https://www.traditionrolex.com/8
<p><strong>Перспективы туризма "третьего возраста" в Беларуси</strong></p>
<p>Согласно результатам исследования немецкой службы "ADAC Reisemonitor" ("Мониторинг путешествий") к 2020 году возраст каждого второго отдыхающего превысит 50 лет. Эксперты советуют туроператорам уже сегодня задуматься об изменении программ массового отдыха, чтобы привести их в соответствие с предпочтениями пожилых туристов.</p>

Перспективы туризма "третьего возраста" в Беларуси

Татьяна ЧУДАК

Согласно результатам исследования немецкой службы "ADAC Reisemonitor" ("Мониторинг путешествий") к 2020 году возраст каждого второго отдыхающего превысит 50 лет. Эксперты советуют туроператорам уже сегодня задуматься об изменении программ массового отдыха, чтобы привести их в соответствие с предпочтениями пожилых туристов. Несмотря на то, что речь в исследовании идет о туристическом рынке Германии, поразмышлять о специальном туристическом продукте для людей зрелого возраста не мешало бы и отечественным компаниям, ведь стареет население не только Германии, но и всего мира.

star

По оценкам демографов, через 10 лет на земном шаре впервые будет больше престарелых людей, чем маленьких детей. При этом исследователи отмечают, что из 25 стран мира с самым старым населением 23 находятся в Европе, где, по самым оптимистичным прогнозам, к 2040 году каждый четвертый житель будет старше 65 лет, а каждый седьмой - старше 75. Беларусь в данном случае не исключение: уже сегодня в стране доля пожилых людей составляет 22%, в то время как представителей младших возрастных групп (до 15 лет) - всего 16%. По шкале демографического старения ООН для того, чтобы нация считалась стареющей (если не вымирающей), достаточно 7% людей, старше 60 лет. Учитывая низкую рождаемость, можно смело говорить о том, что в самом ближайшем будущем пенсионеры составят значительную часть населения Беларуси, а значит станут влиятельной социальной группой. Проще говоря, от мнения престарелого большинства будет зависеть и расстановка политических сил в стране, и ассортимент продукции легкой промышленности, и конъюнктура туристического рынка.

Впрочем, в теории и практике мирового туризма всегда существовало понятие "третий возраст" - применительно к туристам старшего поколения, и специальные туры для путешественников старше 50 лет отнюдь не новинка. Особенности подобных путешествий заключаются в том, что пожилым туристам необходим не только комфорт, но и повышенное внимание со стороны обслуживающего персонала, а также возможность получения квалифицированной медицинской помощи, не говоря уже о таких "мелочах", как размещение в тихих, спокойных гостиницах и наличие диетического питания. Кроме того, считается, что в "пенсионном" туризме отсутствует ярко выраженная сезонность, хотя чаще всего туры организуются в низкий сезон, когда нежаркая погода лучше всего подходит для экскурсий и прогулок по улочкам курортных городов. Так, февраль на Бермудах считается месяцем пожилых людей, и те, кому за пятьдесят, могут смело бронировать отели со скидками. В Швейцарии сезон для пенсионеров - период с октября по март: в это время 450 гостиниц предлагают низкие тарифы для женщин старше 62 и мужчин старше 65 лет. Любопытный пример не столько "социальной" ценовой политики, сколько творческого подхода к организации пенсионных туров - круизы Merry Widows Dance Tours ("Танцевальные туры веселых вдов") по Юго-Восточной Азии или Карибскому морю, разработанные для одиноких женщин от 50 до 90 лет, которые мечтают потанцевать, но у которых нет партнера: на лайнере каждой гостье "предоставляется" профессиональный танцор.

Все нюансы туров для отдыхающих "третьего возраста" - от медицинских до развлекательных - давно и хорошо знакомы менеджерам турагентств по всему миру, и организовать такой отдых не составляет особого труда. Не удивительно, что за границей пенсионеры - самая активная категория отдыхающих, среди которых встречаются авантюристы и осторожные туристы, любители активного времяпрепровождения, пляжного отдыха или экскурсий. Такому положению дел благоприятствует и тот факт, что в Европе фонды социальной поддержки уделяют большое внимание организации путешествий для своих подопечных: например, в Италии или Норвегии социальные туры для пенсионеров - не благотворительность отдельных энтузиастов, а норма государственной системы социальной защиты.

