В детском саду Марина Кондрашова мечтала стать продавцом конфет. Причем обязательно - "Коровки". Еще немного - и она стала бы учителем в школе, но, однажды столкнувшись с туризмом, решила поменять мечту. Теперь она деловая женщина, один из ярких представителей молодого поколения белорусского турбизнеса. В собственном жестком графике ей случается планировать даже любование закатом, а от излишнего стресса спасает хобби - конный спорт. Она считает, что проще всего стать успешным, общаясь с успешными людьми, а за стопку сертификатов, полученных на всевозможных курсах и тренингах, родные называют ее "вечный студент".
- Когда вам впервые довелось столкнуться с работой в туризме?
- Я была на последнем курсе педагогического колледжа, когда знакомые попросили меня, как специалиста с педагогическим образованием, сопровождать группу детей в Чехию - тогда в Беларуси только начал развиваться выездной туризм. До этого я всегда мечтала стать учителем, и, кстати, потом ни один человек с нашего выпуска о годах учебы в колледже не жалел - у нас была прекрасная подготовка. Как будущие преподаватели начальных классов, чему только мы не учились - за два года прошли курс художественной школы, например. Так что где-то до 4-го курса я была уверена, что буду работать в школе. Но поездка в Чехию меня так сильно впечатлила, что я пришла домой и сказала маме, что буду поступать в БГЭУ, на факультет "Высшая школа туризма". Ее такой резкий поворот событий поверг в легкий шок. Дело в том, что после педагогического колледжа я могла сразу идти на третий курс университета. А так за три месяца до вступительных экзаменов пришлось засесть за учебники по математике и английскому языку, чтобы срочно обновить и улучшить школьные знания. На дневное отделение поступить не получилось, поэтому, чтобы не терять время, я пошла на работу в школу и вышла замуж. От идеи перевестись на дневное отделение пришлось отказаться, так как я родила сына.
- Когда закончился декретный отпуск, вы снова пошли на работу в школу?
- Нет, я уже целенаправленно искала работу в туристической отрасли, взяла, кстати, газету "Туризм и отдых", открыла ее и начала рассылать резюме компаниям, которые мне чем-то приглянулись. Сказать, что семья в свое время скептически отнеслась к моему поиску работы, - значит ничего не сказать. Мне говорили, что сама без блата и знакомств устроиться на работу в туризме я никогда не смогу. Но фраза: "Ты сама никогда не сможешь это сделать" - для меня всегда была очень хорошим стимулом, мне каждый раз нужно было доказать, что я "обязательно смогу сама". В итоге работу я нашла достаточно быстро, в компании "Весь мир". Естественно, что на тот момент, кроме беглого знакомства с автобусными турами, я ничего толком не знала. Время было горячее, как раз перед весенней выставкой, так что за неделю до нее меня посадили за компьютер считать прайс-листы, потом отправили на выставку. Времени на подготовку не было, мне сказали: "Хочешь работать - работай". Но я очень благодарна судьбе за то, что она постоянно сводит меня с людьми, у которых есть чему поучиться. Директор турфирмы "Весь мир", Владимир Булатов, оказался очень талантливым педагогом, который методично и с удовольствием передавал накопленный опыт, очень спокойно и без нервов указывал на какие-то подводные камни, объяснял принципы общения с клиентами. Я работала в отделе, который занимался Болгарией, несколько сезонов сопровождала автобусы и могу сказать, что эта школа - просто бесценный опыт. Причем опыт, который ты приобретаешь очень быстро, буквально за сезон. Сейчас, когда в компанию "Вокруг света" приходят устраиваться на работу менеджеры с опытом сопровождения автобусных туров - это огромный плюс в моих глазах. Я точно знаю, что эти люди умеют общаться с кем угодно: туристами, хотельерами, водителями, пограничниками и, кроме того, они стрессоустойчивы. Так что, когда я пришла в компанию "Вокруг света", мне казалось, что я та-а-акой опытный специалист. Впрочем, достаточно быстро я поняла, что мой опыт лежит пока только в одной плоскости, а в туризме таких плоскостей очень много.
