Ирина Давыдова
(Окончание. Начало в номере 40.)
По одной из улиц, лучом отходящей от площади Шарля де Голля, мы добираемся до дворца Шайо, фасад которого обращен к мосту через Сену, ведущему к Эйфелевой башне. Этот дворец был построен на месте дворца Трокадеро, предлогом к его созданию послужила Международная парижская выставка 1937 года. Центральная терраса с бронзовыми статуями объединяет два огромных павильона, расходящихся дугами в обе стороны. Отсюда начинается чудесный комплекс террас, лестниц, садов, ступенями спускающихся к Сене: апофеоз зелени, оживленной шумом каскадов и брызгами фонтанов. Два павильона, на фронтонах которых выгравированы слова поэта Поля Валери, занимают сегодня Музей французских памятников; Музей морского флота, где находится макет судна Belle Poule (Красотка), на котором был доставлен прах Наполеона с острова Святой Елены, и Музей человека.
Переходим мост, и вот мы у Эйфелевой башни. До чего же хороша эта ажурная, взмывающая ввысь, растворяющаяся в сумерках конструкция. Построена она ко Всемирной выставке 1889 года. Это были годы промышленной революции. Стекло и сталь стали новыми строительными материалами, и инженер Эйфель придумал этот необыкновенный силуэт из металла. Высота башни достигает 320 метров, ее вес 7000 тонн. Состоит из 3 уровней: первая платформа находится на высоте 57 метров, вторая – 115 метров и третья – 274 метра. В дни отличной видимости взглядом с башни можно охватить расстояние до 70 километров.
Все наши спутники, которые уже бывали в Париже, настоятельно советовали нам воспользоваться случаем и подняться на башню, тем более что в этот момент совсем не было очереди. Мы прислушались к совету и поднялись на второй уровень. Сначала вошли в старинный лифт. Сопровождающая нас девушка стала быстро тараторить то на французском, то на английском, и вот мы на месте. Сначала я испытала страх высоты, подкашивались коленки, потом взяла себя в руки. Передо мной открылась завораживающая панорама: со стороны Сены – Елисейские поля, современный район Дефанс, Лувр, а с другой – четкие линии Марсова поля, здания Военной школы, Дома инвалидов, Собора инвалидов. На высоте очень холодно. Вокруг бегали какие-то смуглые дети, раздетые, босые. Им совсем не было холодно. Стоим в очереди на спуск, наблюдаем, как за стеклом двигаются мощные канаты лифта. Наконец, он приходит, мы спускаемся. На скамейке нас уже поджидают наши ребята, они протягивают нам бутылки с красным вином – это для согрева. И мы направляемся к пристани у Эйфелевой башни, за новыми впечатлениями – покататься на речном экскурсионном катере по ночной Сене.
Стемнело, катер на причале. Он покрыт стеклянным куполом, мы проходим внутрь, садимся около окна, после заполнения его людьми катер отчаливает. Мы проплываем под мостом де л’Альма, слева видны Большой и Малый дворцы. Они были построены ко Всемирной выставке 1900 года. В настоящее время здесь проходят большие театральные представления, выставки живописи. Далее проплываем под изумительным мостом Александра III. Арка из металла – 107 метров в длину и 40 метров в ширину – соединяет Эспланаду инвалидов с Елисейскими полями. Мост возведен в 1896 –1900 годах и носит имя царя Александра III, сын которого, Николай II, открывал мост. Построен он в память о заключении франко–русского соглашения. Гирлянды цветов; нарядные фонари, окруженные амурами, аллегории кораблестроения образуют богатый декор моста. На двух пилонах правого берега представлена Франция периода Средневековья и Франция современная, на таких же пилонах левого берега – Франция Ренессанса и Франция Людовика XIV. Как символ союза Франции и России, аллегории Сены и Невы украшают два пилона, расположенные у входа на мост.
