего собрания – это книги о Марке Шагале. Библиотека уже насчитывает около пяти тысяч томов. Особенность коллекции в том, что книги о Шагале собраны преимущественно на европейских языках. Это не наша прихоть, а объективное обстоятельство. О Шагале еще во время его жизни было написано немыслимое количество книг, но все они выходили в Европе, Азии, Америке. На русском языке только теперь начинают издаваться книги, которые мы тоже либо покупаем, либо получаем в подарок от авторов или издательств. Все, что выходит о Шагале в России, мы стремимся получить и для нашего магазина, в котором продаем сувениры и книги. В библиотеке есть очень редкие вещи о Шагале, потому как основу библиотеки мы получили в дар от доктора Генриха Манделя - коллекционера, жившего в Германии и всю жизнь собиравшего работы Шагала и книги о его жизни и творчестве. Ему удалось собрать редкие издания, начиная от первых книг, которые выходили в начале ХХ века.
- Один из источников пополнения библиотеки - ежегодные Шагаловские чтения?
- Не совсем. Библиотеку мы пополняем за счет даров или обмена. За много лет мы установили контакты с крупнейшими библиотеками и музеями России, которые делают много выставок русского и европейского авангарда. Они имеют хорошее финансирование и выпускают роскошные альбомы в качестве каталогов выставок. Многие из этих книг приходят и к нам.
У нас есть свое издание, которым мы сделали себе имя в профессиональном кругу шагаловедов, - «Бюллетень музея Марка Шагала». В нем мы публикуем тексты докладов Шагаловских чтений, которые проходят ежегодно с 1991 года. Мы подсчитали, что за 20 лет было прочитано 195 докладов, и все преимущественно о Марке Шага- ле. На чтениях побывали участники из Франции, Германии, Польши, Швейцарии, Англии, Америки, Южной Африки, России, Украины, Беларуси. Статистика показывает, что когда мы выкладываем тексты докладов на нашем портале, их часто читают и, более того, используют в научных трудах. Приятно, когда в университете Торонто ссылаются на наши исследования.
В этом году XXI Международные Шагаловские чтения пройдут 11 июня в Арт-центре Марка Шагала. Мы заслушаем шесть научных докладов российских и белорусских исследователей о самом художнике, его отношениях с собратьями по кисти, о семье Беллы Розенфельд, об отзвуках творчества Шагала в работах современных художников.
- 17 июня на аукционе Sotheby's в Нью-Йорке выставят альбом эскизов Марка Шагала. Сборник 40-60-х годов станет ценнейшим лотом июньских торгов. Следит ли музей за перемещениями картин Шагала?
- В силу наших профессиональных обязанностей мы должны знать, где находятся работы художника. Регулярно мы получаем из Европы каталоги аукционов, следим за тем, что продается, где и за какие деньги. Для более серьезного отслеживания перемещения работ существует Комитет Марка Шагала в Париже, в который входят наследники Марка Шагала, кровно заинтересованные в покупке и продаже картин. К сожалению, в мире с каждым годом появляется все больше подделок. Подлинный Шагал разошелся по всему миру. Его нет разве что в Антарктиде. Сейчас наблюдается отток картин Шагала в российские частные коллекции. А самое большое собрание работ находится в Париже. По законам Франции, после смерти художника его наследники должны были заплатить государству пошлину и сделали это его картинами. Поэтому в 1988 году большое количество работ - живописи и графики - перешло в Музей современного искусства в центре Жоржа Помпиду.
- В Европе среди туристов популярны персональные музеи писателей, музыкантов, актеров. В создании экспозиции зачастую помогают близкие родственники и друзья. Как создавался интерьер Дома-музея Марка Шагала в Витебске?
- У нас хорошие связи с внучками Марка Шагала - его прямыми наследницами. Но у них нет мемориальных вещей, которые бы нас интересовали. В 1920 году Шагал уехал в Москву, не зная, что в Витебск он уже никогда не вернется. В то время он едва ли думал о том, что после его смерти в Витебске откроют Дом-музей, поэтому мебель и предметы быта не вывозились. Началась Гражданская война. Два года Шагал с женой жил в голодной Москве, и Белла вынуждена была ходить на рынок, чтобы менять у спекулянтов драгоценности на хлеб. Потом Шагал уехал в Берлин, а оттуда - в Париж. Во время Второй мировой войны супруги, собрав картины, уплыли в Америку. Поэтому семейными воспоминаниями нам пришлось пользоваться мало. Основой для создания экспозиции послужила автобиографическая книга Шагала «Моя жизнь», которая охватывает его жизнь до отъезда из Витебска. Художнику-экспозиционеру Юрию Черняку удалось найти консенсус между вымыслом и правдой жизни. Он точно попал в социальный уровень жизни семьи Шагалов, когда важно было не переборщить и не поставить дорогие антикварные вещи, которые могли быть только в купеческом доме родителей Беллы, а не в доме среднего достатка. И эта правда убеждает туристов, а многих трогает, что дорогой, признанный при жизни художник жил в таком маленьком доме с крохотными комнатами.
В нашем случае внуки Шагала больше узнают о раннем периоде жизни деда в витебском музее. В частности, внучка Шагала Мерет Мейер-Грабер, которая живет в Швейцарии, а работает в Париже и является вице-президентом Комитета Марка Шагала, предпочитает уточнять факты из биографии дедушки здесь. Мерет занимается организацией выставок Шагала во всем мире. С 1997 по 2005 год пять выставок прошло и в Беларуси.
- Моцарт стал настоящим символом Вены. Витебск часто ассоциируют с Марком Шагалом, но художник, на мой взгляд, недостаточно популяризуется именно в связке с городом. Что для этого можно сделать?
- Конечно, можно наладить выпуск сувениров. Но если в случае с Моцартом уже прошло намного больше 75 лет после смерти музыканта, и его портрет можно тиражировать даже на шоколадных конфетах, то на Шагала еще распространяются авторские права. Использовать его изображение или даже выпускать открытки с репродукциями его картин можно не иначе как с разрешения наследников.
В данном случае нужны шаги, которые уже предпринимались со стороны властей города и области, но были приостановлены из-за отсутствия бюджета. Это разработка долгосрочной программы, направленной на то, чтобы превратить имя Шагала в полноценный туристический продукт для Витебска и Беларуси в целом. Чем больше Шагала будет в Беларуси, тем лучше. Для этого надо вложить много средств в реконструкцию территории, прилегающей к Дому-музею Марка Шагала на улице Покровской, куда было бы рациональнее перенести и Арт-центр. Проект Шагаловского квартала уже был создан - планировалось восстановить деревянную и каменную застройку улицы, которая может функционально использоваться и работать на туристический бизнес. Здесь могут быть маленькая гостиница, ресторанчик, театр, парикмахерская, сувенирная лавка. Вот тогда можно ставить вопрос об авторских правах и тиражировать Шагала на чем угодно. За пределами квартала можно строить комфортабельные отели, хорошие рестораны, и тогда проект заработает. Приедут первые туристы, осмотрятся, отправят домой открытку, расскажут друзьям и родственникам - и это будет для нас лучшей рекламой.
Беседовала Яна ШИДЛОВСКАЯ