https://www.traditionrolex.com/8
<p style="text-align: left;">Победителем IX Республиканского туристического конкурса «Познай Беларусь» в номинации «За развитие въездного туризма» стала одна из старейших компаний – «Беларустурист». Генеральный директор компании Дмитрий АЛЕШКО рассказал «ТиО», как приготовить продукт на туристической кухне.</p>

Победителем IX Республиканского туристического конкурса «Познай Беларусь» в номинации «За развитие въездного туризма» стала одна из старейших компаний – «Беларустурист». Генеральный директор компании Дмитрий АЛЕШКО рассказал «ТиО», как приготовить продукт на туристической кухне.

Дмитрий Алешко, генеральный директор «Беларустурист» – Дмитрий Леонидович, в заявке на участие в конкурсе необходимо было указать количество принятых туристов. Не могли бы вы озвучить эти цифры?

– За текущий год мы обслужили около 200 тысяч туристов, из них порядка 25 тысяч – иностранцы. «Беларустурист» – одно из ведущих предприятий в первую очередь за счет того, что мы имеем широкую сеть собственных средств размещения, которой нет ни у кого в республике в таком масштабе. Это позволяет занимать позицию лидера на рынке въездного туризма, что вполне обосновано и ненадуманно.

– В этом году исполнилось 60 лет с момента основания компании. Многое ли приходится менять, чтобы успешно работать в современных условиях?

– Сама система, созданная еще в советское время, достаточно работоспособна и сегодня. В структуре «Беларустуриста» есть все, что необходимо для приема и обслуживания туристов. Это практически замкнутый цикл. Другое дело, что основные фонды требуют модернизации, и здесь только один вопрос – финансовый. У «Беларустуриста» есть гостиничные комплексы во всех областных центрах и в городе Барановичи. В среднем номерной фонд гостиницы не превышает 150 номеров, за исключением комплекса в Гомеле, где объем номерного фонда составляет порядка 250 номеров. В данный момент во всех гостиницах идет процесс модернизации, поэтому необходимо действительно много средств, со стороны собственника – Федерации профсоюзов Беларуси – в этом направлении оказывается серьезная поддержка и выделяются ресурсы. Может быть, придется сдвинуть сроки, поскольку внутренние катаклизмы этого года немного помешали темпам. Однако в любом случае мы не будем останавливать процесс и завершим тот объем работ, который наметили. Мы стремимся к тому, чтобы после реконструкции уровень наших гостиниц соответствовал 3 «звездам». Заключили договор с БелГИССом, и процесс сертификации уже запущен, так что уже в ближайшем будущем все гостиницы получат соответствующий сертификат.

– Как продвигается работа по созданию национальной гостиничной цепочки?

– В принципе, национальная гостиничная цепочка и раньше существовала, просто ее никто так не называл. Однако крупным туроператорам всегда будет полезней работать с принимающей компанией, которая представляет сеть отелей, чем договариваться с каждой гостиницей в отдельности. Это первый немаловажный аспект, который подвел к созданию бренда национальной гостиничной сети. Второй важный момент заключается в том, что надо понимать: через небольшой промежуток времени на белорусский рынок придут уже международные цепочки, причем не с одним или двумя отелями. Так что мы заняли нишу, которую все равно кто-нибудь занял бы рано или поздно. Только зачем уступать, если в данный момент с учетом и возраста компании, и объема собственности «Беларустурист» действительно способен создать гостиничную цепочку?

В то же время гостиничная цепочка подразумевает единые стандарты в обслуживании, а это очень тяжелая работа. Мы постепенно внедряем собственные стандарты в каждой гостинице. Причем это касается работы каждой службы, включая службу уборки. И одно дело написать стандарты, другое – научить людей, которые никогда с этим не сталкивались и считают, что им это не надо. К примеру, та же самая горничная. Зачем ей какой-то стандарт уборки? Она и без него прекрасно знает, что и как ей нужно делать. А для более качественной есть не нами придуманные нормативы на каждый вид уборки в номере. Все это нужно донести, показать и научить, чтобы результативность работы была гораздо выше.

Если мы хотим у себя видеть иностранцев, то должны добиться того уровня комфорта, к которому они привыкли в своей стране, а не который мы считаем нужным ему навязать. Кроме того, требуется изменить подход к организации ведения самого бизнеса и внедрять новые технологии, которые позволяют более четко и оперативно управлять системой.

– Со стороны кажется, что, имея в собственности столько средств размещения по всей стране и еще автотранспортное предприятие, создавать турпродукт легко…

– А легко ли сварить суп, когда на кухне все есть? Любой продукт требует тщательной подготовки. Первый наш собственный туристический продукт – «Увлекательные выходные» – сейчас активно рекламируем и в Беларуси, и в России. Это программа ориентирована на отдых в областных центрах, где у нас есть гостиницы, и кроме проживания мы предлагаем экскурсии по окрестностям в зависимости от региона. Затем новогодние праздники – это отдельный продукт, который мы готовим. Естественно, летний сезон, когда мы задействуем туристические базы.

Что касается гостиниц, то в данный момент мы нацелены работать с крупными корпоративными клиентами. В Европе деловой и конгресс-туризм очень сильно развит, а у нас пока еще не паханое поле, поэтому мы будем развивать это направление. Почему к нам не едут иностранцы? У них нет бизнеса в Беларуси. Когда удастся нам деловых людей «привязать» к нашей территории, будут заполнены и новые гостиницы, которые только еще строятся, и нашим «тройкам» хватит клиентов.

Перспективных направлений много, и как система мы готовы к организации отдыха, и краткосрочного, и долгосрочного, и деловых поездок.

