https://www.traditionrolex.com/8
<p><strong>или Как застыть в недоумении</strong><br /> На отечественной почве термина для данного вида отдыха пока не появилось. Трудно обнаружить и само явление. Приходится пользоваться английским именем: "recreational courses". Дословно можно перевести как "развлекательные курсы" и "застыть в недоумении". К обретению знаний мы привыкли относиться смертельно серьезно: либо учеба, либо развлечения.</p>

или Как застыть в недоумении

Марина КУНОВСКАЯ

На отечественной почве термина для данного вида отдыха пока не появилось. Трудно обнаружить и само явление. Приходится пользоваться английским именем: "recreational courses". Дословно можно перевести как "развлекательные курсы" и "застыть в недоумении". К обретению знаний мы привыкли относиться смертельно серьезно: либо учеба, либо развлечения.

re

Основные темы "recreational courses" - танцы, психология, кулинария, единоборства и телесно-ориентированные практики, техника рыбной ловли, дайвинг, народные ремесла, наблюдение за птицами и отдельные спортивные дисциплины. Всему этому энтузиасты учатся и у нас - как правило, по вечерам, без отрыва от основных занятий. Западные же "recreational courses" положено посещать в отпуске. Организуют их и туроператоры, и, в сотрудничестве с турфирмами, образовательные учреждения, и, говоря по-нашему, другие "субъекты туристического бизнеса", вроде отелей, пансионатов или индивидуалов, занимающихся именно обучением туристов чему-нибудь приятному. А "еducational tourism", соответственно, включает в себя не только поездки с академическими целями, но и пляжный отдых в отеле, предлагающем подобные курсы, и активное перемещение по пересеченной местности в поисках редких видов птиц, и что-то похожее на экскурсионные поездки - но с более глубоким погружением в определенную тему и практическим приобщением к изучаемому явлению.

Вот, например, 11-дневная образовательная программа "Деревенский дом", которую предлагает компания Belize Explorer Travel. Кроме обычных экскурсий, поездок на коралловые рифы, в горы и лесные массивы, включает лекции по экологии, сохранению культурного наследия (одна проводится в зоопарке, другая - в типичной деревне). А главное - проживание в условиях деревенского дома, участие в повседневных заботах принимающих семей - приготовлении пищи, полевых работах и т.д., застольные беседы с хозяевами об удивительном прошлом их родины.

В странах, где быт и нравы не столь экзотичны, предлагают более стационарные варианты отдыха. В центре личного развития "Cortijo Romero" на юге Испании все программы - с образовательным уклоном: семинары по йоге, тай-чи, вокалу, танцу, драматической импровизации, садоводству, ландшафтному дизайну, множество психологических тренингов. Есть и отпускной вариант языковых курсов: это не изучение грамматических правил за партами, но живое общение с жителями окрестных селений.

А вот для "birdwatching tours" географическое положение страны роли не играет. Орнитологи-любители перемещаются по странам и континентам с единственной целью: рассмотреть и занести в дневник наблюдений очередной вид птиц, обитающий в данной конкретной местности. От экскурсионного туризма классические бердвотчинг-туры отличаются тем, что ведет такую группу непременно гид, разделяющий данное увлечение и знающий, где искать редких птиц и как правильно к ним подойти.

Может показаться, что все это - изыски западного рынка, ориентированного на пресыщенных самыми разными предложениями потребителей. Белорусы могут удовлетворить свою тягу к знаниям дешевле, вне отпускного сезона, и в услугах туроператоров не нуждаются. Что же касается западных туристов - если нет сюда массового паломничества в Беларусь на обычные экскурсии, то откуда возьмется спрос на продвинутый вариант? А организовать тур с глубоким погружением в тему - дороже и хлопотнее.

