<p>Национальную авиакомпанию «Белавиа» без преувеличения можно назвать  главным ньюсмейкером нескольких последних недель. Заместитель  генерального директора компании по маркетингу и внешнеэкономической  деятельности Игорь Чергинец рассказал «ТиО» о «зеленых» самолетах  Embraer и новом бизнес-классе, а также о том, как перевозчик собирается  отвечать на вызовы постоянно меняющегося рынка пассажирских  авиаперевозок.</p>

Людмила Бендетович

Cпециалист по туризму

г. Минск ул. Ульяновская 29

Людмила Бендетович
Cпециалист по туризму
г. Минск ул. Ульяновская 29

Национальную авиакомпанию «Белавиа» без преувеличения можно назвать главным ньюсмейкером нескольких последних недель. Заместитель генерального директора компании по маркетингу и внешнеэкономической деятельности Игорь Чергинец рассказал «ТиО» о «зеленых» самолетах Embraer и новом бизнес-классе, а также о том, как перевозчик собирается отвечать на вызовы постоянно меняющегося рынка пассажирских авиаперевозок.

IMG_8153-(2) – Игорь Николаевич, приобретение авиакомпанией «Белавиа» новых Embraer – пожалуй, главная новость последних дней, хотя самолеты прилетят в Беларусь нескоро – только осенью 2012 года…

– С точки зрения обывателя, год – это, как вы сказали, нескоро. С точки зрения нашего бизнеса и процесса производства самолетов, этот срок – фантастика. На производство самолета с момента подписания контракта тратится в среднем от трех до восьми лет. У нас после заказа пройдет чуть меньше года. Я бы сказал, что такое стечение обстоятельств – это чудо. У меня нет точной информации, но я предполагаю, что кто-то просто отказался от этих самолетов. Авиакомпании банкротятся, финансовое положение вынуждает их отказываться от самолетов, которые уже заказаны. Скорее всего здесь произошло что-то подобное, но это top secret, никто об этом не скажет никогда.

– Значит ли это, что у «Белавиа», которая смогла заказать два новых самолета, все в порядке?

– Да. Это логично: если бы дела шли плохо, этого бы не произошло. До этого момента «Белавиа» не заказывала вообще новых самолетов не потому, что мы не хотели, а потому что не позволяло наше финансовое состояние. Заключение контракта сегодня говорит о том, что положение постепенно становится лучше, и в эту секунду мы можем себе это позволить. На недавней пресс-конференции Анатолий Николаевич Гусаров рассказал, что мы уже смотрим и на Embraer-190, и на Embraer-195 – самый большой самолет этой серии. Все говорит о том, что мы достаточно оптимистично настроены, планируем расти и финансово, и количественно, то есть перевозить больше пассажиров.

– На каких маршрутах будут эксплуатироваться новые самолеты?

– Мы отказываемся от концепции моносалона: в новых самолетах будет 12 мест в огромном выделенном бизнес-классе с широкими, красивыми, удобными креслами. Уровень сервиса там будет выше, чем сейчас, поэтому в первую очередь мы будем использовать Embraer на тех направлениях, где уже сложились потоки пассажиров бизнес-класса. Пока это в основном рейсы Минск – Москва, но и на европейские маршруты, конечно, будем ставить.

– Кроме покупки новых самолетов, каких еще результатов добилась «Бел-авиа» в этом году? Можно ли говорить об итогах, к примеру, летнего сезона?

– Уже можно говорить о том, что этот год для нас – очень хороший. Хотя если честно, я не до конца удовлетворен предварительными итогами: мы могли получить гораздо больше пассажиров и, соответственно, гораздо больше денег.

Мы однозначно перевезем по итогам года меньше пассажиров на чартерных рейсах: и количество рейсов уменьшилось, и количество кресел. В прошлом году мы чаще использовали Ту-154 для чартерных перевозок, а в этом году заказчики, наблюдая снижение спроса, просили менять Ту-154 на «Боинги» поменьше. Если бы тенденция роста сохранялась, мы перевезли бы на 15–20% больше пассажиров только на чартерных рейсах. Меньше пассажиров из Беларуси летает и регулярными рейсами. Себе и национальному аэропорту «Минск» мы можем поставить в заслугу то, что не уменьшается общее количество пассажиров: мы «добираем» их на третьих рынках.

