https://www.traditionrolex.com/8
<p>Паломнические отделы существуют при Белорусской православной и Рим-ско-католической церквях, но попытка как-то разделить маршруты, которые они предлагают на "православные" и "католические", обречена на провал - несмотря на наличие двух конфессий, древнейшие святыни, а следовательно, и объекты паломничества у христиан остались общими. Так что по содержанию паломнические туры для православных и католиков близки, хотя формально между ними все-таки есть некоторые различия. Кроме того, духовные центры католиков и православных совпадают далеко не всегда.</p>

Ирина ШПАКОВСКАЯ

Паломнические отделы существуют при Белорусской православной и Рим-ско-католической церквях, но попытка как-то разделить маршруты, которые они предлагают на "православные" и "католические", обречена на провал - несмотря на наличие двух конфессий, древнейшие святыни, а следовательно, и объекты паломничества у христиан остались общими. Так что по содержанию паломнические туры для православных и католиков близки, хотя формально между ними все-таки есть некоторые различия. Кроме того, духовные центры католиков и православных совпадают далеко не всегда.

palom1

Паломничество и тур по святым местам: в чем отличие?

Как ни странно, но паломнический тур, который призван приобщить людей к церкви и к святыням веры, возможность посещения церковных служб предоставляет, но не навязывает - решение об этом принимает уже сам паломник. Стоит ему только захотеть, и путешествие для него пройдет в обычном туристическом режиме - зашел, посмотрел, послушал, ушел. В поездке паломников сопровождает либо приходской священнослужитель, либо православный экскурсовод, который в обязательном порядке затрагивает и вопросы культуры и истории. Довольно часто в паломничество отправляются люди, еще не определившиеся для себя с вопросами веры, любопытствующие, а также представители других конфессий. Последнее особенно актуально для православных и католиков, которые часто хотят познакомиться с обрядами другой христианской ветви, - понятно, что принуждать таких людей к посещению служб никто не будет. Примечательно, что в последнее время паломнические туры все чаще организовываются для небольших групп, на микроавтобусе, автобусы на 40 человек собираются разве что летом. Так мобильнее и быстрее, к тому же большие группы довольно сложно принимать монастырям, поэтому оптимальное количество паломников - 20-25 человек. Естественно, что в паломническом туре существуют и определенные требования к внешнему виду. В большей степени они, конечно, касаются женщин: это наличие платка, длинная юбка, отсутствие косметики на лице - своим видом они не должны отвлекать мужчин во время службы. Словом, это правила, действующие при любом обычном посещении церкви. В паломническом туре не пьют, не курят, не сквернословят, именно поэтому они зачастую привлекают людей, для которых религиозная составляющая поездки менее важна, чем экскурсионная, однако они хотят путешествовать в компании приличных людей. Таких "туристов" только приветствуют: люди разными путями приходят к Богу, и паломнический тур для любого может стать отправной точкой на этом пути. "Особенностью наших экскурсий является то, что мы проводим их только на белорусском языке, - рассказал Вячеслав Борок, координатор паломничеств в Витебской епархии Римско-католической церкви. - Систематически мы начали организовывать паломнические поездки 3 года назад, паломнический отдел при Белорусской православной церкви появился несколько раньше. Мы составляем программу таким образом, чтобы она была интересна и католикам, и православным, которые достаточно часто с нами ездят. Надо отметить, что обычно люди остаются очень довольными, кто-то путешествовал с нами уже 2-3 раза. Им нравится, что в дороге нет пьянок, ругани, они отмечают очень высокий культурный уровень попутчиков, в поездке все живут по правилу "не мешай другому". В подобные путешествия отправляются действительно прекрасные люди, которые ищут духовности".

