https://www.traditionrolex.com/8
<p>На большинстве полотен Марка Шагала изображен  Витебск, в котором художник провел первые 33  года своей жизни. В этом году музею Марка Шагала в Витебске  исполняется 20 лет, а в Арт-центре художника 11 июня пройдут XXI  Международные Шагаловские чтения. О том, каким был Витебск Марка  Шагала, по каким адресам проложен «шагаловский» маршрут и где сегодня  хранятся подлинники художника, мы беседуем с ди­ректором музея Марка  Шагала Людмилой ХМЕЛЬНИЦКОЙ.</p>

На большинстве полотен Марка Шагала изображен  Витебск, в котором художник провел первые 33  года своей жизни. На протяжении всего творче­ства «гений места» не отпускал одного из самых дорогих художников Европы. Именно поэтому Витебск интересен шагаловедам, исследующим творчество Шагала, и обычным туристам, стремящимся узреть в современном Витебске ат­мосферу города на рубеже XIX-XX веков. В этом году музею Марка Шагала в Витебске исполняется 20 лет, а в Арт-центре художника 11 июня пройдут XXI Международные Шагаловские чтения. О том, каким был Витебск Марка Шагала, по каким адресам проложен «шагаловский» маршрут и где сегодня хранятся подлинники художника, мы беседуем с ди­ректором музея Марка Шагала Людмилой ХМЕЛЬНИЦКОЙ.

hmeln

-    Марк Шагал - знаковая фигура для Витебска. Какое место в тури­стическом облике города занимает творчество художника?

-   Я бы сказала - свое и прочное. На организованную экскурсию к нам ред­ко попадает случайный турист. Люди из-за рубежа едут специально, чтобы познакомиться с творчеством Шагала. И если раньше для приезжих худож­ник был зачастую открытием, то сей­час сложился стабильный интерес к его личности. У нас есть еженедельная экскурсионная программа, когда зару­бежные туристы останавливаются в Ви­тебске на одну ночь - вечером посе­щают Арт-центр Марка Шагала, утром едут в Дом-музей художника на улице Покровской, после чего уезжают в По­лоцк. Таким образом, их знакомство с Беларусью ограничивается двумя зна­ковыми в истории страны городами.

-   Какие места в Витебске, помимо музеев, связаны с именем художни­ка? Используются ли они в туристи­ческих целях?

-   В наших планах провести по Витеб­ску «шагаловский» маршрут, посколь­ку у города для его организации есть большой потенциал. Сохранилось здание городского училища, в котором Шагал учился вместе с Осипом Цадкиным. Сейчас там находится вечерняя школа, но эта точка на маршруте мо­жет быть интересна туристам. Уцеле­ло здание Витебского народного худо­жественного училища, которое Шагал организовал в 1918 году. Теперь оно принадлежит Центру современного ис­кусства, и в нем начинается подготов­ка к реставрации. После чего, хочется верить, там будет открыта экспозиция, посвященная истории училища, когда там работали Марк Шагал, Казимир Ма­левич, Вера Ермолаева, Эль Лисицкий. Сохранилась могила учителя Шагала - Юделя Пэна - на Старосеменовском кладбище, а также места, связанные с историей семьи первой жены худож­ника - Беллы Розенфельд. В частности, пустует место на улице Толстого, где стояла первоклассная гостиница «Брози» с кегельбаном (разновидность боу­линга. - Я.Ш.) и ресторанами русской и французской кухни. Одну часть здания занимал ювелирный магазин родите­лей Беллы. Планы здания сохранились, и его легко восстановить. Это было бы прекрасное место для музея Марка Шагала. Есть под Витебском и местечко Лиозно, куда мы также возим туристов. Российским критиком Абрамом Эфро­сом, в 1918 году издавшим книгу о Ша- гале, была допущена ошибка, которая до сих пор гуляет по прессе. По его сло­вам, художник родился в Лиозно, хотя архивные документы и автобиографи­ческие воспоминания Шагала свиде­тельствуют в пользу Витебска. В Лиозно Шагал лишь приезжал на лето вместе с сестрами и братом. Сегодня районные власти стремятся увековечить имя Ша­гала - открыли краеведческий музей с уголком, посвященным ему, на Доме культуры повесили мемориальную до­ску. Но там не хватает наглядного мате­риала - наш музей согласен взять под патронат отдельное здание, чтобы соз­дать в нем музей местечкового еврей­ского быта, в частности - семьи Шага­лов. Тем более что в Беларуси аналогов такого музея нет.

hmeln1

-   В музее Марка Шагала исследу­ют творчество художника, его окру­жение, город, в котором он жил. Ка­ким был Витебск рубежа прошлого и позапрошлого веков?

