Олег КАРЦЕВ, фото автора
В Норвегию нас пригласила молодая российская актриса Ксения Каталымова, которая училась у меня дайвингу на Мальдивских островах. Вернувшись в Москву, она решила приобщить к подводному плаванию и мужа. Недолго думая, я предложил им приехать в гости на белорусские озера, но несмотря на то, что я, как мог, расписал все прелести отдыха на наших чистых, как слеза, озерах, муж Ксении, Ханс, категорически отказался ехать, выдвинув встречное предложение понырять у него на родине - в Норвегии. Так что мы погрузили все необходимое снаряжение в багажник нашего минивэна и выехали штурмовать холодную Скандинавию.
Наш маршрут пролегал по Беларуси, Литве, Латвии и Швеции, включая паромную переправу Рига - Стокгольм. Приключения начались, когда мы выехали на первый отрезок пути по Скандинавии. Оказалось, что попасть из Стокгольма в Осло - большая проблема, потому что там отсутствуют "вменяемые" указатели. Те, которые были обнаружены, отправляют автомобилистов в обход, на 500 км в сторону. На самом же деле расстояние от столицы Швеции до столицы Норвегии небольшое, приблизительно 400 км. Хорошо, что мы еще в Беларуси запаслись картой, по которой я буквально военным курвиметром вымерял самый короткий путь, и навигатором GPS.
Дополнительная сложность заключалась в том, что мы долго колесили по самому Стокгольму в поисках нужного выезда из города. Если в Минске, Москве или Санкт-Петербурге улицы прямые и ориентироваться легко, то в Стокгольме все крутится-вертится. В конце концов выехали в нужном направлении и тут же оказались свидетелями необычного автопробега - по дороге двигалась колонна раритетных американских автомобилей. Первая мысль была такой: неужели все шведы ездят на таких колымагах? Позже выяснилось, что именно в этот день в Швеции проходил фестиваль, на который съехались редкие машины со всей Европы. Потрясающая картина!
Осло встретил нас: туннелем. Что делать, заезжаем, пролетаем по нему и "выныриваем": на другом конце, оставив Осло, под которым мы ехали все это время, далеко сзади. Разобрались в чем дело, только на обратном пути, когда захотели посмотреть город. Пока же двигаемся к морю. За плечами уже больше тысячи километров, а нам ехать еще дальше - на самый запад, на побережье Северного моря. Мало того, что предстояло ехать ночью, так еще и каждые десять километров становилось все холоднее и холоднее. По ночам я предпочитаю не ездить, но выбора не было, поэтому, собрав всю волю в кулак, мужественно продолжаем путь. Время - ближе к полуночи. Час ночи, два, три... А темнее не становится! "Белые ночи" - все видно, как днем, и спать совершенно не хочется. Тем более что за "бортом" начиналось все самое необычное: дорога стала петлять, появились жутковатые горы и устрашающего вида скалы со снежными вершинами, бурные реки с настоящими порогами - такие умопомрачительные пейзажи я раньше видел только в кино. Ощущение сюрреализма усиливали лоси и олени, то и дело переходящие дорогу с невозмутимым спокойствием. Я удивился, почему на прибалтийских и шведских дорогах их не было, хотя лес по обочинам был не менее диким, чем норвежский. Ответ лежал на поверхности: в отличие от Литвы или Швеции, где все леса огорожены проволочным забором, в Норвегии дикие животные могут безбоязненно разгуливать, где им заблагорассудится. Так что заборы вдоль трасс нужны для того, чтобы животные не создавали аварийных ситуаций на дорогах, а не для того, чтобы простые белорусские дайверы не смогли сбегать в лес "за грибами". Следует сказать, что правительство Норвегии вкладывает немалые средства в развитие дороги в этой местности, потому что большая часть населения живет не в столице, а как раз в практически не тронутых цивилизацией местах, где потрясающие пейзажи и невероятная природа.
