https://www.traditionrolex.com/8
<p>Кроме трудностей, связанных с поиском национальной идеи, на пути сувениров от ремесленника к туристу встает препятствие посильнее аляповатого китайского ширпотреба. Оказывается, в Беларуси практически не развита розничная сеть продажи сувенирной продукции, а в тех редких магазинах, куда все-таки удается "пристроить" авторские работы, не самые выгодные условия.</p>

Татьяна ЧУДАК

Кроме трудностей, связанных с поиском национальной идеи, на пути сувениров от ремесленника к туристу встает препятствие посильнее аляповатого китайского ширпотреба. Оказывается, в Беларуси практически не развита розничная сеть продажи сувенирной продукции, а в тех редких магазинах, куда все-таки удается "пристроить" авторские работы, не самые выгодные условия.

suw1 "Основные места, где мы продаем свою продукцию - различные фестивали, - рассказывает мастер Сергей Щербо. - К тому же, у нас в районе есть несколько мелких магазинчиков, на полках которых среди китайских и украинских вещей находится место и нашим работам". А еще Сергей Щербо превратил свою усадьбу в деревне Новоселки в настоящий гончарный комплекс, и группы туристов, которые приезжают посмотреть, как рождаются изделия из глины, обязательно покупают что-нибудь на память. К сожалению, подобных примеров в Беларуси не так уж много. Большинство ремесленников вынуждены не только трудиться над созданием декоративно-прикладных шедевров, но и прилагать титанические усилия, чтобы найти достойную и выгодную точку продаж. Передвижные "Города мастеров" в этом плане весьма привлекательны, но во-первых, проводятся они не круглый год, а во-вторых, ехать в другой конец страны, чтобы продать несколько работ, не всегда целесообразно.

Беглого взгляда на "торговую карту" Минска достаточно, чтобы понять: положение с сувенирными магазинами даже в столице просто катастрофическое. Продукцию фабрик ГПТО "Белхудожпромыслы" в Минске предлагают пять фирменных точек. Посещение одной из них - расположенного едва ли не в самом удачном месте на проспекте Независимости магазина "Белорусские промыслы", более известного как "Купалинка" - оставило противоречивые чувства. С одной стороны, здесь можно купить женский (чуть больше, чем за 800 тыс. белорусских рублей) или мужской (оцененный почти в четыре раза дешевле) национальный костюм и даже "слуцкий пояс" (ценовой "потолок" - 250 тыс. рублей). С другой стороны, выбор тех самых сувениров, которые легко перевозить и которые хотя бы немного говорят о стране, не отличается разнообразием: рушники, пара льняных кукол и сомнительной художественной ценности шкатулки.

Настоящее многообразие сувениров - от крошечных стеклянных фигурок за пару тысяч рублей до полного набора рыцарских доспехов за несколько миллионов - удалось обнаружить в "Галерее национального декоративно-прикладного искусства" в к/з "Минск". Здесь нашлось место и для авторских работ, и для продукции фабрик художественных изделий из самых разных материалов и по самым разным ценам. Явный недостаток магазина заключается в не совсем удобном расположении (вдалеке от основных туристических маршрутов) и графике работы (галерея открыта в будни до 19.00, в субботу - до 17.00, а в воскресенье не работает вовсе).  

Впрочем, многие ремесленники отказываются сдавать свои работы в специализированные салоны из-за сложного ценообразования. "Сегодня согласно Закону "О народном искусстве, народных промыслах (ремеслах) в Республике Беларусь" люди, занимающиеся ремесленной деятельностью, имеют право, заплатив единый налог, равный одной базовой величине, торговать своими изделиями на специализированных ярмарках или сдавать работы в галереи и не платить, соответственно, подоходный налог, - рассказывает директор "Галереи ремесел "Славутасць" Елена Спиридонова. - При этом ежегодная сумма выручки не должна превышать три миллиона рублей". Путем простого арифметического действия выясняется, что гипотетический ежемесячный доход составит 250 тысяч рублей. Комментарии излишни. Если же мастер задумает сдать работы на большую сумму, в таком случае арифметика будет сложнее. "До 2009 года подоходный налог составлял 9%, а теперь - уже 12%. Значит, если автор приносит к нам свои работы, мы должны "снять" эти проценты плюс 30% торговой наценки, из которых мы платим НДС и аренду, плюс 5% местного налога, который взимает горисполком на благоустройство города, - раскрывает механизм ценообразования Елена Спиридонова. - Итого почти 50% сверх той стоимости, которую назначил автор. Хотя это не 100%, а то и все 200%, как в Москве, но там и турист немножечко другой". А ведь мастер изначально не может назначить низкую цену за свою работу. Кроме того, что ручная работа априори не может стоить дешево, производственный цикл состоит не только из творческого замысла и самого процесса его воплощения: часто нашим мастерам, особенно тем, кто занимается восстановлением редких видов ремесел, приходится самостоятельно изготавливать необходимое оборудование. Ну, а "мелкие" трудности вроде поиска помещений для мастерской знакомы многим из тех, кто пытался организовать собственное дело. К слову, во многих странах народные умельцы освобождаются от уплаты подоходного налога и арендной платы. "А у нас такое же налогообложение, как при торговле пивом или табаком. Арендная плата зашкаливает, на вокзале за квадратный метр торгового места нужно заплатить 75 евро! Не удивительно, что в Беларуси с каждым годом тает количество людей, которые занимаются прикладным искусством, - вздыхает Елена Спиридонова. - Продержаться могут те мастера, которые нашли свою нишу и у которых есть регулярные заказы. Остальные уходят в производ-ство - например, мебели или дверей".

В заключение хотелось бы обратить внимание вот на какое обстоятельство. Прекрасно выполненная авторская работа и удачно расположенная торговая точка не являются достаточными условиями для того, чтобы сувенир нашел своего туриста. К примеру, галереи "Славутыя майстры" и "Славутасць", расположенные, казалось бы, в самом центре туристического Минска - Троицком предместье, испытали на себе всю "прелесть" непродуманности туристической инфраструктуры. Несмотря на то, что в галереях можно не только купить авторские сувениры, но и увидеть мастеров за работой, организовать, например, ремесленный мастер-класс для туристов или провести традиционный свадебный обряд, принимающие иностранцев фирмы не выстраиваются в очередь.

"Троицкое предместье - "черная дыра" Минска. Если раньше сюда еще приезжали редкие туристические группы, то сегодня их нет, - утверждает Елена Спиридонова. - Во-первых, в предместье постоянно идет ремонт: то асфальт на проезжей части укладывают, то фасады красят, то тротуары мостят. Во-вторых, нет парковки. В-третьих, недостаточно маленьких уютных кафе, магазинчиков, интересных экспозиций, банальных туалетов. Неужели городу так сложно создать культурно-исторический островок в центре столицы?" Парковка возле сувенирных магазинов, меню в ресторане на английском, надписи латинским шрифтом на указателях и прочие "мелочи" - все это тот самый лес инфраструктуры гостеприимства, который не видно за деревьями Национальной программы развития туризма на какой угодно год.

https://www.traditionrolex.com/8