Но вряд ли белорусы радикально отличаются от жителей остального мира по своим запросам в области отдыха. Желающие поехать в индийские ашрамы - учреждения "дополнительного образования" восточного толка - и в Беларуси появляются постоянно. Пользуются спросом психологические тренинги с выездом на Черноморское побережье, только организуют их не турфирмы, а сами практикующие психологи. Едут и иностранцы на краткосрочные обучающие программы в Беларусь - правда, чаще по линии общественных организаций. Но ведь в остальном мире "грантовый" и коммерческий туризм идут параллельно - то, что интересно на льготных условиях, можно, при небольшой модификации, предлагать и на коммерческих. Не противоречат друг другу и запросы выезжающих на отдых и остающихся в стране: тем же людям в разные периоды жизни может быть интересен и тот, и другой вариант. Почему бы отечественным туроператорам не посмотреть пристальнее на это направление работы?

Сомнения практиков

Первые попытки сделать что-то подобное в стране все же предпринимаются. Названия у таких предложений разнообразные - "тематические туры", "образовательные программы", "активный туризм". Но идет процесс крайне медленно.

"Тематические туры - будь то охота, рыбная ловля, орнитология или любой другой нестандартный продукт - сложный и дорогой вид туризма, - говорит исполнительный директор туристической компании "Мастер путешествий" Игорь Чернозипунников. - Такие программы рождаются годами. Например, в этом году на тематическую экскурсионную программу к нам приезжает группа немецких любителей театра. От замысла до воплощения идеи прошло 8 лет. Турбизнес смотрит на любую идею прагматично: чтобы заниматься новым продуктом, нужно видеть группу клиентов, которая его купит. Пока я этих клиентов, заинтересованных в услугах турфирм по организации образовательных туров, не вижу".

В поле зрения компании "Верик-экст", специализирующейся на активном туризме, такие клиенты уже появляются. Их запрос - начальное обучение туристским навыкам, давно переставшее быть предметом забот школьных и вузовских физруков. Если в прошлые годы компания предлагала только многодневные водные походы, то в этом организовала стационарный туристский лагерь на Браславах. Походы там не отменяются, но перспектива вернуться к вечеру на место дислокации лагеря привлекает людей, менее уверенных в своей физической подготовке. Есть и много занятий на самой базе: обучение пользованию снаряжением, туристским инвентарем, вечер посвящения в туристы-водники: "Но позиционировать свою программу как образовательный тур для начинающих туристов мы не хотим, - поясняет директор компании Олег Вересовой. - Программа каждого заезда строится в зависимости от уровня подготовки группы и может быть интересна и более опытным туристам, нашим прежним клиентам. Нас знают по походам, водные походы мы и рекламируем".

Для привлечения иностранцев в тематические поездки препятствий еще больше.

Усилия последних лет по развитию инфраструктуры туризма увенчались появлением нескольких гостиниц, состоящих сплошь из "люксов" и "полулюксов". Но участники образовательных туров едут в страну не за комфортом и предпочитают платить за благоустроенные стандартные номера эконом-класса. А главное - хотят знать цену на свою поездку уже в октябре предыдущего года. Для отечественных баз отдыха эти сроки пока непомерны.

Вопрос, объединяющий тех, кто мог бы "развлекая, обучать" отечественных и зарубежных туристов, - где искать кадры для преподавателей? Учить иностранцев русскому языку могут сотрудники иняза (и делают это). А кто еще? Туроператоры выжидательно смотрят на образовательные учреждения: может, спрос на такой отдых создадут они.

Отдельные инициативы отпускных образовательных программ исходят и от преподавателей. Но это - не "развлекательные курсы". Белорусская лига танца проводит танцевальный лагерь на базе санатория "Летцы", но приглашает в него сложившиеся танцевальные коллективы. Новичкам в лагере делать нечего. Детскую программу обучения английскому языку на базе ДРОЦ "Надежда" запустил образовательный центр "Интернешнл Хаус". В основе курса - все те же аудиторные занятия по расписанию, в сформированных в зависимости от уровня начальной подготовки группах. А на "recreational courses" должно быть интересно любому курсанту, независимо от степени его знакомства с темой. И туристическим организациям, по идее, ближе этот подход: предлагать, прежде всего, удовольствие от познания нового, а уж потом - повышение образовательного уровня.