Тем временем по прекрасно обустроенным дорогам мы поднялись примерно на 2 500 метров над уровнем моря. И остановились, чтобы перед спуском в подземный туннель продолжительностью 5 км и наклоном в 400, получить от Ханса в прямом смысле слова жизненно необходимые инструкции. Дело в том, что именно здесь "попадается" очень много водителей-иностранцев, которые не знают: с самого начала нужно переключиться на пониженную передачу, потому что тормозить привычным способом будет невозможно, иначе сгорят тормозные колодки. И даже мотор еле-еле справляется с этой задачей. И вот мы въезжаем в туннель по всем правилам. На спидометре - 20, потом 30, потом 40, 50, 60... Думаю, сейчас разгонимся до 120 - и все, прости-прощай. Пока мысленно прощался с жизнью, мы благополучно выскочили с другой стороны и сразу оказались под невероятным горным водопадом. Второй такой туннель, протяженностью более 5 км, проходил на глубине 80 м под водами фьорда. Все это впечатляет неимоверно, и Норвегия - едва ли не самая красивая страна, где автомобильные путешествия доставляют массу острых ощущений и ни с чем не сравнимое эстетическое удовольствие.
К счастью, ночные "гонки с препятствиями" закончились благополучно. Впереди еще одна небольшая паромная переправа. Кстати, даже на небольшом пароме, который ходит строго по расписанию, независимо от того, одна машина заезжает на борт или сто, можно полноценно отдохнуть в большом зале с удобными креслами - выпить кофе, съесть бутерброд, посмотреть телевизор или проверить электронную почту. Через 45 минут переправы с комфортом оказываемся на другом берегу фьорда, откуда выходим на финишный отрезок, который, правда, стал самым трудным. Та часть пути, которую мы уже проехали, казалась мне невообразимой сложной, слишком извилистой, и я честно не понимал, как нам вообще удалось без потерь ее преодолеть. Однако, как выяснилось, оставшийся позади участок дороги по сравнению с предстоящим был проспектом Победителей, по которому я ехал один по двум полосам. С этой стороны фьорда такое понятие, как полосность движения, отсутствовало напрочь, и складывалось ощущение, что вся дорога - один сплошной поворот. Перед тем, как повернуть, водитель должен помигать фарами, чтобы тот водитель, который едет навстречу, увидел, что где-то здесь крадется другой автомобиль. Для того чтобы две машины могли разъехаться, по краям дороги сделаны небольшие площадки. Впрочем, несмотря на все площадки и правило мигать и сигналить, убиться на такой дороге - плевое дело. Особый разговор о туннелях. Часто бывает так, что в туннель не заехать - оттуда на тебя смотрит стадо овец (будущие знаменитые свитера из норвежской шерсти), и приходится подолгу ждать, пока дорога освободится.
Так или иначе, мы наконец-то прибываем к месту назначения, небольшому городку Бременгер на берегу, через пару километров от которого - открытое море. Наш домик - небольшой, скромный и донельзя норвежский - практически ничем не выделяется среди других домов, как и пришвартованная рядом яхта. В Норвегии в принципе не принято выделятся домом или машиной: все постройки одинаковые, автомобили отличаются разве что цветом. Если вдруг какой-нибудь норвежец решит построить роскошный особняк и припарковать возле него лимузин, бдительные соседи запросто могут попросить налоговые органы проинспектировать нескромного соседа на предмет уплаты налогов.
Наверное, еще больше, чем простота норвежского быта, нас поразили норвежцы: с черным цветом кожи. Норвежские власти проводят политику помощи беженцам, но выходцы из африканских стран, как правило, не работают, живут на пособие и занимаются, мягко говоря, не совсем законными промыслами. Не удивительно, что норвежцы не очень рады такому соседству.
