Ирина ШПАКОВСКАЯ
Несмотря на несколько замысловатое название «Дифференцированный подход в обслуживании иностранных туристов с учетом этнопсихологических особенностей», республиканский обучающий семинар оказался неожиданно легким для восприятия. Специалисты-практики из самых различных отраслей подняли немало актуальных проблем как в продвижении туристического продукта, так и в обслуживании гостей.
Первое выступление на семинаре было посвящено вопросам бренда страны и ее туристического продукта. Практикующий маркетолог центра системных бизнес-технологий Satio Светлана Папсуй рассказала об основных этапах создания туристического бренда страны.
«Территориальный брендинг подразумевает подключение трех сторон: государства, бизнес-кругов и профессиональных маркетологов, - рассказала она. - Покупателю необходимо показать не то, что вы думаете о своей стране, а то, что он хочет увидеть: картинку, отражающую его стереотипы. Очень важна при этом эмоциональная составляющая ролика. В реальной практике были случаи, когда страна развивала свой бренд при полном отсутствии туристической инфраструктуры. В Беларуси существует множество потенциальных брендов, которые не используются. К примеру, Бобруйск в интернет-сообществах давно превратился в интернет-мем. Очень мало внимания в брендировании страны отдается фигуре Франциска Скорины, мало используется аутентичная символика вроде вытинанки. Конечно, продвижения бренда страны - это задача не только турфирм: когда речь идет о подобных масштабах, необходимы поддержка государства и консолидация усилий».
Вторая часть семинара была посвящена мастер-классу, организованному по инициативе гидов-переводчиков, имеющих большой опыт в работе с иностранными туристами. По словам гида-переводчика Людмилы Костюкович, труднее всего работать с туристами из тех стран, история и культура которых имеет с Беларусью много общего. Поляков и литовцев, например, не удивить ни национальной кухней, ни сувенирами, но при этом многие из них хотят увидеть места, где родились и жили их предки. Галина Бусько рассказала, что аккуратным немцам очень нравится чистота Беларуси, но они совершенно не выносят громких песен в ресторане. Англоязычные туристы с удовольствием посещают современные здания в Минске и колоритный Комаровский рынок, а неорганизованные итальянцы являются обладателями самых нежных желудков. Общая беда многих туристических объектов Беларуси - отсутствие подлинного радушия и улыбок. Гиды отметили, что это очень смущает иностранных туристов, и поделились множеством ценных наблюдений из опыта своей работы. Питание, проживание, предпочтения в экскурсионной программе, интересы и особенности характера представителей разных наций - все это смогли узнать присутствующие на семинаре профессионалы.