https://www.traditionrolex.com/8
<p>Глава компании «Внешинтурист» Владимир Маковский рассуждает о  последствиях валютного кризиса для белорусского туризма, причинах  отсутствия национального турпродукта и о том, является ли брендом  «Белинтурист».</p>

Глава компании «Внешинтурист» Владимир Маковский рассуждает о последствиях валютного кризиса для белорусского туризма, причинах отсутствия национального турпродукта и о том, является ли брендом «Белинтурист».

– Владимир Брониславович, нынешнее время сравнивают то с 80-ми, то с 90-ми. Кто-то считает, что мы откатились назад во времени. Другие говорят, что сейчас – некий абсолютно новый период для страны в целом и турбизнеса – в частности. Каким вы воспринимаете время, которое мы сегодня переживаем?

Маковский – Несмотря на все потрясения, я не вижу чего-то принципиально нового в сегодняшнем моменте. Белорусский турбизнес постоянно находился в стрессовой ситуации. Мы всегда что-то планировали, но никогда не знали, что получится в итоге. Да и сам бизнес предполагает скачкообразное развитие: то очень хорошо, то совсем плохо. В межсезонье у меня всегда возникал вопрос: дотянем ли до мая? И так практически каждый год. Меня никогда не оставляло чувство тревоги. Коллектив во «Внешинтуристе» большой. Отправлять людей в отпуск за свой счет – это значит, потерять специалистов. С таким же настроением входим в межсезонье и сейчас. В этом смысле кардинально ничего не изменилось. Хотя, пожалуй, если сравнивать, самыми удачными и спокойными были 2008 и 2010 годы.

Конечно, тот удар, который мы получили в 2011-м, не каждая фирма может выдержать. Никто не ожидал, что случится такой обвал на валютном рынке. Мы уже давно легко продавали путевки за белорусские рубли, зная, что можем так же легко купить валюту, чтобы рассчитаться с иностранными партнерами. И вдруг в один день выясняется, что конвертировать рубли невозможно. А на счету «Внешинтуриста» – около 1 млрд рублей! По большей части это были деньги за авиабилеты. В результате мы оказались должны различным авиакомпаниям приблизительно 800 млн рублей, которые невозможно было конвертировать. Сразу же нам предъявила претензии IATA, наши билетные стоки были заблокированы. Но банк выступил гарантом. Часть валюты «Внешинтуристу» продали по повышенному курсу, часть мы взяли под проценты у наших иностранных партнеров. В итоге с авиакомпаниями мы рассчитались, но потеряли в этот момент, по моим приблизительным подсчетам, около 70 тыс. евро. Начинать в таких условиях сезон было крайне тяжело.

– Удар был не смертельным?

– Но крайне болезненным! И вот теперь, вступая в новое межсезонье, я не могу сказать с уверенностью, что «Внешинтурист» сможет дожить до мая следующего года без серьезных кадровых изменений.

– От белорусского валютного кризиса, как я понимаю, пострадали и многие иностранные партнеры, о чем принято деликатно умалчивать.

– Безусловно, кризис рикошетом задел и их. К примеру, мы организовывали сборы белорусских футбольных команд в Турции. Турецкий партнер разрешил нашим клубам сделать отсрочку платежа – до полугода. Цены зафиксировали только в белорусских рублях, потому что такое условие поставило Министерство экономики. Соответственно, клубы рассчитались через полгода по курсу Нацбанка с потерей для турецких партнеров в сумме более чем 100 тыс. евро.

– Какова была реакция турецких отельеров? Что это означает в перспективе для этого сегмента туризма и для вас как для посредника?

– Все происходило у них на глазах, они все поняли. Ясно, что деньги им никто не вернет. Возможно, за счет последующего приема тех же футбольных клубов в течение 2-3 лет они смогут компенсировать убытки, которые понесли в этом сезоне. Обычно переговоры и подписание контрактов на проведение сборов проходят в ноябре.  Ждем.  Во всяком случае турецкие партнеры пока не заявили, что не собираются работать с белорусским рынком.

– Какова основная ниша «Внешинтуриста» на сегодняшний день?

– Авиабилеты и выездной туризм. Хотя первоначально 80% дохода фирмы приносил прием иностранных туристов. Это было в первые годы работы компании. Но прием в Беларуси видоизменился. Раньше гостиницы не имели права оказывать визовую поддержку, у них не было интернет-бронирования, не было, как сейчас, собственных турфирм. В стране не существовало таких барьеров на границе, как сегодня. И «Внешинтурист» имел маленькую «монополию» на прием. Сейчас, когда весь инкаминг в основном сфокусировался на бизнес-поездках, все делает гостиница. По интернету гостиница дает туристу от десяти (и выше) процентов скидки. Те же скидки предоставляются и нам. То есть мы как посредники больше не нужны. А продать иностранцу полноценный тур в Беларусь хотя бы на 5–7 дней не представляется возможным. В Беларуси как не было, так и нет готового продукта для туристов (российских путешественников я пока оставляю за скобками). На сегодняшний день в белорусской столице, как и 10 лет назад, есть всего три трехзвездочные гостиницы – «Юбилейная», «Планета», «Орбита» («Беларусь» закрылась на ремонт). И ничего не меняется. Нам нечего продавать! Ну, еще дня три мы можем как-то занять туристов – свозить в Мир, Несвиж, Дудутки. Но кто полетит сюда на три дня с нашей стоимостью авиабилета – 300 евро? А бюджетных перевозчиков нет, чтобы прилететь в Беларусь за 30 долларов. Понятно, что нужно кардинально все менять. Я неоднократно предлагал: давайте сделаем все, как «у них»: придумаем два-три ударных маршрута, обустроим трассу, как говорится, «от» и «до», наведем лоск на объекты показа, сделаем низкие цены, бесплатно пригласим туроператоров, посольства, телевидение. Попробуем, в конце концов, продвинуть готовый турпродукт…