На следующий день мы наконец-то отправились нырять с аквалангом. Температура воздуха - приблизительно 15 градусов выше нуля, вода - градусов 7. Поэтому первое и самое главное впечатление от дайвинга в Северном море - холод, от которого ничего не спасает: какой костюм ни надевай, согреться в принципе невозможно. Без преувеличения, все наши погружения находились за пределами человеческих возможностей и были совершены исключительно на чистой силе воли. В это время на пляже местные белокурые красотки в бикини загорают под зонтиками! И тут я понял, что значит "характер нордический". То, что для нас дикий холод, для нордических людей - приятная жара.
Ну и конечно потрясает подводный мир холодного Северного моря. Я в первый раз видел крабов размером с арбуз и здоровенных морских гребешков в ракушках наподобие той, в которой жила Русалочка из мультфильма. Гребешки, кроме всего прочего, еще и очень вкусные. Чтобы они раскрылись, их нужно положить в микроволновку, а мясо потом обжарить. Ни на что не похожий и абсолютно никак не передаваемый вкус! Вообще всю ту неделю, которую мы жили в Норвегии, питались тем, что добудем. После рыбалки в Северном море интерес к этому занятию у меня пропал на всю жизнь! Я понял, что рыбачить где-либо еще - бесполезное и бесперспективное занятие. Во-первых, привычный для нас спиннинг в северных водах не работает, и на него ничего не ловится. Ханс выдал мне специальную блесну, которую у нас не найти. Процесс выглядит следующим образом: опускаешь в воду, отматываешь катушкой леску до самого дна, тянешь - и достаешь с треской или люром на крючке. Во-вторых, поймать такое же количество рыбы ни в каком другом водоеме невозможно. Через пять минут рыбалки у нас было ведро, через двадцать - двадцатилитровое корыто. Потом рыбы накопилось столько, что стало некуда девать. И тех рыбешек, которые меньше 35 см, мы стали бросать в воздух, а пролетающие мимо чайки с удовольствием ими обедали. Но даже такое занятие нам быстро наскучило, и уже через 20 минут рыбалка потеряла для нас всякий смысл.
А вот заполучить другой трофей - зубатку - было бы интересно. Если бы бывалые норвежские рыбаки не рассказали, что этот сорокакилограммовый монстр с бессчетным количеством зубов способен закусить не только подводным ружьем, но и болтающимся с другой стороны незадачливым охотником. Поплавать с акулами - всегда пожалуйста, но на зубатку, этакого белорусского угря-переростка с жуткой мордой, я предпочитаю смотреть издалека.
Что касается надводного мира, то большую конкуренцию людям в Норвегии составляют овцы. Они везде! При этом в рационе у норвежцев очень мало мяса. Овцы, лоси, олени - все водится в больших количествах, но мясо в магазинах очень дорогое, поэтому его едят по большим праздникам.
Норвегия удивила еще и тем, что мы ничего не знаем о боевых действиях, которые вели советские войска, освобождая север страны от немецкой армии. Подобное впечатление на меня произвела, пожалуй, только "новость" о Тихоокеанской войне между Японией и Соединенными Штатами, о которой мы тоже ничего не знаем. Не удивительно, что в норвежских прибрежных водах, где пролегали маршруты поставки оружия и все время шли ожесточенные бои между британским, немецким и советским флотами, затоплена целая куча кораблей. Гуляя по берегу, можно запросто увидеть нос какого-нибудь военного корабля, торчащий из-за скалы. Добраться до него получится только по морю, и, казалось бы, все это жутко интересно, но холодно настолько, что изучать историю не возникает никакого желания.
Одним словом, Норвегия - страна удивительная и потрясающая, совсем не изведанная и полная сюрпризов: от чернокожих норвежцев и военных кораблей до бесконечных подземных туннелей и вездесущих овец. Прочесть более подробный рассказ о нашем скандинавском путешествии, узнать секрет туннеля под Осло или как "угнать" велосипед в норвежской столице, выяснить, что еще посмотреть в Северном или любом другом море мира можно на сайте www.mydiving.org.