По просьбе обозревателя газеты «Туризм и отдых» Александр Бурдейко, директор по туризму компании «АэроБелСервис», крупнейшего в Беларуси консолидатора чартерных рейсов, подвел предварительные итоги лета–2011 и поделился планами на будущий сезон.
– Александр, можете ли вы согласиться с утверждением, что нынешний сезон – один из самых тяжелых за всю историю белорусского турбизнеса?
– Я бы так не сказал. По крайней мере, для нас это был обычный тяжелый сезон: мы не чувствовали, что он более сложный, чем предыдущие, но не был он и более легким. Возникали некоторые проблемы, но в каждом сезоне бывают свои трудности. В этом году в основном они касались, конечно, оплаты.
– В прошлом сезоне «АБС» выступил консолидатором примерно 300 чартерных рейсов. Сохранились ли объемы в этом году?
– Да. На этот сезон, который начался в конце апреля, когда улетел наш первый чартер в Анталью, и закончится в октябре чартером в ту же Анталью, мы запланировали 307 рейсов. С учетом того что некоторые наши рейсы были отменены, я думаю, по итогам сезона состоится около 280 чартеров.
– Какие рейсы пришлось отменить?
– В этом году по непонятным причинам хуже продавалась Болгария. Количество туристов, которые бронировали туры у нас, увеличилось, в то время как другие турфирмы брали меньше билетов. Рейсы загружались достаточно тяжело, и практически весь сезон у нас были свободные места: вплоть до последнего дня можно было прийти и без проблем купить билет. Для Болгарии такое положение дел нетрадиционно: обычно в конце июля – августе все рейсы загружены на 100%. Сложно объяснить, почему так случилось, – никаких объективных причин, повлиявших на снижение загрузки именно на Болгарии, я не вижу. Как бы то ни было, спрос на этом направлении в целом упал, и мы сняли семь рейсов на Варну. Будем надеяться, что в следующем сезоне ситуация исправится.
– Как продавались другие направления?
– По основным нашим направлениям работать было даже легче, чем в прошлом сезоне, хотя и немного корректировали по ходу турецкие программы. До конца июля у нас было четыре рейса в неделю в Анталью, а затем мы убрали одну частоту по средам. В Даламан мы сняли всего около пяти рейсов. В начале сезона туры в этот турецкий регион продавались хорошо, но в связи с общими сложностями в туризме в этом году немного пришлось укоротить полетную программу. При этом все туристы, которые купили путевки в Мармарис и должны были прилететь в Даламан, добирались до курорта из Бодрума, куда чартеры продолжали летать до конца сентября.
Мы полностью от начала и до конца выполнили всю программу в Испанию, и никаких особых катаклизмов на этом направлении не случилось. В какой-то момент некоторые компании существенно уменьшили блоки мест, которые брали изначально, но на программу в конечном итоге это не повлияло: все равно она прошла, как и планировалось.
Очень хорошо продавались туры на греческие острова: и агенты достаточно много бронировали, и туристы напрямую.
Премьера Коса прошла нормально, несмотря на то, что основная загрузка была своя, фактически работали мы сами. Поддержал нас только «Ростинг» и немного «Топ-Тур». Я считаю, что в условиях нынешнего года, когда были проблемы с оплатами и практически не было большой поддержки от других белорусских туроператоров, сезон на Косе прошел успешно. Для первого сезона мы планировали короткую программу до 19 июля, и я думаю, что в следующем году будем продолжать в том же формате. Как показала практика, наибольший спрос приходится как раз на первую половину лета.
– Планируете ли вы осваивать другие греческие острова?
– На мой взгляд, в данный момент на белорусском рынке вполне достаточно предложений островного отдыха в Греции, и спрос удовлетворяется практически полностью. Возможно, есть смысл в том, чтобы ставить рейсы на новые острова, на тот же Корфу, но у нас пока нет планов расширять ассортимент греческих островов.
– В каком направлении планируете развиваться?
– Сейчас мы работаем над тем, чтобы следующим летом организовать чартер из Минска в Апулию, самую восточную область Италии: если представить страну на карте, это «каблук сапога». Данный регион продавали некоторые белорусские турфирмы, «Солемаре» к примеру, но туристы добирались с пересадкой, поэтому я не думаю, что там были слишком большие потоки. Мы будем пытаться ставить прямой чартерный рейс, пока только не решен вопрос, куда именно – в Бари или в Бриндизи.
– Почем именно этот регион?
– В Апулии очень хорошие пляжи, и на побережье можно спокойно отдыхать с детьми. Правда, отели предоставляют питание не «все включено», а систему FB+, но это тоже удобно. Плюс там достаточно интересная экскурсионная программа. Кроме того, в городе Бари находятся мощи святого Николая, поэтому я думаю, что будут ехать паломники. В целом это любопытный и новый для белорусского рынка регион. Сезон там длится с мая по сентябрь или даже октябрь. Мы будем планировать, наверное, рейсов 8–10. Пока процесс находится в стадии переговоров, но намерение, по крайней мере, есть, а дальше будем смотреть, как сложится обстановка в туризме и в стране целом.
– Чартеры на зимние курорты Италии или Австрии, например, не планируете в этом году?
– Раньше мы каждый год ставили самолет на Австрию, летали в Мюнхен, Инсбрук или Зальцбург, в зависимости от того, куда нам давали разрешение лететь, поскольку на этом направлении существует определенная проблема со слотами – австрийские власти не всюду разрешают садиться. В этом году, скорее всего, мы не будем ставить чартеры на горнолыжные курорты. По крайней мере, пока планируем работать на регулярных рейсах.
