https://www.traditionrolex.com/8
<p>Прежде чем приступить непосредственно к интервью, Ольга Залесская успевает ответить по меньшей мере на пять телефонных звонков. Она подробно инструктирует будущих зрителей "Культурной эволюции", как добраться к месту проведения фестиваля, и объясняет артистам, что, где и когда они будут петь.  Современная женщина, успешно сочетающая творчество, работу в сфере рекламы и семью, Ольга разрушает стереотипное представление о бардах как о "физиках-лириках" советской эпохи, поющих в основном о радостях походной жизни.</p>

oz Прежде чем приступить непосредственно к интервью, Ольга Залесская успевает ответить по меньшей мере на пять телефонных звонков. Она подробно инструктирует будущих зрителей "Культурной эволюции", как добраться к месту проведения фестиваля, и объясняет артистам, что, где и когда они будут петь.  Современная женщина, успешно сочетающая творчество, работу в сфере рекламы и семью, Ольга разрушает стереотипное представление о бардах как о "физиках-лириках" советской эпохи, поющих в основном о радостях походной жизни.

- Ольга, авторская песня ассоциируется в первую очередь с чем-то камерным, а грядущая  "Культурная эволюция" - фестиваль масштабный и разноплановый. Нет ли здесь противоречий?

- Стереотипы, сложившиеся вокруг авторской песни, как правило, не всегда объективны. Она  ассоциируется с простенькой музыкой, достаточно прозрачными текстами,  не очень профессиональным исполнением, камерными залами и нетребовательным райдером по звуку. Это все иллюзии, потому что авторская песня с момента зарождения претерпела массу метаморфоз - начинаясь как студенческая, туристская, она постепенно стала песней для интеллигенции, а потом и просто для думающих, слушающих и читающих людей. По крайней мере, мои единомышленники пытаются развивать в этом жанре определенное направление, предполагающее качественную музыку, высокий уровень текстов, профессиональное исполнение и хороший звук.  Почему мы "неформат" для широкой публики, для радиостанций и телевидения, для музыкальных каналов? Потому что это жанр, в котором превалирует содержание. Не хочу никого пугать и произносить слово "поэзия", но текст  авторской песни плотный, осмысленный, несущий определенные эмоции. Это музыка, над которой нужно думать.

- Еще один стереотип гласит, что авторская песня принадлежит ушедшей эпохе.

- Возможно, кому-то это покажется крамольным, но я считаю, что русскоязычная рок-музыка, в общем-то, родом из авторской песни. Не нужно далеко ходить: тот же Шевчук начинал с клуба АП. Течение, которое пошло в сторону рока, замечательно развивалось и вылилось в масштабное культурное явление. Что касается сегодняшней авторской песни, то здесь тоже происходит определенный прорыв - это очень ярко видно на примере соседних стран. Украина, например, просто кишит фестивалями. И потом, что значит -  "ушедшей эпохе"? Ведь  со времен сотворения мира ничего не изменилось. Человек остался таким же: просто "оброс" какими-то атрибутами современности, а прогресс внес некоторые  изменения в его быт. Но достаточно почитать Библию, чтобы понять, что все те же страсти кипят и сегодня. Автор-исполнитель поет не о сиюминутных желаниях, не о низменных страстях, которые переведены из области эмоций в область штампов, а о настоящих чувствах - он творит, когда приходит вдохновение. А вот автор, который пишет для конкретного эстрадного исполнителя, подстраивается под его имидж и темперамент, идет на поводу у ожиданий продюсера. Это сочинение на заданную тему, а такая работа имеет мало общего с поэзией.

- А вам никогда не хотелось писать песни для других исполнителей?

- Я пишу для других исполнителей. Но если мы говорим об эстраде, то здесь все мои попытки каким-то образом пристроить тексты особым успехом не увенчались. Наши певцы опасаются исполнять такого рода музыку, поскольку это выбивается из их формата. Одна известная певица сказала мне, что  публика едва ли воспримет песню, потому что ее текст слишком "плотный". Это ведь не музыка для ног.

- Насколько интересна авторская песня белорусскому слушателю? Сколько зрителей ожидается на фестивале?


- Один Бог знает. Как некоммерческое мероприятие мы не распространяем заранее билеты, не продаем их на каждом углу, у нас нет массированной телевизионной рекламы. Существуют доверительные отношения со СМИ, "сарафанное радио", люди, которые знают лично кого-то из оргкомитета и понимают, куда они едут и зачем. А сколько человек приедет - покажет сам фестиваль.

