https://www.traditionrolex.com/8
<p><strong>От редактора<br /></strong>Не знаю, как вы, а я весьма уважаю рос­сийскую публицистку Юлию  Латынину. Не за то, что она говорит о Беларуси, - тут как раз бывают  серьез­ные претензии и несогла­сия. Хотя ей простительно - нелегко  понять и правильно оценить со стороны, что тут у нас происходит.</p>

От редактора

gl-red Лилия КОБЗИК

Не знаю, как вы, а я весьма уважаю рос­сийскую публицистку Юлию Латынину. Не за то, что она говорит о Беларуси, - тут как раз бывают серьез­ные претензии и несогла­сия. Хотя ей простительно - нелегко понять и правильно оценить со стороны, что тут у нас происходит.

Мы и сами, кажется, не готовы про­износить всю правду до конца, и, как бы ни убеждали себя и аудиторию правые и левые, точки над «i» еще не расставлены. Латынина, на мой взгляд, каждым материалом демон­стрирует профессиональный, сме­лый и честный подход к освещению проблем. В минувшей передаче «Код доступа» она совершенно справед­ливо заметила, что многие новости в России подаются в будущем време­ни, хотя на самом деле никакими но­востями не являются, более того - они, по сути, являются не чем иным, как пропагандой. Где-то что-то когда- то будет сделано или построено. Де­кларации о намерениях затемняют пропагандистским тоном конкрет­ную жизнь и реальное анонсирова­ние и обсуждение уже случившихся вещей и событий.

По-моему, мы вместе с Россией хвораем одной болезнью. А в бело­русском туризме «новости в будущем времени» цветут просто пышным цветом. Как у нас будет развит ту­ризм на Августовском канале, сколь­ко появится трансграничных марш­рутов, гостиниц - и, разумеется, как все это можно будет легко заброни­ровать по интернету! Хотя давно уже видно, что на пути многих планов встает конкретная жизнь, в том чис­ле и законодательство.

Тем, кто специализируется на «но­востях в будущем времени», я ре­комендую взять Национальную программу развития туризма на гря­дущую пятилетку. Там можно найти много интересной информации. На­пример, за время реализации про­граммы в Беларуси должно появить­ся 118 региональных туристических брендов. Отлично - я не против. Только, боюсь, это невозможно. По­нятие «бренда» к нам пока не имеет никакого отношения. То есть в смыс­ле создания современных туристи­ческих брендов мы так же чисты и непорочны, как пасхальная корзин­ка практикующей католички в срав­нении с набором специнвентаря профессиональной стриптизерши. Текущая туристическая действитель­ность в Беларуси абсолютно далека не то что от 118 брендов, но даже от одного-единственного.

Как мы собираемся создавать бренды, если в стране шведский стол как тип питания и оборудования су­ществует в считаных гостиницах, пан­сионатах и санаториях (слава богу, хоть в столичных отелях смогли обу­строить!)? А, собственно, почему - вы никогда не задумывались? Неужели комплексные обеды - это наше на­циональное достояние, вопрос, так сказать, традиций? Вовсе нет. Дело в том, что как только речь заходит о шведском столе, а не о комплексах, в которых должна быть взвешена каж­дая крошка, в гостиницу к собствен­нику прибегает санэпидемстанция, целая туча проверяющих - и это дело глохнет на корню.

Сейчас в Беларуси идет борьба за землю. Можно это понимать и в гло­бальном плане, но есть и конкрет­ный аспект: чтобы наладить какое-то производство, в том числе и туруслуг, нужен участок земли. Получить его - головная боль. Вторая, не менее весомая головная боль - получить больше земли, когда необходимо бу­дет развивать дело, чтобы зараба­тывать (а без развития нет бизнеса). Думаю, в Беларуси нет частника, ко­торый вздумал бы построить гости­ничку - и не покорячился над этой проблемой.

Вполне допускаю, что такие могу­чие организации или компании как Национальный банк или «Табак-Ин­вест», построившие в Беларуси пре­красные средства размещения, мо­гут решить проблемы и со шведским столом, и с землей на раз-два-три. А, допустим, Витя Пупкин, вздумавший соорудить небольшой объект при­дорожного сервиса, замучается, до­биваясь возможности начать дело и развивать его так, как считает нуж­ным. Он неизбежно столкнется с фа­тальной рутинной бюрократией и ощутит непреодолимое желание не инфраструктуру развивать - а забу­риться на дачу в свой огород, или к друзьям на агроусадьбу, или к зна­комым на виллу в Черногорию, или к хорошим людям в Крым: спрятаться там, напиться, уснуть и видеть сны...

Мне все время говорят: вы только критикуете, лучше предложите что-нибудь. У меня есть отличное предло­жение, можно даже вбить его прямо в Национальную программу разви­тия туризма в качестве какого-нибудь «Билля о правах частного собствен­ника в туризме» (вносить поправки никогда не поздно - мировая практи­ка знает такие примеры). Предлагаю с карандашом в руках перечитать, пе­ресмотреть и проанализировать все законы, законодательные и подзакон­ные акты в Беларуси, которые так или иначе, прямо или косвенно касаются туризма и турбизнеса, и ликвидиро­вать, наконец, все совдеповские ана­хронизмы (совдеповские - это жест­ко сказано, можно сформулировать и в более мягкой манере). Можно так и написать в этом «Билле»: ликвидиро­вать несоответствие законодатель­ства целям создания современных ту­ристических брендов.

Все эти анахронизмы мешают по­явлению настоящего туризма в Бела­руси, под которым я понимаю прежде всего современный сервис. Тради­ций, души и гостеприимства у нас - море, а вот сервиса - кот наплакал. То есть он есть, но только в отдель­ных местах, силой своего влияния из­бавленных от бюрократического ока. А собственника действительно нуж­но защитить; как говорил известный герой Булгакова, хирург и профессор Преображенский, - выдать ему та­кую охранную бумажку, чтобы никто не мог его тронуть: железную бумаж­ку, настоящую бумажку! И пусть все занимаются своим делом: в Оперном - поют, а я буду оперировать.

https://www.traditionrolex.com/8