– Получается, решение развивать транзитные потоки было верным?

– Безусловно. Более того, я считаю, что ведущая роль в этом процессе принадлежит «Белавиа» как базовому перевозчику. Мы объясняем администрации аэропорта и авиационным властям, что, кроме нас, здесь и сейчас национальный аэропорт «Минск» как транзитный пункт не интересен никому. Это не мы изобрели – такая ситуация везде. Когда аэропорт развивается до определенных масштабов, он начинает, как пылесос, «втягивать» различные компании, но организует основной транзит и создает так называемый хаб в первую очередь базовый перевозчик.

Здесь необходимо регулирование. Если мы позволим бесконтрольно летать в любых количествах Lufthansa, к примеру, то «Белавиа» не получит новые маршруты в Европу: они нас «забьют» своей частотой и своими возможностями. В определенном смысле они уже этим занимаются: тариф Lufthansa на маршруте Минск – Франкфурт – Минск составляет 30 евро – это то, что зарабатывает авиакомпания, без учета аэропортовых и топливных сборов. Это четкая политика, отработанная десятилетиями: они пытаются завладеть рынком, чтобы властвовать единолично или по крайней мере занимать гораздо больший сегмент.

В Евросоюзе небо открыто только для перевозчиков Евросоюза, а для перевозчиков третьих стран – закрыто, и точно так же идет торговля. Получается вроде бы и демократия, и рынок, однако есть и регулирование. Все занимаются регулированием, точнее – все, кто думает.

– Планирует ли «Белавиа» расширять сеть маршрутов, чтобы увеличивать объемы транзитных перевозок?

– Скорее всего мы притормозим открытие новых направлений: на следующий год запланирован Новосибирск, и пока на этом все. Мы постараемся увеличить частотность выполнения рейсов, чтобы рейсы в Париж, Милан, Амстердам и Берлин стали если не ежедневными, то выполнялись бы минимум пять раз в неделю.

– Расширение флота и увеличение частоты полетов – важные условия для развития бюджетной модели авиа-перевозок. Почти одновременно с новостью о покупке самолетов стало известно, что «Белавиа» собирается применять такую модель. Чем вызваны подобные перемены?

– Рынок меняется. Может быть, мы и дальше оставались бы нормальной компанией со стандартной бизнес-моделью. Я не видел никаких условий для того, чтобы «Белавиа» стала лоу-костером. Недавние российские события только подтвердили, что мы должны подождать. Кроме того, есть глобальные геополитические вопросы. К примеру, при существующих визовых отношениях с Европой применение здесь модели лоу-кост приведет к закрытию авиакомпании. Это не означает, что мы не готовы, скорее ситуация не созрела. Если поинтересоваться у Rynair или easyJet, хотят ли они летать в город Минск, то ответ, я думаю, будет «нет».

Тем не менее сейчас мы отчетливо видим, что надо поменять свою бизнес-модель, если хотим выжить в этом процессе, конкурировать и развивать сеть маршрутов в Европе и СНГ. Выбор в пользу создания гибридной компании, я думаю, правильное решение.

– Гибридная модель – довольно рискованная, и чтобы добиться успеха, нужен, к примеру, постоянный рост пассажиропотока…

– Рискованно оставаться в том состоянии, в котором мы пребывали до последнего времени. Что касается дальнейшего роста количества пассажиров, то здесь краеугольный камень – как раз транзитные перевозки через Минск. Кроме тщеславия, транзитные пассажиры дают возможность «Белавиа» содержать прямые рейсы на некоторых направлениях. До сих пор маршрут Минск – Тегеран сам по себе экономически нецелесообразен: нет пока необходимого для круглогодичного рейса количества «прямых» пассажиров, но за счет транзитных пассажиров мы этот рейс более-менее наполняем.

К сожалению, до хаба нам еще, как до Луны. Транзит должен стать ежедневной головной болью для всех: авиакомпании, аэропорта, авиационных властей. Схема полетов «из точки в точку» имеет свои пределы: количество граждан, которые проживают на этой территории, в первую очередь; далее – их благосостояние. Если я не могу заработать на белорусах, надо найти людей, готовых платить. Точнее, мы нашли таких людей и уже пользуемся их деньгами, просто хотим, чтобы транзитных пассажиров было больше.

Беседовала Татьяна ЧУДАК