Татьяна ЧУДАК, фото Ирины Шпаковской и Юлии Ружечки
Лаконичная статья толкового словаря информирует, что "сувенир - художественное изделие как память о посещении каких-либо мест". На первый взгляд, все крайне элементарно: купил на курорте или на экскурсии магнит с видами окрестностей - пополнил галерею "Я там был". Вот только по прошествии некоторого времени увешанный многочисленными "притягательными" мелочами холодильник говорит о том, что его владелец чаще всего бывал в одном месте - Китайской Народной Республике. Отличающиеся названием страны или города, в остальном магниты-сувениры похожи как две капли воды - что внешним видом, что не очень художественным исполнением. Такая ли это мелочь - "изделие на память"? Что собой представляет настоящий белорусский сувенир? Какое место занимают памятные безделушки в туристической пирамиде потребностей? Ответы очевидны, но отнюдь не однозначны.
"Давайте сразу определимся - предлагает директор галереи ремесел "Славутасць" Елена Спиридонова. - Есть два вида сувениров: белорусский сувенир и vip-сувенир. Белорусский сувенир - это выполненная в традиционной технике вещица, недорогая, небольшая, транспортабельная. Vip-сувенир отличается по многим характеристикам, но в первую очередь тем, что предназначен для "особых" случаев: от юбилейных торжеств до приемов на высшем государственном уровне. Соответственно, это должна быть добротная, дорогая вещь, в авторском исполнении, не тиражная". Туристические сувениры из Беларуси ограничиваются, как правило, мелкими работами из соломки и керамики, льна и дерева - простых материалов, превращающихся в умелых руках в изящные произведения искусства. Vip-сувениры, в свою очередь, выполнены из тех же "подручных средств", но представлены уже крупными объемными скульптурами из соломки или шкатулками с лаковой миниатюрой, невесомыми чашами, изготовленными в уникальной технике сожской скани, или интерьерными керамическими композициями.
Впрочем, самое главное и в том, и в другом случае - национальный колорит, безоговорочно выделяющий любой сувенир из ряда подобных. Истина, не требующая доказательств? А как тогда объяснить "оккупацию" отечественных сувенирных развалов японскими нэцке (кто-нибудь знает славянского бога по имени Хотэй?), турецкими "синеглазками" (помнится, у белорусов немного другие средства защиты "от сглаза") или российской бижутерией (вообще без комментариев)? Создается впечатление, что на прилавках всевозможных "Городов мастеров" проще найти мейсенский фарфор, чем обварную керамику. Другая крайность - уменьшенная копия алмаза Национальной библиотеки, сувенирная тарелка с видами Минска или беловежский зубр, сделанные: в Китае! Вот с какой отрасли следовало бы начинать "крестовый поход" против импорта.
Попытки разобраться в природе разгромного счета в сувенирной игре не в пользу белорусских изделий привели к двум обобщающим выводам: качественному и количественному. Сразу стоит оговориться, что "качественный" отсылает здесь не к низкому уровню мастерства, как раз наоборот, белорусские ремесленники демонстрируют виртуозное владение техникой. "Просто наши сувениры не такие яркие и разнообразные по цвету, как китайский ширпотреб, - объясняет гончар Сергей Щербо, - но именно в этом суть наших ремесел. Мы делаем традиционные белорусские предметы, а они не могут быть "кричащими" по определению". Естественно, на фоне кислотно-розовых "соломенных" панам и ядовито-зеленых пластмассовых "флейт" скромные окарины или шляпы из некрашеной соломки растворяются, как белорусский сахар в китайском чае. Массированной атаке легкой промышленности соседних и не очень стран наши мастера могли бы ответить массовым производством аутентичных изделий декоративно-прикладного искусства, если бы не одно обстоятельство. "Существует такое понятие, как авторский тираж, - излагает теорию Елена Спиридонова, - т.е. автор может изготовить однажды придуманную вещь ограниченным количеством до 10 штук. Другое понятие - авторская тема - предполагает более значительные объемы: 100, 200 или даже 300 единиц. При этом авторская тема вовсе не означает воспроизведение "под копирку" одного и того же изделия. К примеру, мастер "изобрел" кота с характерной мордочкой или своеобразным хвостиком, но каждый раз лепит фигурку по-другому, скажем, в разных позах. Называть такой процесс поточным производством вряд ли уместно".
Так что авторская работа по умолчанию не может быть массовой, а вот производство сувениров с промышленным размахом вполне способно вытеснить иностранных конкурентов с рынка. По крайней мере, потенциал в наличии. На данный момент в ГПТО "Белхудожпромыслы" входит 19 фабрик художественных изделий, "выпускающих широкий ассортимент сувенирной продукции из лозы, дерева, соломки и льна, а также высокохудожественных швейных изделий: постельного и столового белья, оконных штор и др." Как ни печально, за штампами канцелярского языка скрываются обезличенные предметы, выполненные по единому эскизу, а значит, покупая в подарок комплект народных рушников, нельзя быть до конца уверенным, что у будущего владельца на антресолях не пылится пара-тройка аналогичных наборов. Надо сказать, что качество исполнения рушников будет на должном уровне, вот только одно поточное производство сувениров рискует в итоге ничем не отличаться от другого поточного производства. Настоящий белорусский сувенир, как и русский, и польский, и испанский, по мнению народных мастеров, должен быть с "душой", вдохнуть которую в отдельно взятое художественное изделие не так-то просто. "За каждым нашим сувениром стоит богатая история, имя мастера, - говорит Сергей Щербо, - мы ведь не просто делаем окарины или кувшины, мы сохраняем традиции. Такие сувениры всегда будут неповторимы, интересны туристу и никогда не потеряют актуальность". Не говоря уже о том, что за каждым традиционным ремеслом стоит явление народно-обрядовой культуры, и, покупая этнографический сувенир, обыкновенный турист приобретает бесценные знания другой, а часто и собственной национальной традиции.
Патриотический настрой - это, без сомнения, полезно, но есть и еще один немаловажный момент во всей новейшей сувенирной истории. В Беларуси по-прежнему нет узнаваемого, как матрешка в России или Эйфелева башня во Франции, символа, который можно было бы умножать в различных вариациях. К сожалению, когда речь заходит о предмете, а не о материале, из которого он сделан, тема разговора становится проблемой.
Дело не в том, что их - символов, достойных быть увековеченными в сувенирах, - не существует в природе. Василек, зубр, тот же "алмаз знаний", аист, Коложская церковь, "Замковый пояс" и слуцкие пояса, драники в конце концов - эта музыка может быть вечной. Загвоздка в том, что появление общенационального сувенира, выражающего саму идею Беларуси, возможно одним из двух способов. Первый - идеальный - предполагает рождение символа из духа нации. Правда, необходимое минимальное условие - четкое осознание самой национальной идеи. Увы, пока более реальным видится второй способ, а именно "насаждение" светлого образа административными методами. Жестко, но при общей пассивности белорусов лет через десять он, подобно турецкому тюльпану, будет приниматься как само собой разумеющееся. Есть еще и третий путь: все без исключения ремесленники начнут на разные лады из различных материалов производить, предположим, картофельный клубень, и включится отлаженный механизм спроса и предложения. В условиях отсутствия альтернативы туристам не останется ничего другого. Сначала, конечно, будет "неяк няёмка", а потом привыкнут. Дело-то житейское.