Этого подтянутого, подвижного, даже стремительного мужчину я знаю более тридцати лет. И всегда он был эталоном элегантности и обаяния, лицом белорусского туризма, признанным лидером, настоящим профессионалом. Да и сегодня, глядя на Александра Андреевича Заккиса, ни за что не скажешь, что совсем недавно он отметил свой семидесятилетний юбилей. Для того чтобы взять у него интервью, пришлось довольно долго ждать, пока он вернется из заграничной поездки.
- Александр Андреевич, вы начинали свой путь в туризме в доперестроечные времена, а продолжили в рыночных условиях, пережив, таким образом, две совершенно разные эпохи. В которой из них было легче работать?
- На мой взгляд, все 35 лет, что я работаю в туризме, являлись годами его становления. Для эпохи "советского" туризма была характерна, прежде всего, плановость. Ежегодно планы, которые доводились, в частности Минскому бюро путешествий и экскурсий, которое я возглавлял, увеличивались на 40%. Для обоснования планов подсчитывалось буквально все: материальная база, количество мест проживания и автобусов, численность экскурсоводов и многое другое. Все это строго регламентировалось. Мы знали, к примеру, какие базы вокруг Минска мы загрузим в выходные дни, какие общежития в городе мы можем заполнить: В субботу и воскресенье только наше бюро принимало до 9 тысяч туристов с комплексным обслуживанием! Чуть ли не ежедневно прибывало по три турпоезда! Хорошо помню, что по выходным раньше 9-10 часов вечера я с работы не уходил. Те туристы, которые приезжали на так называемые однодневки, в это количество даже не входили, хотя им предоставлялись и экскурсии и питание. Дело в том, что тогда главным показателем планов были так называемые человеко-дни, поэтому основной составляющей программы считался ночлег.
Структура отечественного туризма в те годы была предельно проста: весь так называемый рынок делили три крупные фирмы: "Беларустурист", "Белинтурист" и "Спутник". "Интурист" занимался иностранным туризмом, "Спутник" - молодежным, "Беларустурист" - внутренним. Минское бюро путешествий и экскурсий представляло собой мощнейшую структуру, в которой насчитывалось только штатных сотрудников более 200 человек. Кроме того, нам помогали бюро путешествий и экскурсий, работающие в Минской области, - в Молодечно, Борисове, Солигорске. Это была настоящая индустрия, причем базировалась она не на рыночных законах, а на идеологической составляющей. В принципе, особых противоречий я здесь не вижу: посредством экскурсий и путешествий мы знакомили людей с памятниками истории и культуры, воспитывали патриотизм, а что это, как не идеология? Правда, здесь была и другая сторона - в должности директора бюро меня утверждали на заседании бюро горкома партии, я был депутатом городского совета. Кстати, это обстоятельство я успешно использовал, потому что задавал с высокой трибуны серьезные вопросы, связанные с развитием столичного туризма.
- Получается, что главной проблемой тогда было справиться с большим потоком туристов? В чем все-таки, на ваш взгляд, заключалась причина подобной активности граждан?
- Говоря современным языком, я бы сказал, что наша страна пользовалась повышенным спросом. Когда мы бывали на всесоюзных семинарах, нас спрашивали: "Вы из Минска? Как к вам попасть?!" Но здесь нельзя не учитывать некоторые экономические и политические факторы. К примеру, систему оплаты путевок. В эквивалентных ценах путешествия по СССР стоили недешево, и если бы часть стоимости или даже полная стоимость не оплачивалась профсоюзами, вряд ли мы принимали бы такое огромное количество туристов. Мы ощущали этот фактор не только на приеме, но и на отправке. К примеру, в бюро существовали авиамаршруты во все столицы союзных республик, на Дальний Восток, в Сибирь и пр. Без помощи профкомов организаций и предприятий мы бы эти рейсы загрузить не могли. Такая же картина наблюдалась и с турпоездами. В этом мы видели реальную и ощутимую поддержку отечественного туризма и со стороны государства, и со стороны профсоюзов.
