https://www.traditionrolex.com/8
<p>Мы так и не определились с концепцией развития в стране такого сегмента отдыха, как активный туризм. А ведь умело педалируя эту тему, можно привлечь в Беларусь туристов, которые по определению не нуждаются в шикарной инфраструктуре и пятизвездном сервисе. О таком варианте активного отдыха, как пешие походы, нашей газете рассказал заместитель председателя Белорусской республиканской скаутской ассоциации <strong>Юрий ЦЫГАНОК.</strong></p>

Как показывает практика, привлечь туристов можно практически всем. Даже если история была не слишком милосердна и не одарила вашу страну древними развалинами, которые можно обнести заборчиком и за большие деньги показывать стекающимся со всех концов земли путешественникам, не стоит отчаиваться: всегда есть возможность, скажем, по примеру Финляндии сочинить красивую легенду о Санта Клаусе и из года в год радоваться потоку детишек и их родителей. Да что там, даже сувенирный воздух в баночках умудряются продавать изобретательные жители курортных городов.

Мы же, обладая природными красотами и некоторым числом достопримечательностей, со скрипом пытаемся приглашать туристов в столицу, чуть более успешно развиваем агротуризм, а многие другие возможности развития туристической отрасли и вовсе не берем в расчет. В частности, мы так и не определились с концепцией развития в стране такого сегмента отдыха, как активный туризм. А ведь умело педалируя эту тему, можно привлечь в Беларусь туристов, которые по определению не нуждаются в шикарной инфраструктуре и пятизвездном сервисе. О таком варианте активного отдыха, как пешие походы, нашей газете рассказал заместитель председателя Белорусской республиканской скаутской ассоциации Юрий ЦЫГАНОК.

ury- Юрий, когда-то пешие походы были весьма популярным досугом. Что происходит с этой отраслью в наши дни?

- 99% организаторов и участников составляют любители. Люди договариваются на форумах, идут компанией друзей и знакомых, реже - в рамках туристических клубов. Как самодостаточная отрасль, как бизнес-направление пешие походы до сих пор не рассматривались. Бизнес-направлением можно назвать разве что водные походы: они в большей степени поставлены на коммерческую основу. Конечно, в свете того, что государство призывает развивать внутренний и въездной туризм, привлекать инвестиции, строить агроусадьбы, посматривают и в сторону пеших походов, в последнее время организовываются программы в рамках БРСМ, БКМО, предпринимаются попытки развивать эти проекты, но пока все находится в зачаточном состоянии. На самом деле у нас в стране организовать поход или палаточный лагерь в лесу, четко следуя всем инструкциям пожарных, лесников, а тем более санэпидемстанции и не нарушив эти правила, практически невозможно. Бюрократических моментов уйма, особенно у эпидемиологов: там и хранение питьевой воды и продуктов, и организация туалетов, умывальников, и приготовление пищи.

- Можете вспомнить какие-нибудь совсем уж абсурдные примеры?

- В походах, допустим, нельзя готовить салаты - я не помню, как это обосновано, но запретили года два назад. Нельзя брать с собой сырое мясо, разрешено везти только приготовленное.

- Логично предположить, что походы не всегда регистрируются.

- Да, с этим проблема. Как правило, на любительском уровне ничего не регистрируется, люди просто собираются и едут. Но когда ведется коллектив детей, предположим, в той же скаутской организации - естественно, поход официально регистрируется, ставятся в известность все органы, милиция, лесники, пожарные. Кроме того, туристы со стажем в курсе, что по правилам и из соображений безопасности категорийный поход обязательно нужно зарегистрировать в Спортивно-туристском союзе Беларуси.

- Существуют какие-то отработанные, излюбленные маршруты, или все протекает в формате "пойдемте куда-нибудь"?

- Есть набор скорее не маршрутов, а популярных регионов. Это Нарочь, Браславы, некоторые реки. Многое зависит от коллектива и уровня его подготовки. Если среди участников нет новичков и они достаточно опытны, выбирают, как правило, "многодневки", сложные маршруты. Но чаще это коллективы выходного дня, а потому и расстояния небольшие: в среднем 20-40 км в день, чтобы оставалось время на стоянки, отдыхи, обеды, передышки. Маршрут проходит по лесным дорогам, просекам, от деревни до деревни - ведь необходимо пополнять запасы питьевой воды.

- Что представляют собой любители этого отдыха? "Бородатые дяди с рюкзаками"?

- Это стереотип из начала 80-х, таких мало. В основном это молодые люди от 18 до 30, всех возможных профессий. Значительную часть походников составляют студенты.

- Возможно, есть еще какие-то нелепые стереотипы о походах и походниках, которые хотелось бы развенчать?