– Помнится, с подобными инициативами вы выступали и 10, и 5 лет назад, но с тех пор все в комплексе стало только хуже, хотя где-то что-то фрагментами, безусловно, делается…

– Потому что нет команды. Мне кажется, никто по-настоящему никогда не верил и сегодня не верит в то, что Беларусь может стать привлекательной для туризма страной. Конечно, не последнюю роль играет и политика. Перед нами занавес со стороны Запада.

Безусловно, сейчас самый реальный и перспективный рынок для белорусского въездного туризма – это Россия. В России есть деньги. У многих россиян среднего и ниже среднего достатка сохраняются положительные чувства к нашей стране. Фирмы, которые в свое время, лет 7-8 назад, обратили внимание на российский рынок, сейчас в фаворе.

– Но можно ли заработать, войдя сегодня на этот рынок? Хоть мы и говорим, что Россия огромная и туристов там много, на самом деле оценить емкость этого рынка в отношении Беларуси пока еще никто не взялся. К тому же рынок этот явно дикий. Многие россияне приезжают в Беларусь просто на своих машинах и путешествуют тут, как дома, не видя принципиальной разницы между Смоленской и Могилевской областями. Как в этот рынок можно вклиниться?

– Заработать можно и вклиниться можно. Возможно, даже необходимо локтями слегка растолкать наших конкурентов и забрать какую-то нишу. Чем мы сейчас и занимаемся. Но нужны деньги на достойный вход на этот рынок, на раскрутку нового продукта. Нужно, чтобы партнеры верили нам, потому что у многих из них сложились многолетние связи с другими фирмами.

– А вы не предполагаете, что и сами россияне, в конце концов, могут открыть здесь представительства, «растолкать локтями» все белорусские компании и успешно продавать Беларусь?

– Теоретически это возможно. Но сейчас российским фирмам это неинтересно. Слишком маленькая маржа. Беларусь – это же не Турция, не Таиланд! Заработать 3 доллара с человека, который приезжает на 3 дня? Россиянам это не нужно.

– Туристов из каких стран еще можно выделить в вашем инкаминге?

– У нас интересно развивается бизнес с Ираном. Как ни странно, но иранские туристы приезжают сюда на неделю – с проживанием в отеле, с экскурсиями. И это солидный доход. Кроме того, мы работаем с одной российской компанией, которая давно выкупила все лучшие домены с именами «Минск» и «Беларусь» – minsk/incoming, belarus/incoming и многие другие, и она дает нам туристов со всего мира.

– Про выкуп всех этих «аппетитных» доменов – типа travel.by и тех, что вы сейчас назвали, – вообще ходят невероятные слухи. Сначала их всех скопом «забили» продвинутые россияне, а теперь белорусы за бешеные деньги их выкупают. Чем же, извините, мы думали в свое время? Почему, например, вы в конце 90-х – начале 2000-х так не сделали? Ведь «Внешинтурист» долгое время являлся ведущей компанией по приему в Беларуси.

– Знаете, когда все хорошо, плохо думается. Тогда, когда нужно было «забивать» домены, белорусский турбизнес переживал золотые времена, почивал на лаврах и купался в достатке. Мы принимали группы туристов по 300 человек, которые жили в Беларуси по 10 дней. Мы занимались чемпионатом мира по хоккею среди молодежных сборных – и обслуживали 100 человек, которые приезжали на несколько недель. Мы зарабатывали фантастические деньги. Наверное, проводился недостаточный анализ обстановки, а когда недостаточно думаешь – всегда что-то упускаешь. Конечно, сейчас мне предлагают купить эти домены. Но цена очень высока – порядка 100 тысяч долларов. Если бы я сегодня чувствовал себя стопроцентно компетентным в компьютерной сфере, наверное, купил бы. Но это технологии. Нужны будут еще очень дорогие специалисты. Значит, снова вкладывать. Все время только вкладывать! Поневоле задумаешься…

– А что вы думаете насчет ЧМ-2014?

– Собираюсь участвовать в тендере, чтобы обслуживать этот чемпионат в качестве официального оператора.

– Вас не смущают жесткие условия?