К сожалению, белорусские компании пока не могут предложить нашим туристам "третьего возраста" ни специальных программ, ни льготных цен. Во-первых, нет заметного спроса: из белорусских пенсионеров только единицы могут позволить себе путешествия, чаще всего путевки им покупают внуки и дети. В свое время у "Натали Турс" была даже программа под названием "Сделайте подарок родителям". К слову, на российском рынке, где пусть и не наблюдается разнообразия возрастных программ, все же можно отыскать особые туры. Например, уже шестой год подряд одна из компаний совместно с партнерами на Сицилии организует социальные туры "Весеннее очарование" и "Осеннее очарование". Цена на такие программы ниже себестоимости, то есть, по сути, пенсионерам предоставляется скидка за счет доходов компаний. Как ни печально, белорусским пенсионерам о таких "широких жестах" остается только мечтать.

Во-вторых, для туристических компаний пенсионеры остаются неизвестной и сложной категорией туристов, невыгодной, несправедливо считающейся пассивной и консервативной. "Главная сложность работы с пожилыми туристами - чисто психологическая, - говорит Юлиана Калина, начальник санаторно-курортного отдела компании "Белорусский Спутник". - Как правило, такие клиенты требуют значительно больше времени на разговоры, чем молодые". С другой стороны, пенсионеры - и самая подготовленная категория туристов, ведь у них есть масса свободного времени, чтобы досконально изучить все предложения всех турфирм, узнать подробную информацию о стране, запастись справочниками, путеводителями и разговорниками. Вот только количество таких клиентов в отечественных фирмах совсем незначительное.

"У нашей фирмы, возможно, несколько больше пожилых клиентов, чем у других, - считает директор компании "Лентяй" Алексей Терентьев. - Я думаю, это связано с тем, что мы организуем отдых на Балтийском побережье. Для туристов-пенсионеров это оптимальный вариант: нет резкой смены климата, не слишком утомительная дорога, да и ностальгия по былым временам дает о себе знать". Кстати, самый популярный вид туризма у белорусских путешественников в возрасте - автобусные "кругосветки". Отчасти потому, что они дешевле пляжных программ, отчасти - потому что позволяют посмотреть несколько стран "за один заезд". К тому же пожилые туристы в целом предпочитают автобус другим видам транспорта. Вот и получается, что белорусские пенсионеры если выбирают круизы, то автобусные, если море, то Балтийское. Правда, есть еще один сегмент рынка, где заметную часть клиентов составляют люди зрелого возраста, - санаторно-курортное лечение. По словам Юлианы Калины, в "Белорусском Спутнике" 30-40% всех клиентов, обратившихся за такими услугами, составляют именно пенсионеры, причем среди них есть клиенты, которым "чуть за 75, но выглядят они гораздо моложе". В принципе, о туристах, которые "разменяли" восьмой десяток, рассказывают и в других фирмах. Например, в автобусные путешествия с компанией "Алатан Тур" ездила туристка "немного за 70", которая зимой и летом вела кружки для детей, а весной и осенью ездила смотреть Европу. Однако подобные примеры, скорее, исключение из правил. "Встретить жизнерадостных, красивых, интеллигентных туристов из Беларуси в той же Европе крайне затруднительно, - констатирует Алексей Терентьев. - Что поделать, наши пенсионеры не могут себе позволить "роскоши" путешествий". Любопытно, но те, кто все-таки может, вызывают неоднозначную реакцию: от неподдельного интереса (откуда деньги?) до невероятных слухов (одну активно путешествующую по Европе белорусскую бабушку в свое время почему-то принимали едва ли не за наркокурьера!). А если серьезно, то пенсионеры, которые могут позволить себе путешествовать по всему миру, - лучший показатель благополучия нации. Вот о чем стоит задуматься. И не только представителям турбизнеса.

https://www.traditionrolex.com/8