- С какими сферами деятельности довелось столкнуться, когда вы пришли в "Вокруг света"?
- На момент моего прихода компания занималась исключительно приемом иностранных туристов в Беларуси, и эта сфера для меня оказалась большим открытием. Наши партнеры в разных странах - это настоящая элита мирового туризма, я узнала, насколько высоким может быть уровень международного сотрудничества. Работа в компании строилась уже совершенно по другим принципам и стандартам. И этим стандартам нужно было соответствовать. Мне помогли отойти от стереотипов и взглянуть на многое в работе выездного отдела с совершенно новой стороны. Именно здесь я узнала, что такое активная продажа, а также как эффективно построить деятельность отдела выездного туризма, не прибегая к стандартным средствам рекламы. Собственно, и сам отдел был открыт с моим приходом в компанию, и его руководителем я проработала довольно продолжительное время.
- Чем приходилось заниматься?
- Работу мы начали с небольшого блока мест на чартерном рейсе в Кушадасы, и сезон заполняли его достаточно успешно. Тогда же белорусское посольство в Литве пригласило руководство нашей компании посетить Палангу с целью знакомства с инфраструктурой курорта. Так началась работа по направлению, которое впоследствии стало для нас одним из ведущих. Первый год мы отправляли туда людей просто на рейсовых автобусах, что, безусловно, было очень неудобно. Возникла идея организовать свою собственную автобусную цепочку Минск - Паланга - Минск, которая сразу стала пользоваться большим спросом. Через год нашему примеру последовали и другие коллеги. Кроме того, в то время у нас как раз активно начал развиваться корпоративный и деловой туризм. Параллельно со стандартными турпакетами, которые мы предлагали как агенты, для корпоративных туристов мы начали делать какие-то свои проекты: организовывали выездные семинары, помогали в организации командировок за рубеж - это были первые шажочки в области делового туризма в Беларуси. Мы развивались в этом направлении осознанно и активно, так что на сегодняшний день уже накопили огромный опыт в организации деловых визитов, семинаров и конференций, поездок на выставки и инсентив-туров. Работа с корпоративными клиентами очень сильно на меня повлияла: когда ты общаешься с профессионалами своего дела в различных областях экономики, впитываешь их подходы к работе, начинаешь мыслить нестандартно. Постепенно у меня начали появляться какие-то идеи не только в туризме, но и в области управления предприятием, долгосрочном планировании и маркетинге. Однажды, вдохновленная очередной поездкой и общением с корпоративными клиентами, я пришла с этими идеями к руководству и акционерам. Видимо, мое эмоциональное выступление их впечатлило. Мне предложили стать заместителем директора по развитию, а несколько месяцев спустя мою кандидатуру рассмотрели и меня утвердили в должности директора.
- "Вокруг света" является представителем крупнейшего российского туроператора ВАО "Интурист". Насколько сильно сегодня российский турбизнес влияет на белорусский рынок?
- Влияние на наш туристический рынок имеют не только российские туристические гиганты. В мировом туризме все процессы взаимосвязаны и очень сильно подвержены даже малейшему влиянию внешних факторов: любые катаклизмы, изменения в законодательстве или экономике на них немедленно сказываются. Естественно, чем ближе страна территориально, тем больше ее процессы влияют на твою страну. Сегодня мы видим определенную экспансию в Беларусь выездных туроператоров из России и, к сожалению, наши крупные туроператоры не могут ей противостоять, мы абсолютно не защищаем свой рынок. С другой стороны, интерес российского бизнеса к Беларуси привел к тому, что количество деловых путешественников и их сроки пребывания у нас увеличилось. Кроме того, последние годы с ростом въездного потока в Россию Беларусь только выигрывала как транзитная страна, а с началом кризиса этот поток резко сократился, и это немедленно сказалось и на нашем турбизнесе. Если бизнес-туризм еще держится и сокращение объемов в этой сфере составляет порядка 10-15%, то туристический поток в Россию упал весьма значительно, соответственно, если, например, отменяются автобусные туры по Европе с посещением Москвы, то отменяются они и у нас. В этом плане Россия и Беларусь всегда были взаимосвязаны.
