https://www.traditionrolex.com/8
Откровенно говоря, мелкий масштаб и невеселый характер нынешней осенней выставки, которая затянулась на 4 дня на прошлой неделе, были предопределены даже не кризисом, а тем, как представители турфирм отмечали в этом году День туризма. Ни малейшего корпоративного размаха, турбизнес затих и словно развалился на семейные кланы.

Лилия КОБЗИК

glav-red Откровенно говоря, мелкий масштаб и невеселый характер нынешней осенней выставки, которая затянулась на 4 дня на прошлой неделе, были предопределены даже не кризисом, а тем, как представители турфирм отмечали в этом году День туризма. Ни малейшего корпоративного размаха, турбизнес затих и словно развалился на семейные кланы. По слухам, некоторые директора просто пригласили сотрудников собственных компаний к себе на дачу и тихо посидели 27 сентября под шашлычок у камелька в теплой компании жен, бывших жен, а также будущих жен. Понятно, что собираться и веселиться всей отраслью в этом году не было причин: сезон был тяжелым и в ближайшие месяцы подъем никто не прогнозирует. Впрочем, для отсутствия размаха, боевого настроения и наличия скромного антуража у "Турбизнеса-2009" были и свои причины.

Все-таки, как бы мы друг друга ни убеждали, что осенняя выставка - это наша деловая турбиржа, стенды фирмы арендуют прежде всего для привлечения к своему продукту клиентов, иначе "Турбизнес" вообще вряд ли мог бы существовать - ни в форме воркшопов, ни в форме семинаров, ни в каком-либо другом виде. Тут, видимо, надо признать, что клиенты, балующие себя зимним отдыхом, больше не ходят более-менее массово на минскую выставку, чтобы выбирать горнолыжный или экзотический тур. Видимо, этим людям уже и так ясно: куда, с какой фирмой (либо без нее) и за какие деньги нужно ехать. Соответственно, у фирм потерялась мотивация, чтобы "распушить перья" и забомбить стенды: красивые, яркие и в больших количествах. Дай бог, весной "распушить" то, что останется.

Иностранные фирмы в свою очередь имеют очень слабый интерес к присутствию на минских выставках (в данном случае - обеих, и осенней и весенней), потому что белорусы, по существу, мало где отдыхают. У нас только три по-настоящему массовых выездных направления: Турция, Египет, Крым. Все остальные для нас либо отгорожены визовым кордоном, либо очень дороги, либо и то и другое вместе взятое. Тут, кажется, даже шенген-виза ценой 35 евро ничего не изменит. Чтобы всколыхнуть отрасль и придать импульс белорусскому туризму, визы надо просто отменить: и к нам, и для нас. Но это, конечно, фантастика.

Самое, пожалуй, неприятное, что и деловая активность на "Турбизнесе" имела довольно вялый характер. Достаточно массовыми были мастер-классы российских фирм и операторов. А собственно белорусские семинары и презентации проходили при незаполненных залах и с соответствующим эффектом. Видимо, собственный турпродукт, а также способы работы с агентами, нуждаются в серьезной реновации, иначе отечественный оператор исчезнет даже в том виде, в котором существует. Кстати, вечерние мероприятия в программе выставки не значились вовсе (не считая приема по случаю открытия биржи 28-го) и это, по-моему, впервые в 16-летней истории "Турбизнеса".

Ну, и, конечно, отнюдь не способствовали радужной обстановке выставки весьма серьезная ситуация с эпидемией гриппа в соседней Украине, а также слухи о скором введении фингарантий по примеру российского турбизнеса.

Основным жизнеутверждающим мотивом нынешнего "Турбизнеса" была, пожалуй, надежда на будущее лето, которое, по мнению многих, должно обернуться выходом из кризиса и подъемом продаж. Правда, мотивация для всех этих оптимистических прогнозов, высказанных в ходе выставки профессионалами, выглядит довольно зыбко: так плохо, как в это межсезонье, еще никогда не было и уже вряд ли будет. Что ж, доживем до лета и следующей осени - увидим.

https://www.traditionrolex.com/8