Беседовала Татьяна ЧУДАК
– Я бы так не сказал. По крайней мере, для нас это был обычный тяжелый сезон: мы не чувствовали, что он более сложный, чем предыдущие, но не был он и более легким. Возникали некоторые проблемы, но в каждом сезоне бывают свои трудности. В этом году в основном они касались, конечно, оплаты.
– В прошлом сезоне «АБС» выступил консолидатором примерно 300 чартерных рейсов. Сохранились ли объемы в этом году?
– Да. На этот сезон, который начался в конце апреля, когда улетел наш первый чартер в Анталью, и закончится в октябре чартером в ту же Анталью, мы запланировали 307 рейсов. С учетом того что некоторые наши рейсы были отменены, я думаю, по итогам сезона состоится около 280 чартеров.
– Какие рейсы пришлось отменить?
– В этом году по непонятным причинам хуже продавалась Болгария. Количество туристов, которые бронировали туры у нас, увеличилось, в то время как другие турфирмы брали меньше билетов. Рейсы загружались достаточно тяжело, и практически весь сезон у нас были свободные места: вплоть до последнего дня можно было прийти и без проблем купить билет. Для Болгарии такое положение дел нетрадиционно: обычно в конце июля – августе все рейсы загружены на 100%. Сложно объяснить, почему так случилось, – никаких объективных причин, повлиявших на снижение загрузки именно на Болгарии, я не вижу. Как бы то ни было, спрос на этом направлении в целом упал, и мы сняли семь рейсов на Варну. Будем надеяться, что в следующем сезоне ситуация исправится.
– Как продавались другие направления?
– По основным нашим направлениям работать было даже легче, чем в прошлом сезоне, хотя и немного корректировали по ходу турецкие программы. До конца июля у нас было четыре рейса в неделю в Анталью, а затем мы убрали одну частоту по средам. В Даламан мы сняли всего около пяти рейсов. В начале сезона туры в этот турецкий регион продавались хорошо, но в связи с общими сложностями в туризме в этом году немного пришлось укоротить полетную программу. При этом все туристы, которые купили путевки в Мармарис и должны были прилететь в Даламан, добирались до курорта из Бодрума, куда чартеры продолжали летать до конца сентября.
Мы полностью от начала и до конца выполнили всю программу в Испанию, и никаких особых катаклизмов на этом направлении не случилось. В какой-то момент некоторые компании существенно уменьшили блоки мест, которые брали изначально, но на программу в конечном итоге это не повлияло: все равно она прошла, как и планировалось.
Очень хорошо продавались туры на греческие острова: и агенты достаточно много бронировали, и туристы напрямую.
Премьера Коса прошла нормально, несмотря на то, что основная загрузка была своя, фактически работали мы сами. Поддержал нас только «Ростинг» и немного «Топ-Тур». Я считаю, что в условиях нынешнего года, когда были проблемы с оплатами и практически не было большой поддержки от других белорусских туроператоров, сезон на Косе прошел успешно. Для первого сезона мы планировали короткую программу до 19 июля, и я думаю, что в следующем году будем продолжать в том же формате. Как показала практика, наибольший спрос приходится как раз на первую половину лета.
– Планируете ли вы осваивать другие греческие острова?
– На мой взгляд, в данный момент на белорусском рынке вполне достаточно предложений островного отдыха в Греции, и спрос удовлетворяется практически полностью. Возможно, есть смысл в том, чтобы ставить рейсы на новые острова, на тот же Корфу, но у нас пока нет планов расширять ассортимент греческих островов.
– В каком направлении планируете развиваться?
– Сейчас мы работаем над тем, чтобы следующим летом организовать чартер из Минска в Апулию, самую восточную область Италии: если представить страну на карте, это «каблук сапога». Данный регион продавали некоторые белорусские турфирмы, «Солемаре» к примеру, но туристы добирались с пересадкой, поэтому я не думаю, что там были слишком большие потоки. Мы будем пытаться ставить прямой чартерный рейс, пока только не решен вопрос, куда именно – в Бари или в Бриндизи.
– Почем именно этот регион?
– В Апулии очень хорошие пляжи, и на побережье можно спокойно отдыхать с детьми. Правда, отели предоставляют питание не «все включено», а систему FB+, но это тоже удобно. Плюс там достаточно интересная экскурсионная программа. Кроме того, в городе Бари находятся мощи святого Николая, поэтому я думаю, что будут ехать паломники. В целом это любопытный и новый для белорусского рынка регион. Сезон там длится с мая по сентябрь или даже октябрь. Мы будем планировать, наверное, рейсов 8–10. Пока процесс находится в стадии переговоров, но намерение, по крайней мере, есть, а дальше будем смотреть, как сложится обстановка в туризме и в стране целом.
– Чартеры на зимние курорты Италии или Австрии, например, не планируете в этом году?
– Раньше мы каждый год ставили самолет на Австрию, летали в Мюнхен, Инсбрук или Зальцбург, в зависимости от того, куда нам давали разрешение лететь, поскольку на этом направлении существует определенная проблема со слотами – австрийские власти не всюду разрешают садиться. В этом году, скорее всего, мы не будем ставить чартеры на горнолыжные курорты. По крайней мере, пока планируем работать на регулярных рейсах.
Беседовала Татьяна ЧУДАК