palom2

Еще одно принципиальное отличие паломничества от обычных автобусных туров заключается в стоимости: паломнический тур, как правило, - крайне экономичный способ путешествия, особенно если организацией поездки занимается паломнический отдел. В то же время школы и различные предприятия для организации путешествия по святым местам Беларуси чаще обращаются все-таки в турфирмы. Дело в том, что взаимодействие Церкви и светских организаций в области организации паломнических туров затруднительно по причине несовершенства действующего законодательства, так как в большей части Церковь осуществляет свою деятельность на пожертвования. Но если для частного лица сделать пожертвование - не проблема, то для компании, задумавшей нестандартный корпоративный тур для своих сотрудников, это совсем не просто. Вот и получается, что, несмотря на 30-40%-ную выгоду при обращении в паломнические отделы при церквях, организации больше привлекают туристические фирмы. Удешевление стоимости в паломнических турах происходит и за счет экономии на комфорте - например, используя ночные переезды, которых за 11-дневную поездку может быть даже пять. Стоит заметить, что турфирмы уже давно перестали строить экскурсионные поездки по такому графику. Это само по себе достаточно утомительно, а кроме того, паломники посещают утренние и вечерние службы, много переезжают. Учитывая это, в паломнических отделах стараются организовать поездку так, чтобы за насыщенным в религиозном плане днем следовал день полегче и люди могли отдохнуть. Но это правило касается только многодневных туров, чаще же всего паломники выезжают на 2-3 дня, с пятницы по воскресенье, чтобы успеть вернуться на работу. Трапезничают современные пилигримы при монастырях, ночуют там же или в небольших гостиницах для паломников - в Европе, например, таких довольно много. Послушание, когда человек неделю или две живет при монастыре, отдыхая от мирской жизни и помогая монахам по хозяйству, также достаточно распространенная форма паломничества. Примечательно, что православные чаще, чем католики, едут на послушание за рубеж - в Россию, Болгарию, Крым или Грецию.

Куда ездят паломники?

Беларусь

Культовым местом для православных паломников в Беларуси является Жировичский монастырь с нерукотворной иконой Жировичской Божией Матери, религиозные святыни Полоцка и Минска, святой источник у Логойска. За ними следуют Гомель, Корма, Лавришевский монастырь, Слуцк, Туров и другие места. Для гостей из других стран организовываются многодневные туры - в основном к белорусским святыням едут из России и Украины. "Недавно к нам на 5 дней приезжали паломники из России, - рассказывает Геннадий Воробьев, сотрудник паломнического отдела Минской епархии. - Мы организовали для них поездку по 4 областям страны. Гости остались в восторге - просили в следующий раз сделать такую же по продолжительности поездку, на этот раз по другим местам. Но для приезжих паломников, в частности в Минске, нет условий для размещения - стоимость обычных гостиничных номеров кусается, а паломнических домов нет, разве что при отдельных монастырях. В последние годы, к сожалению, стала заметна тенденция: в паломнические туры стало ездить меньше людей. Возможно, сказывается и тот факт, что у паломнических отделов нет средств на рекламу: мы работаем так, чтобы поездки просто самоокупались, так что основным способом информирования людей является размещение объявлений непосредственно при храмах. Так сведения о паломничестве получают верующие люди, но: У нас в стране, при подавляющем крещении в православную веру, живут церковной жизнью от силы 3% людей".

Для католиков в Беларуси также есть свои знаковые места. Первым следует упомянуть, конечно же, Будслав. Ежегодно тысячи католиков из Беларуси и сопредельных стран пешком отправляются поклониться Будславской иконе Божией Матери. "Самое длительное пешее паломничество по Беларуси было совершено, когда около ста человек прошли из Борисова в Росицу, на место мученической смерти ксендзов Юрия Каширы и Антония Лещевича - всего около 300 километров, - рассказывает Вячеслав Борок. - 22 августа в Браславе собралось очень много паломников на коронацию папскими коронами иконы Браславской Божией Матери, которую называют еще Владычицей озер".

"К сожалению, в Беларуси сохранилось не так много памятников XII-XIII веков. Однако святыни XVI-XIX веков у нас есть, - говорит Марина Леонович, экскурсовод. - Может быть, история у них не такая глубокая, но мы горячо их почитаем. Почти в каждую поездку случаются чудеса веры: люди исцеляются от болезней или получают помощь в тяжелой ситуации. Конечно, в эпоху кризиса, в количестве паломников наблюдается небольшой спад - в туры едут в основном люди пожилого возраста, инвалиды, но есть и молодежь".

