Татьяна ЧУДАК
События, происходившие на белорусском рынке в течение летних месяцев, позволяют сделать недвусмысленный вывод: нынешний сезон оказался значительно тяжелее, чем предполагалось. Среди причин присутствуют и безусловно объективные - вроде резко сократившейся покупательской способности населения, и явно субъективные - из серии "хотелось как лучше, а получилось.." И если первые не устранимы в обозримой перспективе, то вторых вполне можно было бы избежать, если бы к планированию летнего сезона-2009 заинтересованные стороны отнеслись, скажем прямо, более ответственно и даже жестко. Поэтому самый главный вопрос, особенно остро зазвучавший в эти дни, таков: почему белорусским турфирмам так трудно вовремя договориться?
Как утверждал монтер Мечников в известном романе, "согласие есть продукт при полном непротивлении сторон". В кризисные времена афоризм, рожденный гением Ильфа и Петрова, превратился из крылатой фразы в прямое руководство к действию. Натиск мирового кризиса игроки соседних туристических рынков предпочли встретить единым фронтом, предварительно согласовав "боевые" действия - уже полгода назад, задолго до наступления летнего сезона, звучали призывы о необходимости объединяться перед лицом финансово-экономической опасности. Однако история становления туристического бизнеса в Беларуси показывает, что его участники готовы садиться за стол переговоров в самом крайнем из всех крайних случаев - вроде пустых самолетов. До тех же пор, пока все спокойно, пусть даже специалисты называют это спокойствие обманчивым, никто не отказывается от скромных планов захвата еще одной доли туристического "пирога".
Поводом для очередного "разбора полетов" и этого материала стала ситуация, сложившаяся прошедшим летом на турецком направлении, а если точнее - переизбыток чартерных рейсов на Измир. Напомним, что в прошлом году расписание вылетов на курорты района Кушадасы выглядело следующим образом: "АэроБелСервис" поднимал один самолет раз в неделю и еще один - раз в 10 дней; "Топ-Тур" загружал борт один раз в две недели; TEZ TOUR осуществлял вылет из Минска три раза в неделю. В этом сезоне, несмотря на более чем пессимистичные прогнозы, количество цепочек: увеличилось. "АБС" начал сезон с трех рейсов в неделю, "Топ-Тур" - с двух, TEZ TOUR - с трех, не считая вылета из Гомеля. Естественно, по законам кризисного жанра подобная частота не могла оправдать надежды, и в начале июля операторам, работающим на направлении, пришлось сесть за стол переговоров. В итоге, в середине сезона расписание стало более или менее сбалансированным и адекватным соотношению спроса и предложения. Под занавес сезона количество бортов уменьшилось еще на один самолет - TEZ TOUR отказался от субботнего рейса. Заметим, что по сравнению со стартом ситуация в конце сезона кардинально изменилась: был создан искусственный дефицит, и улететь в Кушадасы в "бархатные" дни на семь или десять дней было очень мало шансов. Впрочем, главный вопрос остается все-таки неизменным, а именно: что мешало сбалансировать частоту вылетов из Минска в Измир изначально? Тем более, что по всем, даже самым оптимистичным прогнозам рынок обещал просесть на 30%, поэтому решение увеличить количество рейсов в кризисный сезон примерно на треть выглядит, мягко говоря, нелогичным, а все попытки найти разумное объяснение, к сожалению, не увенчались успехом.
В качестве другого примера, прямо противоположного, можно привести черногорское направление. При планировании сезона основные игроки предпочли не рисковать и увеличили интервал между рейсами с 7 до 11-12 дней. Однако начало продаж показало, что опасения были слегка преувеличены, поэтому со 2 июля к запланированному единственному рейсу добавился еще один чартер регулярностью раз в две недели. Более того, первые дополнительные рейсы выполнялись на самолетах SRJ, но желающих и на этот раз оказалось больше, так что вторым бортом в конце концов поставили Boeing на 104 кресла.
Кроме взвешенно составленного графика заездов среди вопросов первостепенной важности, по которым должны договариваться все игроки туристического рынка, значатся еще минимум два пункта: ценовая политика и консолидация в борьбе с иностранной экспансией. Опыт соседних стран показывает, что при необходимости найти компромисс в этих вопросах не составляет особого труда. Так, украинские заказчики и основные "грузчики" чартерных рейсов сумели прийти к соглашению о взаимных уступках и приняли решение сократить в этом сезоне объемы чартерных перевозок - может быть, не совсем выгодное для туристов, но, без сомнения, необходимое для отрасли. Свежий пример из украинского опыта - меморандум о справедливой конкуренции, принятый по результатам круглого стола, организатором которого выступила Ассоциация лидеров турбизнеса Украины. Следствие принятия документа для агентств - единые условия агентского вознаграждения с максимальным размером комиссии 11%. Для всех участников рынка это - "первый шаг в сторону стабилизации и создания цивилизованных рыночных отношений на туристическом рынке Украины".
Таким образом, в критические (и не только) моменты иностранные коллеги директоров белорусских туркфирм готовы положить на алтарь общих интересов собственные амбиции по захвату туристической вселенной. Они предпочитают заранее просчитывать оптимальное количество чартерных рейсов и блоков мест в них, определить уровень цен, ниже которого начинается демпинг, да и в целом разработать стратегию поведения компаний на случай форс-мажора. А вот что мешает отечественным туроператорам и турагентам согласовать действия, чтобы сохранить стабильность рынка, так и остается загадкой. В ответ на этот вопрос одни пытаются корректно выразить невыразимые особенности менталитета, другие молча разводят руками. Причем вариант многозначительного молчания встречается гораздо чаще: как известно, обсуждать внутренние проблемы в Беларуси считается дурным тоном. С другой стороны, белорусский туристический рынок настолько мал, что мотивы поведения заинтересованных лиц и так всем известны, поэтому озвучивать их не имеет смысла, тем более в таких деликатных ситуациях.
Произнести вслух стоило бы вот что: от несогласованности действий крупных игроков испытывают затруднения и туристы - например, те из них, кто был вынужден отказываться от отдыха в "бархатный" сезон из-за отсутствия коротких программ. В результате все той же несогласованности в начале сезона операторы поднимают полупустые самолеты, а затем агентства теряют клиентов. Говорят, что кризис - хорошее время для начала новых дел и разрушения сложившихся стереотипов. Возможно, это именно то время, когда белорусские турфирмы смогут научиться договариваться - для начала хотя бы для того, чтобы не терять деньги.