-    Если говорить о биографии Шага­ла, европейские авторы, писавшие о художнике, хорошо представляли, что такое Париж, Берлин 20-х годов, Нью-Йорк 40-х, но плохо знали Витебск кон­ца XIX - начала ХХ века, когда здесь жил Шагал. Поэтому в их представлении Ви­тебск был глухой российской провин­цией с грязными деревянными мосто­выми и высокими заборами. Реальный Витебск того времени сильно отличал­ся от этого мифа. Это был большой гу­бернский город со своей культурой, развитой промышленностью. Об ар­хитектурном великолепии свидетель­ствуют барочные церкви, об уровне культуры - люди, избравшие город ме­стом жительства и зачастую по своей воле. Тот же Репин, который купил себе дачу под Витебском, и сейчас там дей­ствует музей «Здравнево».

Здесь была богатая культурная жизнь. Достаточно посмотреть на га­строльные афиши оперных театров, ко­торые приезжали в Витебск и в течение месяца давали более 30 опер. Спектак­ли проходили два раза в день - утром и вечером. И в зале были аншлаги. Не уверена, что в современном Витебске такое возможно, хотя по населению го­род стал в три раза больше. В Витебск постоянно приезжали гастролеры, по­скольку город находился на пересече­нии железных дорог. В одну ночь мож­но было приехать из Москвы, Питера, Варшавы, Риги, Киева, а на следующий день вернуться обратно. Раз в год, а бы­вало и чаще, здесь давал концерты ис­панский скрипач Пабло де Сарасате.

Здесь жила великолепная пианист­ка Фрида Тейтельбаум-Левинсон, кото­рая была женой витебского фабрикан­та, владельца пивоваренного завода «Левенбрей». Свою музыкальную ка­рьеру она прекратила лишь потому, что вышла замуж и решила осесть в Витебске. Ей не надо было зарабаты­вать деньги, поэтому уроки она давала только по своему выбору. Одной из ее учениц стала Мария Юдина, которая с родителями жила в Невеле, а в Витеб­ске проживали ее дядюшки, тетушки и двоюродные братья. По тогдашним временам сто километров, разделяю­щие города, можно было проехать за три часа на скором поезде. Мария при­езжала на уроки в течение шести лет, после чего сразу поступила в Петер­бургскую консерваторию. Сегодня она одна из самых знаменитых пианисток ХХ века.

hmeln2

-   В этом году музею Марка Шагала исполняется 20 лет. Какие раритеты могут увидеть туристы в его экспо­зиции?

Если учесть, что во всей Беларуси нет ни одной подлинной работы Шага­ла, то 300 графических работ художни­ка, которыми располагает наш музей, большая ценность. Арт-центр Марка Шагала - это единственное место в Бе­ларуси, где круглый год можно увидеть работы художника. Подлинники Шага­ла хранятся в коллекциях Эрмитажа, Третьяковской галереи, в музее имени Пушкина, но выставляют их нечасто. Поэтому с работами художника могут ознакомиться лишь специалисты, по­лучившие на это разрешение. Летом мы экспонируем большое количество графических работ. Зимой - меньше, поскольку часть экспозиции отдаем под выставки современного искусства. Все работы музея уникальны, но сре­ди них есть наиболее ценные рарите­ты. Нельзя не отметить серию иллю­страций Марка Шагала к поэме Гоголя «Мертвые души». Для того чтобы их по­пуляризировать, мы вместе с Минской печатной фабрикой Гознака издали су­венирный набор открыток в виде кни­ги большого формата с репродукци­ями офортов Шагала и с цитатами из поэмы Гоголя на русском и английском языке на обороте.