Россия и Украина

Россия и Украина - это главные маршруты православных паломников за пределами родной страны. Там находится очень много древних христианских духовных центров: Оптина пустынь, святые места Соловецкого архипелага, Валаамская обитель, Троице-Сергиева лавра, Киево-Печерская лавра, Почаевская лавра, храмы Южного Крыма - перечислять места, знаковые для православного человека, можно очень долго. Но и путешествия в ближнее зарубежье не всегда удаются, особенно во времена финансового кризиса.

Дальнее зарубежье

До вступления прибалтийских стран в Шенгенскую зону паломникам (как и другим туристам) в них попасть было проще. С введением шенгенских виз начались проблемы, так что организованный ручеек паломников в эти страны уменьшился. Из европейских стран наиболее "православно ориентированными" являются Болгария, где богослужение до сих пор ведется на старославянском языке, Греция со знаменитыми монастырями в Метеорах и на святой горе Афон, Кипр и Италия, где в городе Бари находятся мощи святого Николая-Чудотворца. Маршруты по католическим странам - Италии, Испании, Франции, Германии - и у католиков, и у православных примерно одинаковые. Посещаются Кельн (мощи трех волхвов), Венеция (собор святого Марка), Падуя (собор святого Антония Падуанского), Париж (собор Парижской Богоматери). Иерусалим и Рим в контексте паломничества занимают особое место - эти два города по праву считаются главными святынями христианского мира. В Рим и Ватикан попасть с паломническим отделом своей церкви могут и православные, и католики. Поездки на Святую землю для паломников организовывает как паломнический отдел при Минской епархии (на большие праздники белорусские и русские паломники летят из Москвы специально зарезервированным самолетом), так и многочисленные турфирмы. "Мы не делаем поездки в Иерусалим, потому что на туристическом рынке уже есть большой выбор таких предложений и ничего лучше организовать мы пока не способны, - объяснил Вячеслав Борок. - Хотя возможно, что в будущем паломничество в Святую землю появится среди наших маршрутов. Пока же в планах организация поездки по Испании и Португалии, чтобы дать паломникам возможность посетить Сантьяго-де-Компостела. Этот город - центр христианского паломничества еще со времен раннего Средневековья, третья по значимости католическая святыня после Рима и Иерусалима".

Дополнительную информацию по паломническим турам вы можете получить на сайтах http://piligrym.by (паломничества, организуемые Витебской епархией Римско-католической церкви) и http://piligrim.by (паломнический отдел Минской епархии Белорусской православной церкви).

ОЧЕВИДЕЦ

Ольга Ленковец: "Большинство паломников отправляются в путь, чтобы найти смысл жизни!"

Александра СЕМАК

Минчанка Ольга Ленковец - паломник со стажем. Много раз она не просто посещала православные святыни - белорусские, российские, украинские, но и в качестве паломника жила в монастырях.

Мы попросили Ольгу поделиться своими впечатлениями о жизни в монастырских стенах.

- Конечно, это нельзя назвать отдыхом в обычном смысле этого слова. Паломники во всем подчиняются правилам, которые установлены в монастыре. Например, едят ту же пищу, что и монахи. Живут паломники, как правило, в специальных гостиницах. Понятно, что это не отели класса "люкс" - чаще всего под гостиницу приспособлены вагончики. В принципе, любой человек может там жить, но за это он должен работать, как и сами монахи - заниматься прополкой, заготовкой семян и так далее. Помимо этого, паломники присутствуют на церковных службах. Нельзя забывать и о таком факте, как церковный этикет, который необходимо соблюдать, - например, женщины должны быть в длинной юбке и платке.

Вообще, приехать в монастырь в качестве паломника может любой человек - даже иноверец или атеист - всякий, кому интересно испытать что-то новое. Но я думаю, что большинство, как и я, отправляются в подобную поездку, чтобы найти смысл жизни.

https://www.traditionrolex.com/8