- А сегодня, по вашему мнению, этой поддержки нет?
- Сегодня готовится большое количество различных документов: указов, постановлений - это действительно так. Но они в большинстве своем носят поверхностный, декларативный характер и не учитывают основных проблем туристической отрасли. Мало того, что все эти документы долго разрабатываются, к их подготовке не привлекаются члены туристических ассоциаций и представители общественности. Иногда дело доходит до абсурда. Приведу пример, связанный с работой над новым ваучером. Я входил в состав авторитетной комиссии, которая билась над изменениями в предложенную первоначально форму ваучера. Вроде, все решили и пришли к единому мнению. И каково же было наше удивление, когда ваучер появился: в первоначальном варианте. Такая же история была и с Законом "О туризме".
- Сегодня в Беларусь приезжает мало иностранцев. В чем, на ваш взгляд, причина?
- Мне очень жаль, что белорусский туризм потерял клиентов из ближнего зарубежья, которые в бытность Минского бюро путешествий и экскурсий составляли основной костяк приема. Считаю, что даже при наличии интереса, для жителей Армении, Туркменистана, Узбекистана и других бывших союзных республик туры в Беларусь являются дорогими. А для "настоящих" иностранцев в Беларуси не хватает нормальной инфраструктуры, да и цена и качество несопоставимы. Кроме того, одна из наиболее существенных причин - стоимость въездной визы. До того, как она увеличилась, наша фирма "Академтур" принимала стабильно в неделю по группе литовцев. Эти туристы были нашими "агитаторами", они рассказывали о нашем городе, покупали белорусские товары. Теперь о подобном приходится только мечтать. Визы нужно упразднить вообще, открыть границы! Кому они нужны, это же туризм!
- И все-таки, если сравнивать "тогда" и "сейчас", в какие времена было проще работать? К примеру, сегодня нет партийного давления...
- Каждое время имеет свои плюсы и минусы. Проблемы были разными и в некотором отношении вообще несравнимыми. Да и задачи другие. Тогда мы решали организационные вопросы, чтобы качественно обеспечить прием туристов. Сейчас главная проблема - найти клиентов, а принять их теперь трудности не представляет - есть и места в гостиницах, и автотранспорт: В этом смысле финансовые планы, которые сегодня доводятся свыше туристическим компаниям, выглядят совершенно некорректно. У меня такое чувство, что чиновники просто слышали, что когда-то такие планы существовали, и механически перенесли их в нынешнее время. Но реалии уже совсем не те! Вместе с тем, по моему мнению, "тогда" мы прошли очень хорошую школу выживания. Поэтому сегодня те квалифицированные специалисты, которые начинали работать в "советском" туризме, успешно "вписались" в современный турбизнес, им проще преодолевать любые трудности.
- Александр Андреевич, когда вы плавно переместились из социалистического туризма в коммерческий, то оставили в качестве приоритетного направления деятельности своего предприятия внутренний туризм. Это произошло из-за того, что вам это направление было ближе?
- Откровенно говоря, это произошло не сразу. Мы двигались поэтапно, как и большинство участников туристического рынка. Первое коммерческое предприятие, которое было создано с моим участием, называлось "Надзея". Вокруг все турфирмы занимались организацией шопинга в Польшу, а мне очень не хотелось этого делать, поэтому мы держались до последнего, затем сдались и года полтора тоже отправляли туристов торговать. До сих пор назвать этот шопинг туризмом язык не поворачивается. Я был очень рад, когда этот период закончился. Вместе с тем "Надзея" занималась всем понемножку. К примеру, мы были первооткрывателями такого популярного болгарского курорта, как Созопол. Когда приехали туда на разведку, то не встретили ни одного белорусского туриста. А сейчас это востребованное направление.