-   С жизнью и творчеством Марка Шагала можно также познакомить­ся в библиотеке Арт-центра?

-   Свою научную библиотеку мы ком­плектуем целенаправленно. Мы соби­раем книги и по искусству начала ХХ века, но 80% нашего собрания – это книги о Марке Шагале. Библиотека уже насчитывает около пяти тысяч томов. Особенность коллекции в том, что кни­ги о Шагале собраны преимуществен­но на европейских языках. Это не наша прихоть, а объективное обстоятель­ство. О Шагале еще во время его жизни было написано немыслимое количе­ство книг, но все они выходили в Ев­ропе, Азии, Америке. На русском язы­ке только теперь начинают издаваться книги, которые мы тоже либо покупа­ем, либо получаем в подарок от авто­ров или издательств. Все, что выходит о Шагале в России, мы стремимся по­лучить и для нашего магазина, в кото­ром продаем сувениры и книги. В би­блиотеке есть очень редкие вещи о Шагале, потому как основу библиотеки мы получили в дар от доктора Генри­ха Манделя - коллекционера, живше­го в Германии и всю жизнь собиравше­го работы Шагала и книги о его жизни и творчестве. Ему удалось собрать ред­кие издания, начиная от первых книг, которые выходили в начале ХХ века.

-     Один из источников пополне­ния библиотеки - ежегодные Шагаловские чтения?

-    Не совсем. Библиотеку мы попол­няем за счет даров или обмена. За мно­го лет мы установили контакты с круп­нейшими библиотеками и музеями России, которые делают много выста­вок русского и европейского авангар­да. Они имеют хорошее финансирова­ние и выпускают роскошные альбомы в качестве каталогов выставок. Многие из этих книг приходят и к нам.

У нас есть свое издание, которым мы сделали себе имя в профессиональ­ном кругу шагаловедов, - «Бюллетень музея Марка Шагала». В нем мы публи­куем тексты докладов Шагаловских чтений, которые проходят ежегодно с 1991 года. Мы подсчитали, что за 20 лет было прочитано 195 докладов, и все преимущественно о Марке Шага- ле. На чтениях побывали участники из Франции, Германии, Польши, Швейца­рии, Англии, Америки, Южной Африки, России, Украины, Беларуси. Статистика показывает, что когда мы выкладыва­ем тексты докладов на нашем портале, их часто читают и, более того, исполь­зуют в научных трудах. Приятно, когда в университете Торонто ссылаются на наши исследования.

В этом году XXI Международные Шагаловские чтения пройдут 11 июня в Арт-центре Марка Шагала. Мы заслу­шаем шесть научных докладов россий­ских и белорусских исследователей о самом художнике, его отношениях с собратьями по кисти, о семье Беллы Розенфельд, об отзвуках творчества Шагала в работах современных худож­ников.

-   17 июня на аукционе Sotheby's в Нью-Йорке выставят альбом эски­зов Марка Шагала. Сборник 40-60-х годов станет ценнейшим лотом июньских торгов. Следит ли музей за перемещениями картин Шагала?

-    В силу наших профессиональных обязанностей мы должны знать, где находятся работы художника. Регуляр­но мы получаем из Европы каталоги аукционов, следим за тем, что прода­ется, где и за какие деньги. Для более серьезного отслеживания перемеще­ния работ существует Комитет Мар­ка Шагала в Париже, в который входят наследники Марка Шагала, кровно за­интересованные в покупке и продаже картин. К сожалению, в мире с каждым годом появляется все больше подде­лок. Подлинный Шагал разошелся по всему миру. Его нет разве что в Антар­ктиде. Сейчас наблюдается отток кар­тин Шагала в российские частные кол­лекции. А самое большое собрание работ находится в Париже. По зако­нам Франции, после смерти художни­ка его наследники должны были запла­тить государству пошлину и сделали это его картинами. Поэтому в 1988 году большое количество работ - живопи­си и графики - перешло в Музей со­временного искусства в центре Жор­жа Помпиду.