Катер медленно проплывает мимо здания Музея д‘Орсэ. Он расположен справа по движению. В прессе его называют «самым прекрасным музеем Европы». В 1898 году компания железных дорог Париж – Орлеан поручила архитектору Виктору Лалу строительство вокзала д‘Орсэ. В 1900 году вокзал уже был построен. Лалу соорудил огромный центральный неф размером 135 на 40 метров, металлическая конструкция которого была искусно покрыта снаружи имитацией мрамора светлых тонов. Вокзал вместил не только 16 платформ, но и рестораны, а также уютный отель на 400 номеров. С 1939 года вокзал д‘Орсэ был заброшен настолько, что ему грозил снос. В 1973 году президент Помпиду объявил вокзал национальным памятником и решил создать музей, какого еще не было в Париже, способный вместить полвека искусства: со времен Второй империи до начала кубизма. Идеальное соединительное звено между Лувром – храмом классического искусства и Центром Помпиду – храмом современного искусства. Работы по переоборудованию вокзала начались в 1978 году, внутренняя отделка была поручена архитектору – женщине из Италии – Гае Ауленте. В настоящее время в музее на площади более 45000 кв. метров выставлено свыше 4000 произведений искусства. Мы проплыли мимо Консьержери, название которого происходит от французского слова concierge, что означает «королевский сановник». В настоящее время он является частью Дворца Правосудия. Башни этого замка как бы напоминают нам о том, что с XVI века здание служило тюрьмой. Во времена Революции его камеры были заняты тысячами граждан, которые проводили здесь свои последние часы, прежде чем подняться на гильотину. Здесь до сих пор есть камера Марии-Антуанетты, где королева, презрительно называемая «австриячкой», провела свои последние дни со 2 августа по 16 октября 1793 года. Увидели мы и здание знаменитого универмага «Самаритянка», который посещают только богатые дамы Франции; знаменитую иллюминацию «блуждающие мухи» – сверкающие огоньки в кронах деревьев на набережной. Но вот конец нашего речного путешествия, и мы у причала возле Эйфелевой башни. Расставшись с разноязыкой толпой, мы решили идти до отеля пешком. Выпив красного вина «для согрева», двинулись в путь по ночному Парижу, мимо моста Александра III, через площадь Согласия, по Rue Royale, Rue La Faette и множеству других замечательных улиц, усталые и возбужденные, дергаясь при каждом приближении к нам «чернокожих парижан». К часу ночи прибыли к нашему отелю и мгновенно заснули, набираясь сил для следующих впечатлений.
Утро, 7.00, съели европейский завтрак, взяли свои вещи и – в автобус. Предстоит экскурсия по Парижу, немного свободного времени после нее. Но планы меняются, и сначала у нас свободное время, а потом экскурсия по Парижу. Я решаю посетить Лувр.
Времени мало, поэтому иду сразу к самому главному: Венере Милосской, Нике Самофракийской и, конечно, Джоконде Леонардо да Винчи. В зале, где расположена Венера, посетители ходят вокруг нее плотным кольцом. Эту статую, найденную в 1820 году на острове Мило, принято считать эталоном женской красоты.
Находясь под сильным впечатлением, выхожу из Лувра на набережную Анатоля Франса. И вот экскурсия. Наш автобус проезжает по Рю Ройяль, на углу этой улицы и площади Согласия расположен дорогой фешенебельный отель, кстати, там часто останавливается Борис Березовский. По обеим сторонам улицы располагаются бутики знаменитых кутюрье. Удивительно, но эти магазины очень органично встраиваются в жизнь города, не выглядят самодовольно, не выпячиваются, несмотря на высокие цены на товары, продающиеся в них. И здесь сказывается длительный опыт демократии во Франции, вкус французов. Улица ведет к церкви Святой Марии Магдалены, построенной в 1814 году по проекту архитектора Виньона. Она имеет также название Мадлен. Как нам сказала гид, это церковь, где можно встретить настоящих парижан и парижанок. Проехав по улицам Парижа, мы увидели здания Товарной биржи, церковь Святого Августина, множество театров на знаменитых бульварах, зал «Олимпия», здание Центра Помпиду в самом центре Парижа. Осмотрели знаменитый Собор Парижской Богоматери, сфотографировались на его фоне, побывали на Эспланаде инвалидов, покружили по знаменитому Латинскому кварталу, буквально на 10 минут зашли в Люксембургский сад, замечательное творение человеческих рук! Рядом с улицами, заполненными машинами, людьми, шумом, мы вдруг обнаружили этот изумительный уголок. В небольших рощах, рассеянных по всему саду, находятся фонтаны, скульптурные группы, там же расположены знаменитый фонтан Медичи, Люксембургский дворец. Надо отметить, что погода явно благоволила к нам. Как неповторим был Люксембургский сад с его изумрудной зеленью газонов, яркими красками классических клумб на фоне этого ясно-голубого неба! Он имел также и практическое применение: в саду выращивались различные фрукты для королевского двора, а на его виноградниках вызревал виноград для изготовления императорских вин. Поколесили мы по богемному кварталу Монпарнас, увидели мансарду, где развивался бурный роман между молоденькой Анной Ахматовой и неизвестным тогда художником Модильяни. По какому закону пересекаются вдруг судьбы таких неординарных людей?! Как прекрасен вольный город Париж! Но время не ждет! Нам пора в дальнюю дорогу, к новым приключениям! Покидая этот город, я снова и снова вспоминала: «Париж стоит мессы!»