https://www.traditionrolex.com/8
<p>Туристическая отрасль Беларуси из рук вон плохо исполняет государственные планы по целевым показателям прогноза социально-экономического развития... Оставим пока в стороне вопрос о том, каким образом возникают подобные объемы и почему их невозможно выполнить, и зададимся лучше вопросом, обязаны ли турфирмы воплощать амбициозные замыслы государства?</p>

Татьяна ЧУДАК

200a Туристическая отрасль Беларуси из рук вон плохо исполняет государственные планы по целевым показателям прогноза социально-экономического развития. Что не является секретом и о чем еще раз на коллегии Министерства спорта и туризма, посвященной итогам 2009 года, не преминули напомнить чиновники: прошлогодний темп роста оказанных платных услуг в 87,5 % (предписывали 135%) никоим образом не устраивает официальную статистику. Оставим пока в стороне вопрос о том, каким образом возникают подобные объемы и почему их невозможно выполнить, и зададимся лучше вопросом, обязаны ли турфирмы воплощать амбициозные замыслы государства?

На 2010 год планы, правда, чуть скромнее: 125% по туристско-экскурсионным услугам, 119% по экспорту и 117% по импорту все тех же услуг. Такой предполагаемый объем реализации платных туристических услуг в 2010 году определен Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2009 №1740 «Об утверждении основных целевых показателей прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2010 год». При этом в подпункте 1 пункта 4 Постановления речь идет о том, что уполномоченные госструктуры могут устанавливать плановые показатели для «подчиненных (входящих в состав) организаций и иных хозяйственных обществ, в которых Республика Беларусь либо административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фондах), может определять решения, принимаемые этими хозяйственными обществами, или пользующихся государственной финансовой поддержкой». Кроме того, в документе есть примечание: «Основные целевые показатели развития не определяются для хозяйственного общества, не пользующегося государственной финансовой поддержкой и (или) в котором Республика Беларусь либо административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фондах), не может определять решения, принимаемые этим хозяйственным обществом». Таким образом, на основании текста Постановления юристы туристических компаний делают вывод, что действие Постановления на турфирмы не распространяется, если а) в уставном фонде отсутствует доля Республики Беларусь либо административно-территориальной единицы; б) финансовая помощь государством не оказывается. Другими словами, предприятия негосударственной формы собственности вправе оказывать столько услуг, сколько считают нужным, исходя из собственной стратегии развития, и вовсе не обязаны обеспечивать навязанные государством плановые показатели, тем более что планы эти, как известно, не имеют ничего общего с объективной реальностью. Требовать же выполнения показателей государство имеет право лишь от тех организаций и предприятий, которые полностью или частично принадлежат государству или получают государственную финансовую поддержку. Пока же ситуация такова, что за недооказанные услуги «на ковре» отчитываются и директоры подведомственных турбаз, и владельцы частных турфирм. Более того, районные администрации, которые согласно нормативным актам имеют право определять целевые показатели, но совершенно не компетентны в сфере туризма, позволяют себе «прогнозировать» рост объема туристических услуг в 200%. Отчего не 300%? Или сразу по-стахановски 1000%?!

200

Бороться с подобными, мягко говоря, перегибами на местах, занятие хлопотное и неблагодарное. Теперь, казалось бы, решение проблемы найдено, и подавляющее большинство турфирм должны издать коллективный возглас колоссального облегчения. Однако в самом документе «Основные целевые показатели прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2010 год», утвержденном Постановлением №1740, встречается такая формулировка: «Платные услуги населению через все каналы реализации <…> по организациям всех форм собственности независимо от ведомственной подчиненности: <…> туристические и экскурсионные услуги – 120–125 (план на 2010 год в процентах к 2009 году в сопоставимых ценах)». Означает ли это, что турфирмы частной формы собственности все равно обязаны «дать» 120–125% объема услуг или только подведомственные учреждения должны трудиться на благо статистики, пока выяснить не удалось. Позиция юристов турфирм известна: негосударственные компании отказываются отчитываться о «недоделанной» работе, мотивируя отказ ссылкой на Постановление Совмина. Позиция же чиновников тем временем не ясна. Накануне выхода номера в МСиТ прошло совещание, посвященное в том числе и целевым показателям прогноза социально-экономического развития. Об итогах совещания, а также о том, согласны ли чиновники с мнением юристов, читайте в следующем выпуске газеты «Туризм и отдых» и следите за новостями на сайте tio.by

 

https://www.traditionrolex.com/8