Татьяна ЧУДАК
Около 90 000 билетов на матчи продано за 273 дня до первого вбрасывания шайбы на чемпионате мира по хоккею, который стартует 7 мая 2010 года в немецком городе Гельзенкирхен. Такой промежуточный результат превзошел ожидания оргкомитета, а между тем в этом нет ничего удивительного: настоящие хоккейные фанаты готовы покупать билеты еще раньше. Впрочем, как и настоящие организаторы готовы обеспечивать фанатов всем необходимым задолго до первого судейского свистка. По прогнозам председателя Федерации хоккея Беларуси Владимира Наумова, на "наш" чемпионат билеты начнут продаваться за два года до старта. И это может оказаться не совсем обычным организационным моментом.
Вряд ли белорусским организаторам удастся повторить "подвиг" немецких коллег, ведь "Фелтинс-Арена", где состоится первая игра чемпионата 2010 года, вмещает почти 76 тысяч болельщиков, и это - уже оформленная заявка для книги рекордов Гиннесса. Белорусские арены в сумме смогут одновременно вместить лишь 23 тысячи зрителей, но и с этим количеством гостей чемпионата нужно как-то справляться, поэтому принять к сведению опыт стран, уже проводивших мировой чемпионат, было бы весьма кстати.
Несмотря на относительно малую вместимость белорусских ледовых дворцов, чиновники предполагают, что в Беларусь приедут от 400 до 500 тысяч любителей хоккея со всего мира. Цифры более чем реальные, если учесть, что и нынешний чемпионат в Швейцарии, и прошлогодний в Канаде посетили в общей сложности чуть меньше полумиллиона болельщиков. А вот чемпионат, который проводился в 2006 году в Латвии, не оправдал казавшихся вполне осуществимыми надежд: организаторы не досчитались почти 200 тысяч фанатов.
Латвия так же, как и Беларусь, стала дебютантом больших хоккейных гонок и, к сожалению, не справилась с управлением. Одна из причин, по которой трибуны оказались полупустыми, заключалась в непрозрачной системе распространения билетов на матчи. Перед началом соревнований организаторы предупредили, что будут бороться со спекулянтами, поэтому в одни руки отпускалось ограниченное число билетов. В результате был искусственно создан ажиотаж, а многие турфирмы, желавшие привезти туристов на игры, вынуждены были искать обходные пути: некоторые из них доставали билеты в третьих странах, и естественно, стоили они намного больше, чем в Латвии. К тому же билеты на игры чемпионата в Риге изначально были самыми дорогими за всю историю проведения мирового первенства - цена порой поднималась до 500 евро за билет на одну игру! Стоимость билетов на чемпионат в Минске, разумеется, еще не известна, но за те же 500 евро можно, к примеру, посетить все отборочные матчи, которые будут проходить в Кельне в мае 2010 года. Будет ли белорусский оргкомитет бороться со спекулянтами дедовскими методами или возьмет на вооружение современную технологичную схему продаж, которую придется создавать с нуля, снова же вопрос времени.
Второй "прокол" латвийского чемпионата был связан уже не с просчетом руководящих работников, а с наполеоновскими амбициями частного бизнеса. На время проведения ледовых баталий рижские гостиницы, рестораны и таксомоторные парки подняли цены на свои услуги. Самыми "пострадавшими" оказались владельцы точек общепита: понадеявшись, что в центральные кафе и бары посетители будут набиваться, как шпроты в банку, рестораторы подняли цены и... коротали время в одиночестве. Разношерстная компания хоккейных болельщиков выбирала демократичные палатки у ледовых площадок, а заведения в центре Риги пустовали. В результате оборот последних снизился на 15-20%. Переоценили платежеспособность любителей игры с шайбой и латвийские хотельеры. Например, номер в обычной гостинице 3* мог стоить 200-250 евро. Доходило до того, что европейским фанатам было выгоднее прилетать незадолго до игры в Ригу и улетать домой по окончании (хорошо, в Европе есть авиакомпании low-cost!) или снимать жилье в соседних странах. Кстати, на белорусском рынке до сих пор нет ни одного бюджетного авиаперевозчика, а значит те самые "авиаболельщики" запросто могут присоединиться к 800 миллионам человек, ежегодно наблюдающим за мировым хоккейным первенством по телевизору. По мнению главы отечественной федерации хоккея, каждый болельщик за те две недели, которые пробудет в стране, сможет оставить здесь не менее тысячи долларов. Хорошо бы отечественным хотельерам и рестораторам ориентироваться на эту сумму, а еще лучше - проводить как можно более гибкую ценовую политику.
Следует добавить, что по единому мнению туристической общественности Латвии, чемпионат 2006 года нарушил нормальный ход туристического сезона, который обычно в мае как раз начинает набирать обороты. Обычные туристы предпочли изменить маршрут, не желая переплачивать за туристические и сопутствующие услуги. Конечно, наш поток иностранных туристов трудно сократить еще больше. Напротив - мы надеемся, что после чемпионата болельщики к нам вернутся обычными туристами, захватив с собой родственников и друзей. И антиреклама в виде завышенных цен нам, безусловно, ни к чему.
К слову, о рекламе. Страны вроде Канады, России, Швейцарии или Германии в дополнительной рекламе не нуждались: всем и без того известно о кленовом сиропе, матрешках, часах и пиве. Беларусь же, как бы мы ни старались, пока остается terra incognita на туристической карте мира. Поэтому чемпионат мира по хоккею если и не спасательный круг для нашего въездного туризма, то, по крайней мере, тот бренд, которому по силам вытащить страну из туристического небытия. Так что рекламировать Беларусь как хозяйку мирового первенства на всех специализированных выставках - задача, по важности соперничающая со строительством гостиниц. Не исключено, что еще до начала чемпионата люди к нам потянутся - хотя бы из любопытства. А мы будем "тренироваться", чтобы к 2014 году обращаться с ценным видом "турист обыкновенный" с ловкостью опытных игроков.