https://www.traditionrolex.com/8
<p>«Зачинщиком», не просто жаркой, а прямо таки обжигающей дискуссии, разгоревшейся на сайте tio.by, послужил блог Александра Ванюкова и его рассуждения о сервисе в белорусских турфирмах. Как это водится в интернет-пространстве, рассуждения о мелочах вылились в спор о вещах глобальных – вроде места отечественных туроператоров на отечественном же туристическом рынке. В итоге в ходе дискуссии белорусским туроператорам было отказано в праве «туроператорами зваться», потому что на рынке их продукт с каждым годом все больше вытесняется зарубежными компаниями.</p>

Ирина ШПАКОВСКАЯ

tur «Зачинщиком», не просто жаркой, а прямо таки обжигающей дискуссии, разгоревшейся на сайте tio.by, послужил блог Александра Ванюкова и его рассуждения о сервисе в белорусских турфирмах. Как это водится в интернет-пространстве, рассуждения о мелочах вылились в спор о вещах глобальных – вроде места отечественных туроператоров на отечественном же туристическом рынке. В итоге в ходе дискуссии белорусским туроператорам было отказано в праве «туроператорами зваться», потому что на рынке их продукт с каждым годом все больше вытесняется зарубежными компаниями.

Большинство упреков, которые прозвучали в комментариях к блогу, можно было бы с легкостью списать на извечный спор между «своими» и на не менее извечную борьбу  поколений, если бы не одно «но». Не нужно быть завсегдатаем туристических форумов, чтобы натолкнуться на приблизительно такие же рассуждения простых туристов – «да у наших своего продукта совсем не осталось, бронируют и продают чужое». Наше издание решило разобраться в этой ситуации и беспристрастно взглянуть на расстановку сил на туристическом рынке Беларуси. Что же представляют сейчас собой отечественные туроператоры, и водится ли еще этот «зверь» на просторах нашей страны?

Если судить по количеству туроператорских лицензий, выданных Министерством спорта и туризма, этого «зверя» у нас в избытке, и «популяция» его продолжает увеличиваться. Но, пожалуй, это тот случай, когда руководствоваться официальными данными не стоит – получение лицензии на туроператорскую деятельность эту деятельность вовсе не гарантирует. Во всяком случае, более или менее регулярную. В соответствии с законом, маленькая региональная турфирма, решив организовать поездку соседней школы в областной театр или на гастроли цирка, должна прежде стать туроператором. Но в природе наличие такого туроператора мало влияет на общую расстановку сил и особенно – на выездной туризм. Так что оставим на время разговоры о де-юре и перейдем к де-факто.

Сегодня наиболее приближенными к туроператорам в чистом виде остаются компании, организующие для клиентов автобусные туры. Экскурсии ли это, трансфер «до моря и обратно» или и вовсе смешанный из этих двух составляющих тур – на этот рынок российские компании, нацеленные на большие обороты, особо не заглядываются. Так что и Болгария, и Черногория, и Румыния, и большая часть Европы все еще являются направлениями, где хозяйствуют белорусские туроператоры.

С турпакетами, в которые входит авиаперелет, все обстоит несколько сложнее. У белорусов есть несколько возможностей вылететь на отдых: регулярным (чаще с пересадкой) или чартерным рейсом из Национального аэропорта «Минск» либо регулярным или чартерным рейсом из аэропортов сопредельных стран. Регулярными рейсами из столицы чаще всего летят индивидуальные путешественники, тогда как погоду на рынке массового туризма делают чартеры.

Из Минска чартеры организовывают на все популярные направления, среди которых Турция, Египет, Греция, Болгария, Черногория, Испания, Италия. Чуть большего труда стоит турфирмам раскрутка новых направлений, но тем не менее общими усилиями самолеты в Хорватию и Тунис также заполняются. С вопросом, на каких рейсах турист все еще имеет дело преимущественно с белорусским турпродуктом, мы обратились к Александру Бурдейко, заместителю директора компании «АэроБелСервис», которая консолидирует чартерные рейсы в Турцию, Грецию, Тунис, Испанию и Болгарию. «Приход российских туроператоров понемногу чувствуется на всех направлениях. Тем не менее нельзя сказать, что положение на рынке так уж ужасно для белорусских турфирм. Если судить по рейсам, которые консолидирует «АэроБелСервис», то Болгария,  Греция, Тунис – это преимущественно турпродукт наших операторов. Собственные программы у многих есть и по Турции, другое дело, что мы проигрываем российским операторам по объемам. Достаточно сложно тягаться с ними и на испанском направлении, где свой продукт остался разве что у «Сакуба».

 Еще более развернутую оценку ситуации на рынке дал Александр Берестов, директор компании «Техностар», специализирующейся на египетском направлении: «Своего турпродукта на основных направлениях – Турции и Египта – у белорусских туроператоров осталось не так уж много. Оценочно это примерно 10–15%. И причина сложившейся пропорции самая банальная: крупные туроператоры, как оптовые покупатели, имеют изначально лучшие условия у отельных сетей и авиаперевозчиков, а значит, могут предложить лучшие цены. Кроме того, их работа достаточно высокотехнологична. В Беларуси это пока один действительно сильный игрок – TEZ TOUR . В то же время понятно, что единственная компания на нашем рынке – явление временное и приход других значимых участников  неизбежен. Когда это произойдет и кто это будет, пока покрыто мраком, но без сомнения, кто бы это ни был, это будет игрок с серьезными амбициями и капиталом. Очень хотелось бы, чтобы в нынешнем сезоне никакого «прихода» не произошло, так как та расстановка сил, которая существует на рынке, уже состоялась и согласуется с общими объемами перевозки. Если же на рынке появятся дополнительно заявленные объемы, это может стать нехорошим знаком. Начнется борьба за клиента, в первую очередь ценовая. И хотя потребитель от нее, безусловно, выиграет, активная раскрутка одного направления неизбежно приведет к тому, что другие направления пострадают от оттока туристов. К сожалению, на руку зарубежным компаниям по-прежнему играет разрозненность белорусского рынка. Если бы наши крупные игроки попытались объединиться и составить им конкуренцию, это могло бы во что-то вылиться. Понятно, что все вышесказанное не относится к рынку автобусных туров, а также к направлениям, где масштабы перевозки не столь значительны. То есть на направлениях, где до сих пор нет такого значительного участия российских туроператоров, как в случае с Турцией, Египтом и Испанией (а это Болгария, Черногория, Греция и прочие), ситуация гораздо приятнее, пока это практически на 100% белорусский турпродукт. Думаю, автобусные туры также надолго останутся сегментом, принадлежащим белорусским операторам».

Конечно, не на всех направлениях белорусские туроператоры способны составить конкуренцию своим более мощным конкурентам, но отказывать им в праве на существование – это все-таки слишком. Как бы то ни было, они смогли ужиться с пришедшими извне игроками и продолжают открывать белорусам мир: в прошлом году туристы смогли улететь на Родос и увидеть Швейцарию, вошедшую в Шенгенскую зону, грядущий год им также определенно готовит что-то новое. Что именно – станет ясно с началом сезона.

https://www.traditionrolex.com/8