https://www.traditionrolex.com/8
Кризисный год уже успел порядком набить оскомину туристическим фирмам: преемник успешного для туризма 2008 года, он приносил одну потерю за другой. Но стоило ему закончиться, как в турфирмах неожиданно заговорили о позитивных сдвигах – новый год все-таки принес новое счастье и начался с заметной активизации продаж.

Ирина ШПАКОВСКАЯ

kr2 Кризисный год уже успел порядком набить оскомину туристическим фирмам: преемник успешного для туризма 2008 года, он приносил одну потерю за другой. Но стоило ему закончиться, как в турфирмах неожиданно заговорили о позитивных сдвигах – новый год все-таки принес новое счастье и начался с заметной активизации продаж.

О наличии клиентов в офисах профессионалы турбизнеса говорят с разной степенью оптимизма: где-то их количество увеличилось значительно, где-то не столь заметно. Причины такой посленовогодней активизации для самих турфирм пока остаются довольно смутными.

 «Активизация продаж очень заметна, причем не только у нас – об этом говорят многие турфирмы, – рассказал Игорь Зеленковский, начальник отдела информации и маркетинга компании «АлатанТур». – На мой взгляд, количество клиентов увеличилось на 20–30%, в основном сейчас бронируются жаркие страны: Египет, экзотика. Почему всплеск интереса пришелся именно на этот период, сказать достаточно сложно. Возможно, свою роль сыграл отложенный спрос: люди побоялись кризиса и никуда не поехали летом, а потребность отдохнуть осталась. Тем более что сейчас грянули сильные морозы».

В нынешнем сезоне Египет бьет все рекорды доступности: тур на двоих с вылетом из Москвы перед Новым годом можно было купить и вовсе за 200 долларов. Но это, конечно, крайний случай. Тем не менее даже цена в 300 долларов на человека достаточно приемлема, чтобы на поездку в другую страну начали решаться не только жители столицы, но и регионов. Среди любителей экзотики большим спросом начал пользоваться индийский Гоа – цены на отдых в этом регионе в нынешнем сезоне несколько снизились.

«Активизация спроса сейчас действительно ощущается, но скорее на периферии – наши региональные агенты активно бронируют экономичные туры, – объяснила Людмила Сыркина, директор компании «Туссон-Вояж». – Лидер продаж – это Египет с вылетом из Москвы, реже с вылетом из Минска – все-таки, когда разница в туре достигает 500 долларов, легче смириться с неудобством вылета из соседней столицы. И это несмотря на то, что в Египте сейчас уже довольно холодно. Понятно, что продажи экономичного направления не могут дать турфирмам больших оборотов – покупка одного тура в Доминиканскую Республику, соотносима с продажей 20-ти туров в Египет. Спросом пользуются также Таиланд, Индия (в основном Гоа), Эмираты, а вот горнолыжные туры у нас в этом году почему-то не бронируют».

Зимний отдых на горнолыжных курортах действительно принес турфирмам в этом году много хлопот: из-за отсутствия спроса пришлось снять заявленные в Австрию и Италию чартеры. Да и продажа горнолыжных туров больше напоминала игру в рулетку: кому-то везло больше, а кому-то меньше. Что касается спроса на туры в жаркие страны, то он, несмотря на недавнюю активизацию, все-таки еще довольно сильно отстает от прошлогоднего уровня. Отчасти поэтому сам факт активизации признают не везде.

 «В общем и целом я не могу назвать посленовогодний спрос активным: в прошлом году в это же время объем продаж был больше, – считает Светлана Галиновская, начальник операторского отдела компании «Топ-тур». – Единственный сектор, в котором в нашей компании можно отметить реальное увеличение объема, это продажа авиабилетов и бронирование гостиниц. Что касается продажи турпакетов, то у нас сейчас в основном интересуются экзотическими или горнолыжными направлениями. В первом случае это Египет, Таиланд, Гоа, реже Дубай, во втором – Польша, Словакия, Чехия, Италия. Что касается экскурсионных туров, то всплеск интереса к ним пришелся на праздничные дни: Рождество, Новый год, период школьных каникул. Заметно меньшим спросом, чем зимой 2009, пользуются сейчас наши санатории. Кроме того, мы сейчас ждем прайсы: расценки в санаториях могут повыситься и скорее всего так и произойдет».

kr1 Какой бы ни была причина нынешней активизации клиентов, говорить о каких-либо серьезных перспективах на рынке в турфирмах не решаются – год еще только начался, и нынешняя продажа экономичных туров вполне может «аукнуться» штилем в весенний сезон, когда цены начнут медленно, но верно ползти вверх. Не добавляет радости и тот факт, что как белорусским компаниям, так и представительствам зарубежных фирм в стране пришлось заметно урезать расходы на деловые поездки своих сотрудников.

 «На рынке сейчас действительно что-то происходит, я вижу, что есть положительные тенденции, но они пока очень неустойчивые и трудно сказать, будет ли продолжение, – объясняет Борис Власов, генеральный директор компании «Мерлинтур». –  Несмотря на некоторую активизацию, общего подъема рынка нет, так что о преодолении кризиса говорить пока не приходится. Очень сильное снижение произошло в корпоративном секторе: если еще в начале прошлого года, когда кризис только начинался, организации массово устраивали корпоративные поездки, то в нынешнем году ничего подобного не было. Заметно меньше стали ездить на выставки, семинары, курсы повышения квалификации. При этом сектор индивидуального туризма – отдых, посещение родственников – сократился не столь драматично, примерно на 10–15%».

Увы, из выражения «жить стало лучше, жить стало веселее» к нынешней ситуации в туротрасли применима только вторая часть. Действительно, совсем печальным положение дел не назовешь – по крайней мере, в офисах туристических фирм теперь можно встретить не только специалистов, но и клиентов. И уже сам факт того, что белорусы все-таки смирились с кризисом и «отжалели» на отдых, может стать первой ласточкой постепенного восстановления рынка. А может и не стать – в зависимости от того, с каким спросом столкнется отрасль весной. В турфирмах признают, что говорить об отступлении кризиса еще рано – что не мешает все-таки на это отступление надеяться.

https://www.traditionrolex.com/8