Кроме того, учреждения, специализирующиеся на образовательных услугах, могут предлагать обучение на выезде летом, когда на загородных базах отдыха и без того нет недостатка в клиентах. Но "recreational courses" может как раз повышать привлекательность отдыха в межсезонье.

Откуда видны перспективы?

В больших перспективах тематических программ отдыха уверена директор ООО "Надежда-тур" Галина Войтус. На базе палаточного лагеря "Родник" при детском реабилитационно-оздоровительном центре "Надежда" этим летом проведено целых шесть таких программ: "Школа выживания", "По следам Робинзона", "Лесной воин", "Остаться в живых", "Лесная нимфа", "Паркур". Места в лагере выкуплены полностью, и не только белорусами. Помогла активная рекламная кампания, проведенная в учебных заведениях. Клиенты "Надежды" тоже не знали, что за обучением можно обращаться в турфирму - но узнали об этом из первых рук.

А на основной базе, рядом с языковыми программами и детской школой лидерства, развивается проект тематического семейного отдыха. "Пока мы предлагали отдыхающим у нас семьям только чуть большую, чем в среднем санатории, программу развлечений. Конкурсы для детей с родителями, ежедневные занятия педагога с детьми. И уже это было воспринято нашими клиентами с энтузиазмом. Сейчас готовим программу спортивно-оздоровительной направленности: будем предлагать обучение первым навыкам карате и различных фитнес-дисциплин".

Что отличает "Надежду-тур" от прочих туристических компаний? То, что она имеет собственную базу для размещения туристов, где давно уже отдыхают дети - и, значит, есть и педагоги, которые помогают организовать детский досуг. Но не только. "Надежда-тур" - коммерческая структура, созданная при белорусско-германском благотворительном предприятии "Надежда-XXI век", имеющем давние традиции сотрудничества с другими негосударственными организациями. НГО и сегодня приезжают в "Надежду" и лагерь "Родник". И именно эти клиенты "Надежды" уже знают, как вести обучение, совмещенное с отдыхом.

"Мы не рассматриваем общественные организации как конкурентов, - говорит Галина Войтус. - Да, отдыхая у нас, они не нуждаются в наших программах организации досуга, запрашивают, в отличие от туристов-индивидуалов, только размещение и питание. Зато мы можем многому у них поучиться. Нам интересно было наблюдать, как строят свою работу с детьми ассоциация белорусских гайдов, борисовская общественная организация "Провинция", работающая с трудными подростками. А среди преподавателей витебского клуба единоборств "Берсерк" мы нашли и инструкторов для наших собственных программ. Таким же образом взаимодействуем и с образовательными организациями, например, спортивными школами - из клиентов они превращаются в партнеров".

Recreational courses - действительно крайне сложный вид туризма. Не только потому, что "не готовы" клиенты или инфраструктура. От самого организатора такого отдыха на сегодня требуется новый уровень коммуникации. Взаимодействовать приходится не только с соседями по туристическому рынку, где конкуренты и партнеры легко различимы, и критерии качества известны. Преподаватели обучающих программ - это не экскурсоводы, учебные заведения - не туристические организации, а интересы лидера не госорганизации с точки зрения бизнесмена вообще анализу не поддаются. Но ведь в этом - и специфика турбизнеса: выстраивать самые разные цепочки по оказанию туристу услуг. Организация "recreational courses" (хорошо - пусть просто "тематических программ отдыха") - интересный вызов для любого туроператора, заинтересованного в развитии въездного и внутреннего туризма. Кто следующий решится на него ответить?

https://www.traditionrolex.com/8