- "Культурная эволюция" планируется как разовая акция или как ежегодный фестиваль?

- Конечно, это не разовая акция, в противном случае нечего было бы "копья ломать". Я полагаю, в рамках "Культурной эволюции" будет развиваться не только авторская песня, ведь у нас существуют другие маловостребованные жанры -  и музыкальные, и литературные - масса всего, что называется "неформат".

- Спектакль "Комедия", да и само название усадьбы - "Вишневый сад" - наводят на мысли о том, что у фестиваля есть еще и театральное звучание.

- Открою большой секрет: директор фестиваля - известный белорусский актер Артур Шуляк, знакомый многим в ипостаси ведущего "Суперлото". Что касается "Вишневого сада", то Артур вложил душу в эту усадьбу. Сейчас она продолжает строиться, более того, в планах - возрождение дома-музея Дунина-Марцинкевича. Название "Вишневый сад" - это такой реверанс великой белорусской литературы великой русской литературе, с дальним прицелом на проведение акций, театральных фестивалей малых форм. Именно поэтому у меня появилась идея предложить нашим ребятам заложить вишневый сад: в произведении Чехова, проникнутом высоким трагизмом, сад обречен, мы же хотим напротив - заложить сад, чтобы он цвел, плодоносил, радовал людей. И в культурном смысле тоже.

А еще Артур Шуляк долгое время играл в Альтернативном театре. Дипломная работа его выпуска - как раз "Комедия" в постановке Андрея Андросика. Пьеса интересна, во-первых, своей жизнестойкостью: она долгое время идет на сцене и  не теряет популярности. А во-вторых, она идет на двух языках, и последнее хорошо укладывается в концепцию фестиваля. В этом году у нас будет работать отдельный мастер-класс для белорусскоязычных авторов. Часто бывало так, что молодые люди приносили очень неплохие песни и стихи на белорусском языке, а жюри было в основном русскоязычным или даже российским и украинским, так что  по достоинству оценить представленное творчество было некому. Теперь  этот материал будут оценивать истинные носители белорусского языка, люди, которые на этом языке разговаривают и думают: Змитер Вайтюшкевич, Алесь Камоцкий и музыкальный журналист Надежда Кудрейко.

- Кстати, о жюри и участниках: как удалось собрать такой "звездный" состав?

- Очень просто, люди с радостью откликнулись на наше приглашение. Борис Бурда, Сергей Никитин, Лев Анненский, Татьяна Дрыгина - со всеми оргкомитет связывают дружеские отношения. Мы приглашаем не на коммерческий концерт, куда едут зарабатывать деньги, а в гости. Конечно, мы оплачиваем расходы на дорогу и проживание, но это нормальная ситуация. Люди соглашаются приехать, несмотря на всю свою занятость. Например, Лев Александрович Анненский, приезжая к нам, четвертого числа успевает еще провести какие-то встречи на уровне Союзного государства. Он улетает от нас 6-го сентября, потому что через день должен быть в Ясной Поляне. Сергея Аркадьевича Никитина мы, слава богу, тоже вовремя поймали,  он "застолбил" это время за нами. Мы ждали, когда Борис Бурда вернется из Канады, и позвонили ему в день прилета - он сразу же согласился. Это дружба, не испорченная ни коммерцией, ни кризисом, ни развалом бывшего Советского Союза.

- В программе фестиваля значится концерт "Авторская песня для детей".

- Да, и это очень здорово. Мы специально подготовили такой концерт, потому что сегодня детям в уши заталкивают все что угодно. Мы наблюдаем за "Евровидением", знаем, что для детей пишут, как их красят и одевают. Я понимаю, что очень хочется выглядеть на международной арене не хуже, чем Европа и Америка, но это не повод лишать ребенка детства. Мы не даем детям поступательно развиваться, заставляем их взрослеть раньше времени.

- А на какой музыке росли вы? Как началась для вас авторская песня?

- Разумеется, на авторской песне я не росла. Я узнала об авторской песне в 18 лет, причем внезапно - приехала в Минск поступать в БГУ, познакомилась с компанией молодых людей, которые ходили в походы и на слеты, играли бардовские песни. Я же в то время писала песни под гитару эстрадного направления. И вот на одной из квартир мне дали послушать диск Вероники Долиной - это было моим первым настоящим знакомством с авторской песней. Раньше я, конечно, слышала и Окуджаву, и Высоцкого, но никогда не задумывалась, откуда эти песни. Потом я нашла в Витебске клуб АП. И завертелось-закрутилось. А росла я на советской музыке, а на какой же еще? Уже когда я училась в старших классах, в моей жизни появились Deep Purple, Scorpions, "Аквариум", "Машина времени", "Наутилус", "Кино" и так далее. Вот такая простенькая история, как у всех.

