https://www.traditionrolex.com/8
<p>В Гродно произошло неординарное событие – после многих лет ожидания и работы по сути дела «на колесах» открыл двери для широкой публики Государственный музей истории религии. Свой новый дом учреждение культуры обрело в возрожденном дворце Хрептовичей – одном из четырех десятков дворцов местной знати, которые существовали в Гродно вXVIII–XIX веках.</p>

Лилия НОВИЦКАЯ

В Гродно произошло неординарное событие – после многих лет ожидания и работы по сути дела «на колесах» открыл двери для широкой публики Государственный музей истории религии. Свой новый дом учреждение культуры обрело в возрожденном дворце Хрептовичей – одном из четырех десятков дворцов местной знати, которые существовали в Гродно в XVIII–XIX веках. Правда, большинство из этих магнатских резиденций строилось из дерева и до наших дней не сохранилось. Но были в архитектурном пейзаже и прекрасные каменные жемчужины. Одна из таких – расположенный в самом центре Старого города дворец Хрептовичей – здание с интересной историей, начавшей отсчет в XVIII столетии и нашедшей счастливое продолжение в веке XXI.

 relig

И – как дань уважения – именно истории старинного здания посвящен первый зал обновленного музея.

Так поступают многие известные музеи, рассказывает директор ГГМИР Людмила Корнилова. – Экспозицию принято открывать экскурсом в историю собственного здания. Так поступили и мы. Тем более что музей имеет все основания гордиться своим новым домом. Документы неоспоримо свидетельствуют о том, что первые владельцы дворца принадлежали к известнейшему магнатскому роду Хрептовичей, более всего прославленному последним канцлером Великого княжества Литовского Иоахимом Литавор-Хрептовичем – страстным собирателем, по сути дела создавшим в своем имении в Щорсах одну из богатейших в Европе библиотек. К сожалению, судьба ее сложилась так, что основная часть собрания в 1913 году оказалась и до сих пор находится в Киеве.

Дворцом в историческом центре Гродно владел другой представитель семьи – земский писарь Кароль Хрептович. Одна из его близких родственниц была настоятельницей бригитского монастыря, другая – его монахиней. Ее имя – Анна – известно нам благодаря сохранившейся  книге с автографом владелицы.

Затем красивейшее здание перешло в руки другого, пожалуй, еще более знаменитого гродненца – старосты Антония Тизенгауза. От его наследников – к полковнику Мучиньскому и, наконец, к гродненскому вице-маршалку, писателю Игнатию Ляхницкому. Подтверждение тому – биографическое издание, ставшее одним из экспонатов музея, наряду с найденными во время реставрации подлинными предметами: тарелками и дамскими украшениями, затерявшимися во времени между настилами полов.

Эти и многие другие раритеты XVIII–XX столетий вошли в экспозицию «Семья и ее традиционные ценности», органично вписавшуюся в комнаты и залы дворца.

Мы сознательно отказались от попыток воссоздания интерьеров, так как не располагаем для этого достаточной информацией, делится Людмила Корнилова. – К сожалению, ни инвентарей, ни графических изображений дворца эпохи его расцвета не сохранилось. Однако, учитывая,  что здание много лет было домом, где протекала жизнь нескольких семей, нам показалось уместным взглянуть на историю сквозь призму семейных ценностей разных поколений, традиционной культуры. Тем более что в основе ее лежала религиозная составляющая, что входит в сферу интересов нашего музея. Именно в семье формировались духовные начала личности, и об этом мы постарались рассказать в экспозиции.

Так, главным в доме был кабинет главы семьи, который воплощал в себе три главных качества: хозяина, отца, профессионала. Важность образования для успеха в жизни подчеркивает в музейной витрине бело-синий ромбик – знак, свидетельствующий об окончании высшего учебного заведения во второй половине XIX века. Значение продвижения по служебной лестнице – государственная награда, орден Святой Анны. Тут же небольшой книгосбор – они обычно тоже хранились в кабинетах, в отличие от богатых библиотек, для которых выделялись отдельные помещения.

Жизнь, кипевшая в отцовском кабинете, была лучшим примером для подрастающих в доме детей. «Меня воспитывал свет из-под двери кабинета моего отца», писал один из основателей квантовой механики Вернер Гейзенберг. Младшие члены семьи часто привлекались к посильной помощи в делах, например, к разборке корреспонденции, о чем напоминают вскрытые конверты.

Было в доме и царство матери. В первую очередь – столовая. Именно хозяйка дома звонила в колокольчик, призывающий к обеду. Как вспоминает профессор Ежи Лилейко, выросший в Бресте в первой половине ХХ века, перед обедом, встав за стульями, члены семьи обязательно читали благодарственную молитву. А блюда разносились по старшинству, начиная с хозяина,  и тем самым детям сызмальства прививалась библейская заповедь «Почитай отца твоего и матерь твою».

Точно так же религиозные основы пронизывали другие сферы семейной жизни. К примеру, в традиционном рукоделии – вышивке доминировали библейские сюжеты. Среди украшавших стены картин присутствовали иконы, незыблемым правилом было постоянное ношение скрытого от чужих глаз нательного крестика, медальонов с изображениями святых.

С религиозным календарем связывалось и большинство праздников, о которых повествует экспозиция. Крещение ребенка – в память о нем заказывались специальные медали с гравировкой: имя и дата крещения. Рождество – к этому дню наряжалась елка, при этом все украшения имели особый смысл. Колокольчики – в память о принесших благую весть пастухах, ангелы, сердечки, Вифлеемские звездочки. Лучшим подарком детям считалась книга. И, кстати, в само понятие дарения вкладывался совершенно иной смысл. Дарить означало – наследовать Богу, давшему жизнь всему миру. Пасха – в этот день выходили за стены дома, в гости являлись непременно с сувенирами в форме яйца, будь то игрушка, оригинальная шкатулка или коробка со сладостями. Дни рождения, Дни ангела, именины – праздников было немало, и каждый имел собственные традиции.

Представлена в экспозиции и еще одна непременная составляющая жизни благополучной семьи – путешествия, наиболее важными из которых были паломничества в святые места. Сувениры из таких поездок становились семейными реликвиями, передавались из поколения в поколение, как и мебель, посуда, фамильное серебро… Смешение стилей в интерьере воспринималось не как моветон, а как признак стабильности старинного рода, что служило чести и гордости семьи…

Именно такой, человеческий взгляд на историю мы постарались отразить в экспонатах музея, продолжает Людмила Александровна. – Экспозиция продолжает развиваться. В ней широко и полно будет представлен и сугубо исторический  аспект формирования и развития религий: архаичные верования, жизнь и учение Христа, принятие христианства на белорусских землях, культура православия, католическая культура, ислам, иудаизм.

А кроме того, возрожденный музей возвращается к старым своим традициям. К организации детских праздников у рождественской елки, к концертам камерной музыки, которые сейчас проходят в зале, а летом будут звучать в уютном дворике. Планов у музейных работников – великое множество, и получив долгожданный дом во дворце, они полны решимости все их осуществить.

https://www.traditionrolex.com/8