– Почти 70% въездного потока составляют россияне. Есть ли альтернатива российским туристам?

– Давайте посмотрим, какие туристы являются самыми активными в мире.

– Наверное, китайцы?

– Да, с точки зрения возможной прибыли, Китай – очень привлекательный рынок, но я думаю, что пока Беларусь для них не интересна как туристическое направление. Мы можем быть интересны, к примеру, немцам – это достаточно активная туристическая нация. Я думаю, что Польша – достаточно перспективный рынок по въезду. Но у нас есть одна существенная проблема: к серьезному въездному туризму наша инфраструктура не совсем готова, и начинать нужно буквально с первого туалета на заправке на брестской трассе.

– Похоже, уже пора принимать Национальную программу обустройства туалетов.

– Дело не в программе, а в том, что каждый должен отвечать за это на своем рабочем месте. Нужно совершить «переворот» в мозгах. Изначально самый главный вопрос – вопрос мозгов: надо научиться быть гостеприимным.

– Гостеприимство белорусов – миф?!

– Ни в коем случае! Белорусы – открытые, приятные люди, готовые иногда снять с себя последнюю рубаху, чтобы отдать другому. Я говорю о том, что гостеприимство – это не значит приветливо, с улыбкой относится к гостю. Под словом «гостеприимство» я прежде всего подразумеваю условия, в которых мы принимаем гостей. Есть вещи, на которые мы не обращаем внимания, а иностранцы замечают, и таким образом складывается впечатление о нас. Те же самые туалеты – глобальнейшая проблема, и никакие государственные программы ее не решат. А это уже вопросы нашей внутренней культуры. Гостеприимство – не просто человеческое отношение, а создание комфортных условий, тех, в которых иностранный турист привык находиться. Для этого надо поступать, как китайцы: приехать и «срисовать», как и что должно быть устроено. Туристы поедут в Беларусь, вопрос только зачем? Раньше Беларусь не была особо туристической страной. В советское время мы были промежуточным звеном «золотого кольца» Ленинград – Москва – Киев, и к нам приезжали постольку-поскольку. Разве что еще и шоп-туры в Беларусь были популярны, потому что легкая промышленность была развита. Такой была наша основная туристическая тематика.

– Есть мнение, что туристы поедут, когда мы сами начнем ездить по своей стране.

– Абсолютно согласен. Мы слишком много сидим на диване. Мы не ездим и не знаем свою страну.

– Внутренний туризм – наш приоритет с момента основания компании. В свое время существовало более тысячи экскурсий по Беларуси, а теперь осталось только сто. Буквально на днях мы совещались с руководителем Бюро путешествий и экскурсий и сейчас хотим собрать все экскурсии, которые раньше проводили экскурсоводы бюро. Я не знаю, как к этому отнесутся мои коллеги, но по сути все, что касается наработок по внутреннему экскурсионному обслуживанию, – продукт «Беларустуриста». В одном только «Минсктуристе» работали 140 штатных экскурсоводов. Теперь мы собираем своеобразный «реестр», чтобы популяризировать идею проводить выходные на экскурсии и узнавать свою страну.

– Возможно, если отменят визы для туристов, о чем давно и много говорят, к нам хлынет туристический поток?

– Хлынет. Только куда? Посчитайте, сколько у нас средств размещения, тут и хлынуть-то некуда. Столько гостиниц еще предстоит построить, что пока виза в качестве сдерживающего элемента выглядит не очень убедительно. Почему никого не сдерживает виза за 60 евро? Белорусы все равно покупают туры и едут отдыхать или смотреть Испанию, Германию, Францию.

Важнее понять, что нужно много и упорно работать над  собой: учиться и совершенствоваться, работать над инфраструктурой, чтобы сделать ее привлекательной. Надо, чтобы каждый на своем рабочем месте ставил перед собой определенные задачи и решал их. Ведь все складывается из мелочей, и плохо обслуженный гость на стойке в гостинице – это турист, уже потерянный на будущее. Скажу даже больше: нужно правильно и честно отрабатывать свою заработную плату на своем рабочем месте. Мы почему-то этот нюанс часто упускаем, как будто в туристической отрасли работают одни альтруисты.

– Все это кажется само собой разумеющимся, но туристов не прибавляется. Может, пред въездным туризмом ставят нереальные цели?

– Мы правильные цели ставим. Просто-напросто идет нормальный этап развития. Ребенок после детского сада идет в школу, а не сразу в институт. Считайте, что белорусский въездной туризм, образно говоря, только в школу пошел. Поэтому, во-первых, не все сразу, а во-вторых, немаловажное значение имеет и финансовая поддержка. На энтузиазме можно сделать многое, но далеко не все.

– Наверняка найдутся те, кто скажет: «Им легко, у них есть поддержка профсоюзов…»

– Нас действительно поддерживает ФПБ, и здесь нет ничего предосудительного. Что, у предприятий, которые находятся в коммунальной собственности, нет поддержки? Более того, вроде бы гостиничный бизнес считается одним из доходных, а сколько у нас предприятий гостиничного комплекса находятся на дотациях? Поинтересуйтесь у других собственников.

Все наши предприятия сами на себя зарабатывают, и нам из бюджета ни копейки не капает. Все, что мы зарабатываем, направляется субъектам хозяйствования на усовершенствование и модернизацию. Это вполне нормальный процесс. Поэтому в адрес «Беларустуриста» язвить не стоит: на язвительные уколы мы можем дать достойный ответ.

Беседовала Татьяна ЧУДАК, фото Алексея СУПРУНА

https://www.traditionrolex.com/8