-    В Европе среди туристов попу­лярны персональные музеи писате­лей, музыкантов, актеров. В созда­нии экспозиции зачастую помогают близкие родственники и друзья. Как создавался интерьер Дома-му­зея Марка Шагала в Витебске?

-    У нас хорошие связи с внучками Марка Шагала - его прямыми наслед­ницами. Но у них нет мемориальных вещей, которые бы нас интересовали. В 1920 году Шагал уехал в Москву, не зная, что в Витебск он уже никогда не вернется. В то время он едва ли думал о том, что после его смерти в Витебске откроют Дом-музей, поэтому мебель и предметы быта не вывозились. Нача­лась Гражданская война. Два года Ша­гал с женой жил в голодной Москве, и Белла вынуждена была ходить на ры­нок, чтобы менять у спекулянтов дра­гоценности на хлеб. Потом Шагал уехал в Берлин, а оттуда - в Париж. Во вре­мя Второй мировой войны супруги, со­брав картины, уплыли в Америку. Поэ­тому семейными воспоминаниями нам пришлось пользоваться мало. Осно­вой для создания экспозиции послужи­ла автобиографическая книга Шагала «Моя жизнь», которая охватывает его жизнь до отъезда из Витебска. Худож­нику-экспозиционеру Юрию Черняку удалось найти консенсус между вымыс­лом и правдой жизни. Он точно попал в социальный уровень жизни семьи Ша­галов, когда важно было не перебор­щить и не поставить дорогие антиквар­ные вещи, которые могли быть только в купеческом доме родителей Беллы, а не в доме среднего достатка. И эта прав­да убеждает туристов, а многих трогает, что дорогой, признанный при жизни ху­дожник жил в таком маленьком доме с крохотными комнатами.

В нашем случае внуки Шагала боль­ше узнают о раннем периоде жизни деда в витебском музее. В частности, внучка Шагала Мерет Мейер-Грабер, которая живет в Швейцарии, а работа­ет в Париже и является вице-президен­том Комитета Марка Шагала, предпо­читает уточнять факты из биографии дедушки здесь. Мерет занимается ор­ганизацией выставок Шагала во всем мире. С 1997 по 2005 год пять выставок прошло и в Беларуси.

-    Моцарт стал настоящим симво­лом Вены. Витебск часто ассоцииру­ют с Марком Шагалом, но художник, на мой взгляд, недостаточно попу­ляризуется именно в связке с горо­дом. Что для этого можно сделать?

-    Конечно, можно наладить выпуск сувениров. Но если в случае с Моцар­том уже прошло намного больше 75 лет после смерти музыканта, и его пор­трет можно тиражировать даже на шо­коладных конфетах, то на Шагала еще распространяются авторские права. Использовать его изображение или даже выпускать открытки с репродук­циями его картин можно не иначе как с разрешения наследников.

В данном случае нужны шаги, кото­рые уже предпринимались со сторо­ны властей города и области, но были приостановлены из-за отсутствия бюд­жета. Это разработка долгосрочной программы, направленной на то, что­бы превратить имя Шагала в полно­ценный туристический продукт для Витебска и Беларуси в целом. Чем больше Шагала будет в Беларуси, тем лучше. Для этого надо вложить мно­го средств в реконструкцию террито­рии, прилегающей к Дому-музею Мар­ка Шагала на улице Покровской, куда было бы рациональнее перенести и Арт-центр. Проект Шагаловского квар­тала уже был создан - планировалось восстановить деревянную и камен­ную застройку улицы, которая может функционально использоваться и ра­ботать на туристический бизнес. Здесь могут быть маленькая гостиница, ре­сторанчик, театр, парикмахерская, су­венирная лавка. Вот тогда можно ста­вить вопрос об авторских правах и тиражировать Шагала на чем угодно. За пределами квартала можно стро­ить комфортабельные отели, хорошие рестораны, и тогда проект заработает. Приедут первые туристы, осмотрятся, отправят домой открытку, расскажут друзьям и родственникам - и это будет для нас лучшей рекламой.

Беседовала Яна ШИДЛОВСКАЯ

https://www.traditionrolex.com/8