https://www.traditionrolex.com/8
<p>Лауреатом конкурса «Познай Беларусь» в номинации «Лучшая авиакомпания в сфере туризма» стала компания airBaltic. Глава представительства airBaltic в Республике Беларусь Татьяна Белоусова рассказала о том, как авиакомпании участвуют в продвижении турпродукта</p>

Лауреатом конкурса «Познай Беларусь» в номинации «Лучшая авиакомпания в сфере туризма» стала компания airBaltic. Глава представительства airBaltic в Республике Беларусь Татьяна БЕЛОУСОВА рассказала о том, как авиакомпании участвуют в продвижении турпродукта.

airBaltic team in Minsk

– Зачем авиакомпании продвигают турпродукт? Казалось бы, можно ограничиться собственно полетами и продажей авиабилетов.

– Чтобы заполнять свои рейсы с хорошим показателем прибыльности, нужно либо найти существующий спрос, либо создать его. Нередко авиакомпании идут по второму пути – так, мы активно продвигали Лапландию на белорусском рынке. Еще один пример – приход Etihad Airways в Беларусь: несколько лет назад у нас практически никто не летал в страны Ближнего Востока, теперь Абу-Даби – одни из важнейших пунктов в туристическом меню белорусов. В данном случае предложение создало спрос – во многом благодаря активнейшей позиции Etihad Airways в туризме. Рейс Минск – Рига загружен не менее чем на 75%, и когда по этому же маршруту стали летать наши партнеры «Белавиа», загрузка не уменьшилась. Это еще раз подтверждает тот факт, что в авиации добавление частоты и емкости обычно генерирует дополнительные потоки.

Вообще же туризм, как выездной, так и въездной, очень важен для авиакомпании. Национальные авиакомпании считают своим долгом продвигать страну, которую они представляют: airBaltic, к примеру, продвигает Латвию, SAS – Швецию и Данию, Lufthansa – Германию, это норма. Практически в каждой стране, куда авиакомпания осуществляет рейсы, она так или иначе поддерживает в том числе туризм, чтобы обеспечить пассажирские потоки. Вообще же авиакомпании – двигатель туризма, а в некоторых странах и локомотив всей экономики. Например, один миллион пассажиров создает 1000 рабочих мест в обслуживании авиаперевозок и туризме. Так,  airBaltic ежегодно дает экономике Латвии 250 миллионов евро, не считая мультипликативного эффекта от отелей, торговли и так далее, и является самым крупным экспортером услуг. 

– Как авиакомпании участвуют в продвижении турпродукта, с кем кооперируются?

– К примеру, если латвийское агентство по туризму TAVA делает стенд на международных выставках, airBaltic, во-первых, везет латвийскую делегацию по специальным ценам, а во-вторых, представляет свои материалы на этом стенде. Разумеется, мы участвуем в организации проекта Baltic Connecting, куда приезжают все, кто заинтересован в развитии частного, делового, рекреационного туризма в Балтике: представители туроператоров из других стран, тревел-менеджеры корпораций, торгово-промышленных палат, освещающих туризм медиа. Мы участвуем также в проекте Live Riga – этот проект создан мэрией Риги, авиакомпанией airBaltic и рядом инкаминговых фирм. И airBaltic всячески продвигает этот проект по своей сети реализации. С другой стороны, наша система бронирования авиабилетов и отелей представлена на сайте Live Riga. На любой выставке, где есть стенд Live Riga, будут также материалы airBaltic и наоборот – например, этой осенью в Минске мы примем участие в выставке «Турбизнес–2011», и на нашем стенде можно будет найти информацию о Live Riga. Акционерами бюро по развитию конгрессного туризма Inspiration Riga опять-таки являются TAVA, airBaltic и ряд частных компаний. Кстати, это тот вид туризма, который в Беларуси практически отсутствует – хотя бы потому, что у нас попросту нет достаточного числа подходящих гостиниц с большими конференц-залами. Для развития делового туризма среди прочего необходимо отсутствие виз, четкая транспортная структура, подготовленный аэропорт и огромные отели уровня 4–5 «звезд», которые в сумме могли бы принимать 10–15 тысяч гостей. На данный момент в Минске есть только один отель, соответствующий этим критериям.

Продуманное продвижение определенного направления дает великолепные результаты – например, в этом году Рига приняла на 40% больше туристов, чем в предыдущем, а загрузка отелей была свыше 80%. И если для белорусских гостиниц загрузка в 60–70% – норма, поскольку их у нас катастрофически не хватает, то для Риги – это прекрасный показатель: в городе более 100 отелей. Рейсы airBaltic также заполнены более чем на 80% – кстати, согласно статистике, половина туристов попадает в Латвию воздушным транспортом, и половина из них прилетает на airBaltic.

– Вы говорите о недостаточном уровне развития делового туризма в Беларуси, однако не так давно airBaltic проводил конференцию, посвященную этому сегменту туризма.

