Олег Воробьев. "Холодные радуги", Минск, "Медисонт", 2009.
Дарья УСПЕНСКАЯ
Имя Олега Воробьева на обложке привлекло внимание сразу: в свое время меня впечатлили его замечательные стихи. И рассказы из книги "Холодные радуги" под стать им - искренние, поэтичные, образные. Даже когда речь идет, казалось бы, о вещах обыденных.
Не могу сказать, что я без ума от романтики, так сказать, от активного туризма, но вот начала читать сборник и почувствовала, как заражает увлеченность автора - туриста-водника. Вместе с ним я с удовольствием "проплыла" байдарочными маршрутами по белорусским рекам Бобру и "реке духов" - Шоше, по рекам Урала и Кольского полуострова, с замиранием сердца преодолевала - нередко и кувырком - пороги и водопады со смешными и загадочными названиями: "Оба-на", "Шляпа", "Маманя", "Сомнительный", "Колупаевский", радуясь вместе со спутниками этому преодолению. Реки и пороги у Олега Воробьева - одушевленные. Они живут своей жизнью, взаимодействуя или яростно споря с покоряющими их людьми.
Рассказы О.Воробьева - картинки с натуры, написанные так тонко и живо, словно и ты, читатель, там присутствуешь. И их действующие лица - друзья и единомышленники автора - живые, настоящие. Вроде бы и нет в тексте четкой характеристики персонажа, а он - вот он, и ты как будто давно его знаешь.
Восхищает умение автора буквально одним штрихом нарисовать эпизод, природный "этюд", дополнить портрет, а также пронзительно рассказать о дорогих ему людях, как это происходит, к примеру, в очерке-реквиеме "Памяти Александра Антоновского" или рассказе "Колокольня Большаковых" о семье нижегородских туристов-водников.
Не менее восхищает яркая образность его языка: "Два мира. Мой, непричесанный, с дымком в волосах. Свистит по хребтине горьковато-сладкая плеть одиночества"; "склоны отодвинулись в войлок тумана"; "строго мужской коллектив - что пересохшая брынза".
Интересны, так сказать, философские вкрапления-раздумья: "деревья стояли мощно и свежо, не задумываясь, что есть тлен"; ":летит наше время через пустоты будней, лишь слегка задевая содержательную основу. Почему живем, мучаясь - не так, как надо?"
А в одном из рассказов есть такие строки: "Человек был бы счастлив, стремись он за горизонт, как шествуют свободно облака. Весь шарик земной - их дом. Мы живем оседло, нарушая принцип облаков: вперед и вперед. И только небо, забрав к себе однажды, возвращает опять на землю, на другой меридиан. Так мы путешествуем. Небо исправляет наш грех". Или в другом месте: ":Оказывается, нужно не так уж много, чтобы прижать хвост обычному быту: просто взять в руки весло". И всем своим творчеством - и туризмом, который есть образ жизни, - Олег Воробьев подтверждает это свое кредо.
Непоседливость, "щемящее чувство дороги", взгляд на мир широко распахнутыми глазами и восприятие его очарованной душой присущи О.Воробьеву - неутомимому страннику и интересному (думаю, с полным правом можно так сказать) писателю.