https://www.traditionrolex.com/8
<p>Международный фестиваль перформанса «Навінкі» можно отнести к тем  событиям, которых по всем прогнозам не должно было бы быть, а вот они  есть и происходят в 13-й раз. Для такого рода искусства – это,  несомненно, юбилей, как и для публики, которая раньше ходила на  перформансы толпами – поглазеть на диковинные пируэты художников, а  теперь остались зрители, самые увлеченные и понимающие.</p>

Любовь ГАВРИЛЮК

Международный фестиваль перформанса «Навінкі» можно отнести к тем событиям, которых по всем прогнозам не должно было бы быть, а вот они есть и происходят в 13-й раз. Для такого рода искусства – это, несомненно, юбилей, как и для публики, которая раньше ходила на перформансы толпами – поглазеть на диковинные пируэты художников, а теперь остались зрители, самые увлеченные и понимающие.

Еще недавно художники смеялись, что ноги пришедших прилипают к полу после ярмарки меда, не вполне уместной в республиканской галерее. Администрация оправдывалась: ярмарка нужна, чтобы после нее иметь возможность провести профильные для Дворца искусства выставки, в частности, традиционные в конце лета «Навінкі» и «Дах». Последнего, правда, в этом году не будет, но у «Навінак», наконец, все совершается довольно чинно, почти как в академических жанрах.

На самом деле это единственный на постсоветском пространстве и в Восточной Европе фестиваль перформанса, который проходит каждый год, и, наверное, единственный, который делается силами одного человека. Бессменный куратор фестиваля – Виктор Петров.

Все участники – и белорусские, и зарубежные – приезжают в Минск за свой счет. В этом году это гости из Швейцарии, Польши, Исландии и Японии. Место проведения, программа, все организационные вопросы – дело куратора. Ни Министерство культуры, ни частные спонсоры «Навінкам» не помогают.

Тем не менее, к юбилейному признанию, не побоюсь этого слова, заслуг Виктора Петрова можно отнести тот факт, что его перформанс открывал первый Белорусский павильон в Венеции на биеннале актуального искусства.

Перформанс как искусство, действительно, очень свободен, «заточен» на контакт со зрителем, неповторим в прямом смысле слова. От художника не требуется мастерство актерской игры, или танца, или чтения – лишь идея и ее воплощение, в котором есть место импровизации. А от зрителя часто требуется участие, как минимум проявление живой реакции, и это все может быть непредсказуемо. Художник заявляет лишь замысел, то есть намерение, но не всегда рассказывает, что именно будет происходить. Так перформанс сохраняет свою природу прямого высказывания, сиюминутности и взаимодействия автора с публикой.

Фотограф Сергей Жданович участвует в фестивале много лет и на вопрос, почему художник начинает вдруг говорить со зрителем на совершенно другом языке, отвечает так: «Перформансом занимаются люди самых разных профессий, причем не только поэты и философы, но и рабочие, врачи. Я – фотограф, и каждый раз показываю то, что связано с темой, которая меня в данный момент волнует. Причем это тема, над которой я работаю год или два, пробую делать по-разному, как правило, в разных пространствах. Камеру-обскура я показывал на выставке «In touch», затем во «Внутренних ландшафтах» она выглядела совершенно иначе, а сейчас добавил аудиосоставляющую и дистанцию. Таким образом, перформанс вышел за рамки Дворца искусства. Зрители следили за картинкой и слушали голос внутри здания, а действие происходило снаружи. Шведский куратор отобрал мой проект для участия в Специальной программе Московского биеннале».

По сути, Сергей возвращает нас к природе фотографии, когда, в отличие от высокотехнологичных «собратьев», камера-обскура (линза) фиксировала изображение происходящего в реальности. Это пример того, как фотография документирует действительность, ничего не украшая, не смещая акценты.

В прошлые годы «Навінкі» выезжали в деревню Строчицы, на водохранилище Вяча, художники показывали свои перформансы на площадях Победы и Якуба Коласа. В этот раз в рамках фестиваля состоялись мастер-классы профессора Януша Балдыги из Познаньской академии искусств.

«Таких фестивалей, как наш, должно быть несколько. Ведь перформанс может остро реагировать на происходящее, это современное искусство с новыми идеями, не ограниченное стереотипами и форматами. Оно позволяет людям высказаться, и оно интеллектуально», – поясняет Виктор Петров. Это верно: глядя на артистов, не сразу поймешь, в чем смысл происходящего. Фестиваль уже завершился, но в будущем не упустите случай присмотреться к белорусским авторам и их идеям. Наш выбор: Сергей Жданович, Юрий Борисевич, Адам Шостак, Денис Романовский, Виктор Петров.

https://www.traditionrolex.com/8