Сентябрь. Мне предстоит замечательное автобусное путешествие по Европе. Особое место в нем занимает, конечно же, Париж.
Ирина Давыдова
Вот мы уже во Франции. Пережили ночной переезд. Автобус оживился, подъем. Кипит вода в нагревателях. Время пить кофе. За окном мелькают французские пейзажи. Они существенно отличаются от немецких. Нет такой ухоженности, лубочности. Пасмурно, накрапывает дождь, нами овладевает волнение. А вдруг и в Париже дождь? Тогда все пропало. Какая экскурсия под дождем?!
Дороги Франции так же хороши, как и Германии: те же глухие заборы на автобане, где он близко подходит к населенным пунктам. Но есть и отличия. Например, в определенных местах возле дороги расположены круглые плоские тарелки. Оказывается, это приспособления для подачи в случае необходимости сигнала SOS. На склонах, подступающих к дороге, выложены большие цветные квадраты для того, чтобы водители в дороге не засыпали.
В 14.20 въезжаем в Париж. О ужас! Кучи мусора, бумаги на тротуарах. Подъезжаем к гостинице – кругом лица «арабской национальности», магазины «Тати», известные дешевыми товарами невысокого качества.
Автобус останавливается, и сразу возле него появляется парочка «чернокожих парижан». При приближении к нашему автобусу полицейских они мгновенно ретируются.
Нас все время предупреждают о том, что бы мы не оставляли вещи без присмотра, не ходили поздно одни. Район хоть и в центре Парижа, но, скажем, не самый респектабельный. Наша гостиница тоже не Negresco.
Однако не это самое главное. Самое главное – мы в Париже! И вот быстрым шагом по очень крутой лестнице мы подходим к церкви Сакре-Кёр. Ее белые купола величественно возвышаются на вершине Монмартрского холма. Церковь возведена в 1876 году по общественной подписке и в 1919 году была освещена. Архитекторы Абади и Мань построили ее в романо-византийском стиле. И действительно, четыре небольших купола и один большой, прочно стоящие на высоком барабане, – явно восточного происхождения, как бы в подтверждение этого вокруг церкви – многоликая толпа арабов, негров, китайцев, идет торговля сувенирами, открытками. Звучат на полную мощь арабские мелодии, можно подумать, что мы не в Париже, а где-нибудь на базаре в Алжире. Позади церкви – квадратная колокольня, высотой 84 метра, со знаменитым «Савоярдом», одним из самых больших колоколов в мире (его вес 19 тонн). Великолепная лестница ведет к фасаду церкви с портиком из трех арок: над портиком по обеим сторонам расположены статуи Людовика Святого и Жанны д‘Арк. Интерьер церкви из-за обилия мрамора, статуй, золота и мозаики, достигших здесь чрезмерной пышности, как бы теряет свою архитектурную структуру. Если хотите еще больше полюбоваться белизной базилики Сакре–Кёр, достаточно спуститься на площадь Святого Петра с помощью фаникулера либо просто по лестнице.
Со смотровых площадок перед церковью Сакре-Кёр перед нами открывается замечательная панорама Парижа, со строениями, на которых время оставило свой романтический след.
Дальше наш путь – на знаменитую площадь Холма, в просторечии Монмартр, место, где работают и живут талантливые люди, наполняя своим искусством и неторопливым образом жизни узкие извилистые улочки, старинные магазинчики, задымленные кафе. Это знаменитые художники Монмартра. Их творчество – это особый способ выражения любви к городу, желание показать ему свою признательность, запечатлев образ города на холсте.
Мы двигаемся по площади. На ней нет знаменитых памятников, в тени вековых деревьев перед мольбертами сидят художники, как правило, на складных деревянных стульчиках или металлических креслах. Мы идем по периметру площади, вдоль крошечных уличных кафе, за маленькими круглыми столиками которых отдыхают посетители, и вдруг кто-то выкрикивает нам приветствие на польском с французским акцентом. Ошиблись, ребята!
Сворачиваем на узкие улочки Монмартра, где из открытых дверей вырываются звуки фортепьяно. Все здесь пронизано духом творчества и любви к жизни!
По узким улицам спускаемся к бульвару Клиши. Здесь мы сталкиваемся с другим Парижем: Парижем с сомнительными заведениями. Вечереет и уже потихоньку из подворотен выходят «жрицы любви». Скорее отсюда, к Парижу подлинных ценностей!
Поменяв деньги, я примыкаю к компании бывалых туристов – Олега, двух Ирин и Наташи.
