https://www.traditionrolex.com/8
<p>На ярмарке современного искусства «Арт-Вильнюс 2011» экспозиция  белорусской галереи «Ў» была названа лучшей среди зарубежных проектов.  Нашу экспозицию посетили президент и премьер-министр Литовской  Республики, кураторы прибалтийских национальных павильонов на  Венецианском биеннале, другие ведущие представители европейского  арт-сообщества. О том, что это за культурное событие, которое  патронируют высокие гости, и каким был проект галереи «Ў», мы беседуем с  участником выставки, художником Алексеем Луневым.</p>

На ярмарке современного искусства «Арт-Вильнюс 2011» экспозиция белорусской галереи «Ў» была названа лучшей среди зарубежных проектов. Нашу экспозицию посетили президент и премьер-министр Литовской Республики, кураторы прибалтийских национальных павильонов на Венецианском биеннале, другие ведущие представители европейского арт-сообщества. О том, что это за культурное событие, которое патронируют высокие гости, и каким был проект галереи «Ў», мы беседуем с участником выставки, художником Алексеем Луневым.

moderator_5

– «Арт-Вильнюс» – ярмарка галерей, которая построена по принципу многих художественных ярмарок, таких как «Арт-Базель», «Арт-Москва», «Арт-Киев».

Прибалтийский регион тоже захотел иметь свою ярмарку. Первая состоялась в 2009 году, когда Вильнюс был объявлен культурной столицей Европы. Были выделены европейские деньги, ярмарка занимала почти весь «ЛитЭкспо» – крупный выставочный центр, где было представлено порядка 100 галерей почти из 30 стран. «Арт-Вильнюс» сразу обозначил себя как важное событие в культурной жизни страны и всей Прибалтики.

Известно, что мэр Вильнюса – большой почитатель искусства и меценат. Это была его идея, и он оказал ярмарке поддержку. А вообще об этом человеке известно, что он выступил с инициативой построить музей Гуггенхайма в Вильнюсе, и когда идею перехватил Хельсинки (в регионе больше одного Гуггенхайма не открывают), предложил сделать в литовской столице совместный проект Гуггенхайма и «Эрмитажа». Это не все инициативы вильнюсского мэра. Он был патроном первого и второго «Арт-Вильнюса», причем в этом году находить финансирование им было гораздо сложнее. Привлекли и государственные средства, и средства частных спонсоров, а после посещения ярмарки желание стать ее патроном выразил президент страны. Это говорит об очень высоком статусе и важности «Арт-Вильнюса» для Литвы и, по сути, гарантирует, что следующая ярмарка состоится.

Литовцы хотели бы делать ее каждый год, но весь проект очень дорогой: приезжает много галерей, крупные коллекционеры, известные искусствоведы. Все делается для того, чтобы гостям было комфортно, в рамках ярмарки проходит много обсуждений, «круглых столов», заключаются сделки. Само здание «Лит-
Экспо» – это прежде всего красивая архитектура, огромное светлое пространство, где все подчеркивает престиж культурного события и современного искусства в целом.

И хотя с точки зрения арт-бизнеса Прибалтика пока не считается коммерческим центром, но, думаю, теперь у них появляются неплохие шансы.

В этот раз, как и в прошлый, Беларусь была представлена двумя частными галереями – «ЛаСандр» и «Ў». Площадь нашего павильона – 80 кв. м, и мы не затратили средств на его аренду.

Многие галереи привозят на «Арт-Вильнюс» работы для продажи, соответственно, их стены выглядят салонно. Хотя художников они представляют очень известных. Например, Майю Заринь из Латвии.

Но у нас был кураторский проект (кураторы Валентина Киселева, Сергей Шабохин, Алексей Лунев), и я думаю, это верное решение. Как и «Красный угол» в прошлый раз, «Яна не можа сказаць НЕБА», была концептуальной коллективной выставкой (участники АРЧ, Руслан Вашкевич, Жанна Гладко, Алексей Губарев, Михаил Гулин, Владимир Лаппо, Гаспар дэ Ло, Алексей Лунев, Игорь Савченко, Антонина Слободчикова, Тамара Соколова, Сергей Шабохин).

20110714_v04

Мы показали актуальное белорусское искусство и то, что с нами происходит, так, как это понимает галерея. Проект посвящен теме внутренней миграции художника. Человек в нашей стране не слишком важен, у нас приоритетно государство, и это не совсем правильно. Я сторонник того, чтобы государство с человеком договаривалось. Понятно, что эти проблемы одинаковы у всех, что любое государство должно быть для человека, а не наоборот. Но это лишь один пласт коннотаций, его можно увидеть, а можно проигнорировать. Ведь экспозиция рассказывает о том, что человек хрупок, и художник – особенно. Мы показали, что у каждого есть свои причины для ухода в себя, и это очень личные вещи, переживания, которые далеко не всегда предъявляются публике. Многие авторы не делали работы специально для проекта. Например, у Михаила Гулина представлены не его живопись или объекты, а наброски, рабочий материал.

Кураторскими были проекты наших друзей с Украины: галереи «Ра», Центра современного искусства Гудимова.

В Вильнюсе это очень хорошо прочитывается: одни едут, чтобы продавать, другие – чтобы показать своих художников, рассматривая участие галереи в ярмарке как важный момент публичности. Хотя на коммерческий результат надеются все. Станет «Арт-Вильнюс» деловой площадкой, как «Арт-Базель», или местом, где престижно представить галерею, еще неясно. Но пока это ярмарка, где можно найти интересные контакты.

Европейцы воспринимали нас странно, в том смысле, что мы опять их удивили. Беларусь для них до такой степени закрытая страна, что они слабо понимают, где это и есть ли у нас вообще искусство. И когда они видят наши экспозиции, то очень удивляются: «А у вас, оказывается, все любопытно. Мы никогда не думали, что белорусы такие веселые». Так нам говорили на первом «Арт-Вильнюсе», настолько яркой тогда была экспозиция. Она стала популярной даже среди детей. Теперь, общими усилиями, мы немного приучили их воспринимать белорусов, но до начала ярмарки у жюри были другие фавориты, и никто не рассчитывал, что у нас будет такая сильная экспозиция. В итоге мы приняли огромное число поздравлений, и все были нам рады. Эксперты отметили, что выставка продумана досконально, что она выглядела прозрачным по смыслу и цельным продуктом. «Вы выросли на порядок», – отметил Кястутис Кузинас, глава Центра современного искусства Литвы, и нам очень ценно мнение профессионала.

Сейчас в белорусском искусстве сложилась уникальная ситуация, и это очевидно. Я имею в виду белорусов, которые живут за границей. Мы вместе учились, и мне нравится то, что они делают. Часть художников осталась в стране, а часть уехала и приобрела совершенно другой европейский опыт. Разница между нами состоит в том, что они получили доступ к современным технологиям, которого у нас нет. Но то, что они остаются белорусскими художниками, очень здорово. Эти два направления сейчас могут слиться в единое целое, и тогда наше искусство действительно станет очень сильным. Я надеюсь, что осенью в галерее «Ў» состоится наша общая выставка «Ревизия». У нас просто нет другого пути, кроме как объ-
единяться. Ведь нельзя быть такими расточительными, нельзя разбрасываться художниками.

Подготовила Любовь ГАВРИЛЮК

https://www.traditionrolex.com/8