 – Разумеется, деловой туризм существует в любой стране, где есть экономика, есть экспорт и импорт. У нас есть великолепные выставки – TIBO, ENERGY EXPO и другие, на которые приезжают зарубежные гости. Ездят на международные выставки, в командировки и наши бизнесмены. В данном случае мы говорим об объемах и степени развитости делового туризма – с этих позиций мы в самом начале пути. У нас пока недостаточно развиты внешнеэкономические связи, критически мало инвестиций, низкий уровень благосостояния, бизнеса. Поэтому в необходимой степени посещать выставки, принимать у себя конференции, обучать своих сотрудников за рубежом, устраивать поощрительные поездки мы пока не можем – руководители считают, что на это нет денег. Почему в таком случае мы проводим подобные семинары? Опять-таки мы создаем спрос и показываем рынку, как должен формироваться продукт такого типа, делимся опытом. Кроме того, мы должны понимать, для кого мы летаем, везем пассажиров на конференцию, в гости, на отдых или, скажем, на уик-энд. Во всех этих случаях необходимы разная тарификация и разные подходы к рекламе.

Разумеется, это несколько нетипично: подобные конференции по тревел-менеджменту в стране проводит, как правило, не одна маленькая иностранная авиакомпания, а союз туроператоров или иная отраслевая ассоциация.

 – Каким образом airBaltic поддерживает развитие белорусского инкаминга?

 – Пять лет назад стартовал знаковый проект «Панорама Двина – Даугава», инициированный шведской стороной и спонсировавшийся Евросоюзом. Как и все проекты ЕС, он финансировался первые два года. В рамках данного проекта к нам неоднократно приезжали шведские операторы и представители СМИ – мы помогали разрабатывать программу и организовывали воркшоп с белорусской принимающей стороной. После этого в Беларусь начали прилетать туристические группы из Швеции – они проводили здесь 7–8 дней, знакомились  не только и не столько с Минском, сколько с регионами: их очень интересовали Витебская область, Полоцк, маленькие деревушки, социальные встречи и изучение местного быта. К сожалению, проект немного затих: полтора года назад у airBaltic в два раза сократилось число рейсов. В итоге шведские туристы переключились на Украину: там им не нужны визы, а кроме того, с этой страной прекрасное авиасообщение – один только airBaltic летает несколько раз в день. Впрочем, мы полагаем, что это лишь временная пауза и надеемся на грядущее 1050-летие Полоцка как новый стимул развития проекта, который мы по-прежнему готовы поддержать, хотя из Минска в Стокгольм мы летаем не эксклюзивно.

 – Сейчас в карту полетов активно включаются белорусские регионы – к примеру, из Бреста можно было улететь на турецкие курорты, а сейчас из этого города осуществляется рейс в Египет. Не планирует ли airBaltic летать из областных городов Беларуси?

 – Авиакомпания airBaltic была первой из иностранных, которая открыла рейс не из столицы: у нас был маршрут Рига – Гомель, но помешал глобальный экономический кризис. С данным рейсом связан еще один наш вклад в развитие въездного туризма Беларуси: совместно с Министерством спорта и туризма и «Белинтуристом» мы организовывали пятидневный фам-трип для прибалтийских операторов и журналистов в Гомельский регион. Мы обеспечили авиабилеты и собрали участников (что, кстати, немаловажно и не так просто), а белорусская сторона профинансировала гостиницы, транспорт и экскурсии. Отзывы в балтийской прессе были великолепными.

К сожалению, с нашей частотой и емкостью полетов в Минск – 4 раза в неделю по 50 мест – продвигать Беларусь в последнее время было довольно сложно: мы до предела загружены деловыми и этническими пассажирами, у нас мало мест для туристов, да и промо-бюджеты рассчитываются исходя из производственных возможностей. Впрочем, с ноября мы несколько увеличиваем емкость: будет летать самолет на 76 мест. Планируем в течение 2–3 лет провести ряд мероприятий, посвященных белорусскому въездному туризму. Это воркшопы в странах Скандинавии, а кроме того, мы готовы поддержать инициативу белорусских туроператоров и Национального агентства по туризму по проведению внутреннего воркшопа в Беларуси.

 – Вы говорили о проекте Live Riga как об успешном примере продвижения туристического потенциала региона. Чему стоит поучиться Беларуси у авторов проекта?

 – В первую очередь необходимо понимание того, как делаются подобные проекты. Пункт номер один здесь – равноправное партнерство и взаимное доверие частных компаний и государства. Кроме того, все, кто хочет впоследствии получать выгоду от продвижения направления, должны вложить свои ресурсы – государство, занимающиеся въездным туризмом компании, гостиницы, перевозчики. Далее разрабатывается концепция, транслируемая в определенные страны и целевые группы, выливающаяся в конкретные мероприятия: рекламные программы, разработку логотипов и слоганов, участие в выставках и так далее. Это огромный пласт работы, но дорогу осилит идущий.

Беседовала Анна БОДЯКО

https://www.traditionrolex.com/8