- Транзитный туризм - это основной козырь или есть еще другие ресурсы для привлечения туристов?
- Белорусский въездной туризм преимущественно транзитный, если говорить об экскурсионных программах. И ничего зазорного в этом нет. Даже страны Балтии, где инфраструктура туризма лучше, чем у нас, делают комбинированные туры, потому что все эти страны маленькие и не в состоянии привлечь клиентов только к себе. Да, мы транзитная страна и должны пользоваться этим преимуществом. У нас общие исторические корни и с Россией, и с Польшей, и с Литвой, так что комбинированные экскурсионные туры имеют все шансы на успех. Безусловно, мы не станем Меккой туризма, как Париж или Лондон, или та же Прага, но и у нас есть свои изюминки, свой колорит, тот же экологический туризм. Наши санатории также пользуются спросом, хотя работать с ними не всегда легко. Меня удивляет, что самый популярный вопрос у людей, которые узнают, что компания "Вокруг света" занимается приемом иностранных туристов, - "А зачем они сюда едут?" Я уже устала на него отвечать. Белорусский туристический рынок еще не устоялся, ему нужно время, чтобы эволюционировать. Но двигаемся мы в правильном направлении - я с большим удовольствием слежу за тем, как сейчас развиваются некоторые наши туроператоры.
- Вам с самого начала приходилось совмещать и работу, и учебу, и семью. Как все это удавалось?
- Вначале это происходило как-то само собой, хаотично. На первом этапе, когда ты понимаешь, что нужно как-то успеть все, помогал, наверное, юношеский максимализм. Конечно, семья долго привыкала к моим постоянным командировкам, но и муж с сыном, и родители меня всегда поддерживали. Сейчас я пришла к тому, что все нужно четко планировать. Основные мероприятия и знаковые события я знаю на год-два вперед, когда и где я буду в то или иное время. Идея тайм-менеджмента о том, что для того, чтобы успеть насладиться красивым закатом, нужно заранее запланировать этот момент, узнать время, когда в твоей широте этот закат начинается, и вписать в ежедневник фразу "21:30-21:40 - любуюсь закатом", выглядит занудно, но на самом деле она эффективна. Когда еду в командировку в Палангу, обязательно смотрю в интернете время заката. Очень люблю наблюдать, как солнце медленно погружается в море: И совершенно четко знаю, что в 21.25 я пойду к морю, сяду на песок и буду полчаса наслаждаться видом, тишиной и спокойствием. И эти драгоценные полчаса дадут мне мощный заряд энергии. График очень жесткий, но если планировать свое время, то его хватает и на семью, и на развитие, и на спорт, и на хобби.
- На какое хобби?
- Несколько лет назад я увлеклась конным спортом. Это не просто времяпрепровождение. Когда ты приезжаешь и тренируешься, ты общаешься с лошадью, чистишь ее, сам седлаешь, после поездки моешь и кормишь. Для меня это сильнейшая психотерапия, я отдыхаю душой. Ты стоишь рядом с лошадью, закрываешь глаза и понимаешь, что ты не царь природы, а ее частичка. А спорт нужен, просто чтобы выдержать этот ритм, потому что помимо работы я постоянно где-то учусь. То курсы, то тренинги и семинары, то какие-то продолжительные программы. В прошлом году я закончила очень интересную программу Нидерландского института маркетинга, и необходимость по ее завершении писать дипломную работу снова окунула меня в студенчество. Помню, как я радовалась в Германии, что в поезде есть розетка для ноутбука. Мне интересно изучать разные стороны бизнес-администрирования, кроме того, учеба, личное развитие необходимы профессионалу, это его источник вдохновения и новые контакты.
Беседовала Ирина ШПАКОВСКАЯ