- У нас нет четко сформированного отношения к этой отрасли в целом. Большинство людей застыло на восприятии походов в духе конца 70-х - начала 80-х, а молодое поколение росло на совершенно других ценностях. Раз нет четкого отношения - нет стереотипов. В этом есть как большой минус, так и огромный плюс: ведь восприятие пеших походов мы можем формировать заново. Но сейчас мы рискуем упустить эту возможность. К сожалению, состоятельные люди, отдыху на Канарах предпочитающие прогулки с палаткой по белорусским лесам, - скорее исключение. Состоятельные люди стали таковыми в 90-х или в начале 2000-х, и, следуя своему уровню и статусу, они предпочитают летать на заграничные курорты, считая, что если деньги есть, ехать надо куда-то далеко. Если же человек при деньгах предпочитает отдохнуть в Беларуси, он выбирает усадьбы, охоту, подводную рыбалку - т.е. престижные виды отдыха, а вовсе не прогулки с палаткой. Да и иностранцы приезжают в основном на агроусадьбы, охотиться или смотреть минские достопримечательности, ничего другого мы им не предлагаем. А ведь пешие походы могут продаваться для определенной целевой аудитории, которую можно условно разделить на несколько категорий: корпоративные группы, просто компании людей, иностранные туристы. Сейчас существует круг людей, которые занимаются походами. Они не заинтересованы в росте, потому что их устраивает своя небольшая компания, они не зарабатывают на этом деньги, потому что для них это исключительно хобби и развлечение, у этих людей нет ни знаний, ни желания, ни возможностей развивать направление, ставить его на коммерческую основу. Мне не кажется, что те, кто 10 лет проводил походы в рамках своего клуба или круга, придет в турагентство и скажет: "Я бы хотел, чтобы вы предлагали мои услуги". Надо наладить процесс взаимодействия. К тому же, придется резко менять взгляд на участников похода: ведь человек, который платит деньги за такое времяпрепровождение, ожидает соответствующего уровня отношения к нему как к клиенту, соответствующего уровня комфорта, насколько это возможно в "диких" условиях. Кроме того, нужна оговоренная культурная программа, отработанный алгоритм мероприятий - необходимо как-то уложить все это в систему. Сейчас у тех, кто организовывает походы, такой системы нет, происходит броуновское движение, все решается спонтанно и в процессе.

- Возможно привести все это в систему?

- Вполне. Главное, чтобы появились люди, которые видят в этом источник выгоды, инвесторы. С одной стороны, инвесторы даже не рассматривали возможность вложения денег в пешие походы, с другой - походники тоже не задумывались о привлечении инвесторов. Подобное взаимодействие существует разве что на уровне спонсорства для проведения больших мероприятий. А сделать из этого прибыльную работающую систему никто, увы, не стремится. Чтобы походы стали прибыльным продуктом, нужно объединить усилия. Необходимы специалисты, способные составить бизнес-план, перевести все в область цифр. Потом мы должны привлечь людей, которые умеют проводить походы: опытных лесников, тех, кто знает маршруты, умеет выживать в лесу, разжигать костер, оказывать первую помощь. С другой стороны, чтобы поход был интересным, нам нужны те, кто оживит это все, выведет на уровень, отличный от "идем из точки А в точку Б". Дальше, образно говоря, останется все это упаковать, перевязать розовым бантиком и выставить на прилавок.

- То есть походы могут стать прибыльным туристическим продуктом?

- Да, при условии, что ими будут заниматься люди, имеющие опыт походов, для которых это может стать интересной работой, вместе с профессиональными маркетологами, которые весь энтузиазм походников положат в рамки сухих планов и расчета. Как правило, тот драйв, ради которого ходят в походы, люди не могут перевести в коммерческое русло.

- Существуют примеры успешно налаженной и выгодной системы организации пеших походов?

- Да. Бытует мнение, что походы от этого потеряют свою прелесть и суть, но на самом деле есть пример тех же походов по Карелии - там все очень хорошо организовано, и даже наши белорусские походники нередко предпочитают отправляться с палаткой в эти края не только из-за уникальной природы, но и по причине достойной организации. К тому же, это возможность заниматься любимым делом и получать за это деньги для самих энтузиастов активного отдыха. Опытные скауты, занятые в сфере проведения походов, зарабатывают в России около 800 долларов в месяц. У нас тоже, кстати, неплохо развиваются водные походы, есть три-четыре фирмы, которые зарабатывают на этом деньги и для которых это работа. А вот о подобном взгляде на пешие маршруты мы пока не задумывались.

