В Витебске, на родине Шагала, - архитектурный переворот: столицу "Славянского базара" перестраивают в стиле барокко
Виктор КОРБУТ
Полсотни метров в высоту и ненамного меньше в ширину - крупнее Успенского собора вряд ли найдешь в Беларуси церковь. Итальянский зодчий Фонтани строил ее почти полвека - всю вторую половину XVIII столетия. За это время в облике храма барокко успело раствориться в классицизме. Взорвали собор в 1936 году. Руководил "операцией" начальник штаба отдель-ного саперного батальона Западного военного округа Петр Григоренко.
В 1977 году, эмигрировав на Запад, генерал Григоренко вспоминал: "Я рассчитал, что если правильно расположить шпуры и верно произвести забивку, то здание не взлетает, а оседает и рассыпается. Я пошел прямо в церковь, чтобы прикинуть на месте, как это может получиться. Оказалось, что церковь оборудована как действующая: иконы, алтарь, подсвечники - все на месте... Ровно полтора месяца ушло на подготовку взрыва. Храм просто осел, издав протяжный стон, и превратился в груду кирпичей. Люди еще долго разбирали их на свои нужды...". В 1998 году патриарх Московский и Всея Руси Алексий II освятил место бывшего храма и благословил его восстановление. И вот уже блестят золотом купола собора, мерцают их отражения на водной глади неспокойной Двины...
Воскресенская церковь, возвышающаяся с недавних пор рядом с ратушей, полностью оправдывает свое название. Вот ее величественная и трагическая история:
В 1775 году, когда "Воскресенка", как прозвали ее в народе, появилась на витебском "рынке" - торговой площади, город принадлежал России. А храмом владели греко-католики, как и всеми прочими церквями по левую руку от ратуши; по правую же руку высились римско-католические костелы. Православных в городе почти не было. Поэтому ничего удивительного, что архитектура Витебска того времени так схожа с силуэтами западноевропейских городов.
"Как гиганты, стоят они между частными зданиями. Фасады принадлежат к итальянской архитектуре. Вкус греческий смешан с готическими формами. Эта архитектура мне чрезвычайно нравится, и я не могу налюбоваться", - делился своими впечатлениями о витебских церквах и костелах в начале XIX века один из путешественников. 28 храмов в начале XIX века блистали куполами на берегах Двины.
"Воскресенка" была самая изящная из всех не только в Витебске, но, может, во всей Беларуси, - утверждает знаток отечественного зодчества доктор искусствоведения Тамара Габрусь. И было бы странно, если бы о церкви не сложили легенду. Она очень напоминает предание о том, как Наполеон хотел перенести по кирпичику из Вильнюса в Париж костел Святой Анны. Витебскую церковь, в которую он также якобы влюбился, Бонапарт не стал грабить, но и не пожалел - превратил в лазарет...
Что заставило городские власти в 30-е годы ХХ века снести этот шедевр барокко, не может объяснить даже витебский историк архитектуры Инна Абрамова. По ее словам, в архиве не сохранились документы с именами заказчиков "разбора" храма. За прошедшее с тех довоенных лет время на месте церкви не появилось ни нового здания, ни даже клумбы. Свято место пустовало. Но вот случилось чудо - и храм воскрес: около десяти лет его поднимали из руин уже под православными крестами, которые теперь возвышаются над городом на высоте 37 метров. 10 июля, в день открытия XVIII Международного фестиваля "Славянский базар в Витебске" впервые зазвонили колокола восстановленной церкви. Возрожденная церковь ожила после многолетнего молчания.
Витебский Старый город сохранился плохо - война, а еще больше атеистическая борьба оставили тут много следов. С противоположной от ратуши стороны улицы некогда высились костелы бернардинцев и иезуитов. На месте бернардинского, в честь святого Антония Падуанского, теперь фонтан с русалками. Желтые стены, увенчанные двумя массивными колокольнями, - храм Антония Падуанского походил на крепкого, широкоплечего барина. Полумрак, ряды скамей, полукруг огоньков на престоле и приглушенно плавная мелодия, льющаяся сверху. Таким запомнился костел Ивану Бунину, побывавшему здесь еще до революции: "Как потряс меня орган, когда я впервые (в юношеские годы) вошел в костел, хотя это был всего навсего костел в Витебске! Мне показалось тогда, что нет на земле более дивных звуков, чем эти грозные, скрежещущие раскаты, гул и громы, среди которых и наперекор которым вопиют и ликуют в разверстых небесах ангельские гласы". Тогда же Бунин сказал свою знаменитую фразу о Витебске: "Город древний и нерусский".
Еще недавно Витебск считался образцовым, "молодым" советским городом. В нем почти ничто не напоминало о былых, "дореволюционных" шагаловских, бунинских временах. Но теперь столица Подвинья стала вновь узнаваема на старинных открытках. Все возвращается на круги своя...