– Да, условия непростые. И билеты надо выкупать под свою ответственность, и сайты создавать, и в рекламу вкладывать… В общем, пока думаем. Но у нас огромный опыт. Мы обслуживали различные чемпионаты мира, проводили огромные бизнес-семинары, принимали большие группы. Я просто хочу спокойно посчитать, сколько я готов вложить и, соответственно, сколько получить. Не будем забывать, что приедут официальные гости чемпионата. Это то, что федерация должна отдать официальному туроператору, и это хороший кусок. Я, конечно, не исключаю, что сверху будет дана команда и туроператора просто назначат. Но мы, пожалуй, попробуем. Хотя обидно будет, если мы будем готовить бизнес-план, а потом выяснится, что назначена фирма, которую никто на рынке не знает.

– Владимир, не так давно некогда крупнейший оператор по приему – «Белинтурист» – стал подразделением «ЦентрКурорта». Возникает, на мой взгляд, естественный вопрос: является ли «Белинтурист» национальным брендом и какова его приблизительная оценочная стоимость, если бы вдруг кто-нибудь захотел купить этот бренд? Все-таки вы были одним из акционеров компании в свое время…

– Бренд – это не название, а действие. Когда-то «Белинтурист» действительно являлся брендом, но это было до 1995 года. Если бы государство в свое время не раздербанило «Белинтурист», это была бы сильнейшая фирма на белорусском рынке – я имею в виду прежде всего кадровый состав.

– Возможно, вы тоже приложили руку к «раздербаниванию», когда ушли из «Белинтуриста»?

– Нет, извините, – меня ушли! Как помним, в 1992 году «Белинтурист» акционировали. В состав концерна вошли железная дорога, «Белавиа», все ведущие гостиницы, плюс у «Белинтуриста» был большой хороший автопарк. В общем, получилась мощная структура. Акционерами стали держатели продукта. Это, в общем, была моя идея. Но в 1996 году нас национализировали, нам сказали: «За счет туризма будет жить спорт!» Никто не анализировал ситуацию. Я пытался доказать, что это невозможно, что это даже смешно. Но никто не прислушался, я был свободен и организовал свою фирму – «Внешинтурист». Со мной ушли 20 человек – лучшие сотрудники «Белинтуриста» – все, кого я пригласил. И в «Белинтуристе» началась чехарда. Бренд превратился в ноль – ни приема, ни отправки. В общем, конечно, с этим «брендом» нужно было что-то делать… Но сейчас, думаю, его пришлось бы раскручивать «с нуля». Даже если бы кто-то и купил его, не думаю, что был бы толк. Бренд – это «Тез Тур», который занял рынок, поддерживает марку и постоянно вкладывает в эту марку хорошие деньги. Все, конечно, можно реанимировать, но потребуется много денег.

– Владимир, в вашей жизни были разные карьерные повороты. Вам предлагали быть отельером на Мальдивах, у вас были другие бизнесы. Не жалеете, что занимаетесь туризмом в Беларуси?

– В 90-е, когда шел процесс первичного накопления капиталов, я занимался и какими-то камнями, и мебелью, – всем, что приносило доход. Сегодняшние мои друзья – крупные бизнесмены. Когда мы начинали, я по своему статусу был на ступеньку выше всех. Необходимых знакомств, полезных контактов – море. Все друзья и партнеры говорили мне: «Оставь туризм, иди к нам, мы занимаемся металлами, машинами, делаем фантастические деньги!» И я частично уходил в другие сферы. Я даже могу признаться, что деньги на квартиру принес мне вовсе не туризм, а совсем другие бизнесы. Но, поймите, я с институтских лет в туризме. Я всегда занимался главным делом моей жизни, а любой человек всегда очень боится отказаться от главного дела своей жизни – это тяжело, надо переступить через себя. Надо махнуть рукой на самое дорогое, откинуть прочь то, что ты любишь, знаешь, умеешь. Честно говоря, я не смог, но не жалею об этом.

– Сейчас все общество разделилось на оптимистов и пессимистов…

– Я – однозначно оптимист. Хотя и реально смотрю на ситуацию. Ясно, что в ближайшие 2-3 года уровень жизни в Беларуси будет снижаться. Белорусскому туризму нужно приспособиться к этой ситуации. И мы обязательно приспособимся. Сейчас «Внешинтурист» планирует следующее лето, и мы собираемся предлагать отели качественные, но по более низкой цене. В автобусных турах снова возвращаемся к практике ночных переездов. Наша стратегическая цель – дать людям возможность выехать на отдых за границу, пусть и с меньшим комфортом. А в том, что белорусы, несмотря ни на что, все-таки будут выезжать – мы уверены. Они уже попробовали этот продукт, они знают вкус путешествий и вряд ли смогут отказаться от такого удовольствия.

Беседовала Лилия КОБЗИК

P. S. Редакция газеты «Туризм и отдых» поздравляет Владимира Брониславовича с юбилеем, который он отметит 8 ноября, и желает здоровья, оптимизма и дальнейшей плодотворной работы на благо белорусского туризма.

https://www.traditionrolex.com/8