- Ваши дети не собираются идти по музыкальной или поэтической стезе?

- Трудно сказать. Старший сын закончил музыкальную школу по классу ударных инструментов, будет продолжать музыкальное образование. Он барабанщик, хотя пишет и тексты песен. Его любимый певец - Кипелов, и пишет он в стиле Кипелова, такое романтическо-героическое фэнтези (улыбается) - драконы, битвы добра и зла и так далее. Средний сын больше любит рисовать и конструировать. Он у меня философ, пописывает больше в прозе и на уровне парадоксальных четверостиший, но ничего серьезного я в этом не вижу. А младшая дочка - та делает все: и танцует, и поет, и стишки какие-то сочиняет, и сказки, и все время живет в своем мире - то она царевна, то Мери Поппинс. У нее нет ни секунды, когда она была бы сама собой.

- Вы в детстве были такой же?

- Похожей. Я обожала наряжаться в мамины юбки. Когда мама была на работе, я переворачивала ее чемоданы, выволакивала все это, наряжалась, танцевала и изображала из себя кого-то. Все время жила какими-то романтическими мечтами, всю свою жизнь. Я всегда представляла, как оно будет потом, как сложится судьба.

- Не оправдалось?

- Почему же, оправдалось! (смеется)

- Ваше детство прошло в Витебске. Часто приезжаете в родной город?

- Нет, не часто. Мне кажется, что все эти ностальгические рассуждения "как я люблю свой город, не забуду вовек, но жить я буду в Минске", отчасти фальшивы. Да, я люблю свой город - тот город, ту атмосферу, тех друзей, ту саму себя, те события и приключения, которые я там переживала, те встречи. Витебск - город особенный, он очень многое мне дал. Не случайно у каждого мало-мальски творческого человека есть такие истоки - если мы говорим "Пушкин", то представляем болдинскую осень, Святогорский монастырь, Псковщину с ее лесами и так далее. Возьмите любого писателя, композитора - тут же возникает представление, чем он дышал, что ему навевало те мысли, которые мы находим в произведениях.

- То есть эта связь не прерывается?

- Никогда и ни у кого. Не случайно ведь кто-то где-то рождается и куда-то попадает.

- А как складываются отношения с другими городами?

- С разными по-разному. Я люблю Минск, где живу с 94-го, но очень долго к нему привыкала. С городом меня примирило рождение первого ребенка. С этого момента Минск стал для меня личной историей: вот ты гуляешь с маленьким ребенком, вот он делает первые шаги в парке, вот ты берешь его на руки и идешь в кофейню пить кофе, вот вы встречаете папу с работы, вот вы волочете коляску на четвертый этаж без лифта - это совершенно другие отношения с городом, следующий этап. Я люблю путешествовать, мне нравятся очень многие места и очень многие города. Если говорить о любимых городах, не считая родины, это в первую очередь Варшава. Еще мне нравятся Прага, Иерусалим, старая Рига, Несебр, Кельн, Гаага. Но это города, в которые приятно приезжать, не более того - как рассматривать украшения, которые тебе не подходят.

- То есть уехать куда-то жить...


- Нет, почему, Варшава - это украшение, которое мне бы подошло (смеется). И я пришлась ей по душе, я это чувствую. Может, там какие-то мои корни? Никогда не занималась своим генеалогическим древом, но это вполне может оказаться зовом крови.

- С пространством более-менее понятно, давайте поговорим о времени. Вы не чувствуете столь присущего поэтам диссонанса с нынешним веком?

- Никоим образом! Мне очень нравится время, в которое я живу. Оно разнообразное, насыщенное, динамичное, сейчас столько возможностей. Конечно, было бы интересно пожить лет 300 назад, когда не было современных достижений техники, и расстояния, которые мы проезжаем за несколько часов, нужно было преодолевать неделями, но это уже мои фантазии, ничуть не связанные с отношением к веку нынешнему.


P.S.  Напоминаем, что фестиваль "Культурная эволюция" состоится 4-6 сентября в усадьбе "Вишневый сад" под Бобруйском, рядом с п. Щатково. От ж/д вокзала Бобруйска до усадьбы будут курсировать автобусы.

https://www.traditionrolex.com/8