Что касается внутреннего туризма, то мне всегда это направление было ближе, несмотря на то, что оно не приносило больших доходов. Но полностью реализовать свои планы удалось только в турфирме "Академтур". Мы искали какие-то интересные и новые формы работы, причем не только связанные с экскурсионным продуктом. В этом смысле во многом помогли выездные семинары, которые организовывали МСиТ и Национальное агентство по туризму. Особенное впечатление произвели программы, разработанные в Поставах, Лиде и Гомеле.
Нам тоже хотелось создать что-либо подобное. И вот лет пять назад мы решили попробовать организовать отдых в частном секторе на Браславских озерах. Почему выбрали Браслав? Потому что, во-первых, это одно из красивейших мест в Беларуси, а во-вторых, мы немного углубились в историю и вычитали, что раньше Браслав считался замечательным курортом, по вечерам там играла музыка, гуляли отдыхающие, в общем, жизнь била ключом. Мы поехали - и ничего этого не обнаружили - тихо и темно. Но решили не отступать от задуманного, поговорили с хозяевами частных коттеджей, оформили договора, наладили систему оплаты через банк - и начали отправлять в сезон по три-четыре группы в месяц на 10 дней. Питание организовали в городском кафе. Самым "узким" местом оказалась культурная программа, потому что по вечерам нашим туристам было буквально некуда себя девать. Пришлось насытить программу отдыха экскурсиями - в Мосар, Полоцк, а также - выступления фольклорного ансамбля, вечера отдыха и т.д. Ежегодно по нашей программе за сезон в Браславе отдыхало свыше 500 человек. Развитие этого направления одновременно способствовало и развитию самого региона. Были довольны и туристы и хозяева, которые через год начали пристраивать этажи к своим домам. К сожалению, администрация Браславского района далеко не всегда идет навстречу и не использует выгоды сотрудничества. Перед нынешним сезоном, к примеру, были совершенно не подготовлены пляжи. Группы туристов уже выезжают, а мы воюем, чтобы привели в порядок прибрежную зону. В общем, сплошная нервотрепка. Другой пример. Мы решили разработать велотуры, и в прошлом году исполком даже приобрел велосипеды. Посадили туристов на велосипеды и отправили их по направлению к Слободке. Оказалось, вариант никуда не годится - специальных дорожек нет, трасса загружена, и для туристов это просто небезопасно. По моему глубокому убеждению, будущее белорусского туризма непосредственно связано с развитием регионов. Государственных средств на все не хватит. Мало написать программы и создать в областях комиссии по развитию туризма, нужно знать, что конкретно делать. Настоящий туризм должен начинаться на региональном уровне. Когда я слышу, что хозяева агроусадеб (на мой взгляд, агротуризм - это не туризм, а хобби) сами проводят экскурсии, мне становится неловко. Такими вещами должны заниматься специалисты!
- Александр Андреевич, есть такой термин - "профессиональное выгорание". Туризм вам не надоел?
- Нисколько. Это такая интересная отрасль, которая дает возможность общения с людьми, получения новых знаний и информации, это творчество, это конкурентная борьба, это активная коммерция, это настоящая жизнь:
- И, конечно, путешествия...
- Естественно. Буквально на днях я приехал из Канады, мне очень понравилась эта страна, я даже не ожидал такой чистоты и культуры. Удивительно - дети утром в детском саду поют национальный гимн! Нравятся Германия и Италия. В любой стране мне нравится бывать на экскурсиях и узнавать что-то новое, а еще больше - просто бродить по улицам. Все страны хороши, каждая по-своему. А отдыхать я люблю в Беларуси.
На торжественной церемонии подведения итогов седьмого республиканского туристского конкурса "Познай Беларусь" заслуженному ветерану туризма Александру Заккису была вручена награда - памятный знак и грамота "За большой личный вклад в развитие туризма в Республике Беларусь".
Редакция "ТиО" присоединяется к поздравлениям и желает дальнейших творческих успехов!
Беседовала Надежда СУСЛОВА