Надо сказать, мне повезло. Если бы мое первое знакомство с Парижем состоялось без них, я бы попусту потеряла массу времени, не зная, на чем сосредоточиться. Поначалу мы добрались пешком до площади Опера, где находится знаменитая Гранд Опера – Национальная академия музыки и танца. Это крупнейший в мире оперный театр (площадь 11 тыс. кв. метров, вмещает более 2000 зрителей; на сцене могут находиться сразу 450 артистов и статистов). Кроме того, это, вероятно, самое любопытное здание времен Наполеона III. Оно построено по проекту Гарнье в период между 1862 – 1875 годами. Фасад поражает обилием декоративных элементов. Здание стоит на возвышении в несколько широких ступеней. Нижний этаж оформлен высокими арками и массивными пилонами. Перед вторым пилястром справа – восхитительный шедевр Жана-Батиста Карпо «Танец», оригинал которого находится в Лувре. Интерьер театра великолепен. Мы заглянули в фойе. Увидели Большую лестницу, отделанную белым мрамором ценных пород, расписанный в 1966 году Марком Шагалом плафон.
Спускаясь по авеню Опера по направлению к Сене, мы вышли к саду Тюильри. Он простирается на километр, от площади Карусель до площади Согласия. В 1563 году эту территорию приобрела Екатерина Медичи с целью разбить здесь сад. В 1663 году мастер садово-паркового искусства Андре Ленотр оформил этот сад. Он имеет два больших бассейна, расположенных на центральной аллее, по обеим сторонам которой раскинулись широкие партеры, украшенные скульптурами.
Затем мы прошлись по центральной аллее сада Тюильри, посидели на стульчиках у фонтана недалеко от площади Согласия, понежились в лучах уже осеннего солнышка. Было только 6 сентября, а листва на деревьях в саду Тюильри уже приобрела достаточно густую золотистую окраску. Затем мы вышли из ворот сада и очутились на площади Согласия. Она оформлена в 1757 – 1779 годах по проекту архитектора Жака Анжа Габриэля. Первоначально площадь была посвящена Людовику XV, конная статуя которого возвышалась в центре. Этот памятник был уничтожен во время французской революции. На его место водрузили гильотину, под нож которой попали головы многих политических деятелей того времени: короля Людовика XVI, королевы Марии-Антуанетты, Дантона, Робеспеьера. В 1795 году она стала площадью Согласия и в 1836 – 1840 годах получила свой современный вид под руководством архитектора Гитторфа. Сейчас в центре площади возвышается египетский обелиск из Луксора, подаренный в 1831 году Луи-Филиппу пашой Мухаммедом Али и установленный в 1836 году. Он достигает 23 метров в высоту и украшен иероглифами, знаменующими славные деяния фараона Рамзеса II, наконечник, венчающий обелиск, сделан из ценного металла, и это, как скажет нам впоследствии экскурсовод, – подарок городу Парижу знаменитого кутюрье Ив-Сэн Лорана. Восемь статуй – символ главнейших городов Франции – возвышаются по углам площади. Очень впечатляют фонтаны. На площади Согласия их два, сооружены они были по образцу фонтанов площади Святого Петра в Риме. У фонтанов – несколько водометов и множество статуй, представляющих собой речные аллегории. От площади Согласия берут свое начало знаменитые Елисейские поля.
Мы становимся лицом к начинающемуся проспекту и видим известную скульптурную группу «Кони Марли». С этого места и до «Рон–Пуан» (Круглая площадь) по обе стороны простирается прогулочный парк. Венчает Елисейские поля Триумфальная арка, которая расположена на площади Шарля де Голля ( ранее площадь Звезды).
Площадь находится на вершине холма Шайо. От площади Шарля де Голля расходятся 12 крупнейших артерий города. В центре – величественная Триумфальная арка, строительство которой начал в 1806 году Шальгрен, выполняя волю Наполеона, пожелавшего посвятить ее Великой армии. Арка была завершена в 1836 году; у нее один овальный пролет, а по своим грандиозным размерам она даже превосходит знаменитую арку Константина в Риме. Высота ее 50 метров, ширина – 45 метров. Пилоны арки украшены огромными барельефами, из которых наиболее известен тот, что находится с правой стороны, обращенной к Елисейским полям. Этот барельеф представляет выступление волонтеров в 1792 году и более известен под названием «Марсельеза». Основные победы Наполеона запечатлены в верхних барельефах. Под аркой с 1920 года находится могила Неизвестного солдата, над которой горит Вечный огонь.
(Окончание в следующем номере.)