- Все же, прежде чем искать и привлекать инвесторов, нужно создать сам продукт. Есть программы и маршруты настолько яркие, чтобы, если и не заставить туриста отказаться от Мальдив в пользу белорусских лесов, то хотя бы заинтересовать его? Куда мы будем водить будущих клиентов, к каким местам и достопримечательностям?

- Трудно выделить маршрут. На самом деле в пеших походах, как и, допустим, в велосипедных, значим не столько маршрут или какие-то ключевые точки на нем, сколько атмосфера. Можно просто получать удовольствие от такого отдыха. Отдых, будь то на Мальдивах, будь то в белорусских лесах, можно назвать отдыхом, потому что тебе нравится быть в этом месте, в это время и с этими людьми. Иногда драйв возникает от того, что ты преодолел какие-то препятствия. Человек вспоминает и говорит: "Это было здорово", хотя когда это происходило, ему казалось "все, не могу больше, скорее бы это закончилось". Конечно, опять-таки все надо красиво преподнести, потому что когда клиенту предлагают какой-нибудь водопад или гору - ему понятно, зачем он туда едет или идет, а вот когда мы говорим про атмосферу и единение с природой, продать это несколько сложнее. Момент счастья от такого вида отдыха непредсказуем. Не надо цепляться за какие-то точки маршрута. Если организовывать походы по привычной для нас схеме "идем к Нарочи, потому что Нарочь красивое озеро", то я уверен, что больше половины людей будет в итоге разочаровано. Стоит попробовать продавать такие варианты отдыха как комплексное мероприятие, не потому что надо дойти в точку "Б". А, например, потому что там будет хорошо и интересно, потому что на природе можно приблизиться к гармонии с собой и миром - если мы ориентируемся на простые группы. Или, допустим, если говорить о корпоративных походах - потому что так не отдыхает ни одна компания, потому что из этого похода ваш коллектив вернется более сплоченным. Тогда получится несколько другой продукт, иначе преподнесенный.

- Раз уж мы вплотную приблизились к философии, давайте поговорим о том, что такое поход в общем и целом, что представляет собой этот вид отдыха.

- Поход в моем понимании и в понимании круга людей, которые увлекаются активным отдыхом - это общение с людьми, общение с природой и испытание, искусственное создание трудностей, где ты проверяешь себя в нестандартных ситуациях. Любые нестандартные ситуации заставляют раскрыть свой потенциал, взглянуть на себя и на окружающих людей с новой стороны. К тому же, поход позволяет понять, что природа вокруг нас - это не только парк Горького или лес возле Зеленого Луга с пивом и шашлыками. Есть целая философия взаимоотношений с природой. Существуют, как мы знаем, четыре основных стихии: вода, огонь, земля и воздух. И, допустим, детям в лагерях мы стараемся привить уважительное отношение к каждой из них. Если это огонь - ни в коем случае нельзя тушить его по-пионерски, так или иначе проявлять неуважение, задувать его, ругаться. Любая стихия воспринимает энергию, и нельзя посылать отрицательный заряд той стихии, которая тебе помогает. Огонь - наш помощник, он согревает нас, он позволяет нам приготовить пищу, мы сидим вокруг него, а потому к огню надо относиться уважительно. Целый набор негласных правил существует и по отношению к воде, земле и воздуху. Мы условно разделяем вселенную на эти четыре составляющие, но только для того, чтобы прийти к гармонии в целом. Находясь в гармонии с миром, человек находится в гармонии с собой. Отчасти это уходит корнями в языческие верования, да и во всех мировых религиях, восточных философских системах, в буддизме, в христианстве, в той или иной степени прослеживаются похожие идеи: относиться с добром и уважением ко всему, что тебя окружает.

- В этом присутствует некая экологическая составляющая?

- Экологическая составляющая прививается в процессе. Очень мало людей, второй-третий раз выехав за город, понимают, как надо относиться к природе, к деревьям, к огню, к воде - к основным стихиям, которые нас окружают. Мало людей обладает чувством ответственности перед природой.

Любой поход или мероприятие на природе должно проводиться так, чтобы у людей четко формировалось понимание того, что они не навредили. Приходится неоднократно обучать, показывать, приводить примеры, учить разводить костры, напоминать о том, что мусор надо забирать с собой. С одной стороны, это звучит банально, но низкий культурный уровень встречается сплошь и рядом, то и дело видишь разбросанные по кустам пивные бутылки, банки, обертки, упаковки.

- Существуют какие-то походные суеверия? Например, не говорить о погоде, заходить в палатку с правой ноги - что-нибудь иррациональное и необоснованное?

- Нет, суеверия здесь неуместны. В походах все подчиняется строгой логике, там воспитывается рационализм. Беречь воду, дрова, огонь - походы учат практическому мышлению.

Беседовала Анна БОДЯКО

https://www.traditionrolex.com/8