https://www.traditionrolex.com/8
<p><strong>Республиканскому Союзу туристических организаций исполнилось 7 лет</strong></p>
<p>9 июля 2002 года в Министерстве юстиции было официально зарегистрировано новое общественное объединение - Белорусский союз туристических организаций. Согласно нашумевшему тремя годами позже Указу Президента Республики Беларусь "О дополнительных мерах по упорядочению использования слов "национальный" и "белорусский" молодой союз заменил первое слово в названии на "республиканский".</p>

Республиканскому Союзу туристических организаций исполнилось 7 лет


9 июля 2002 года в Министерстве юстиции было официально зарегистрировано новое общественное объединение - Белорусский союз туристических организаций. Согласно нашумевшему тремя годами позже Указу Президента Республики Беларусь "О дополнительных мерах по упорядочению использования слов "национальный" и "белорусский" молодой союз заменил первое слово в названии на "республиканский". Впрочем, суть от этого не изменилась: БСТО или РСТО, союз всегда был и остается сегодня добровольным объединением коммерческих организаций, действующим в целях защиты профессиональных интересов и прав тех, кто осуществляет туристическую деятельность в Республике Беларусь.

"Пусть это прозвучит нескромно, но именно я предложил коллегам идею организации, которая стояла бы на страже интересов туристической отрасли в целом", - рассказывает руководитель компании "Внешинтурист" Владимир Маковский, который стал первым председателем правления новоявленного союза. Помимо "Внешинтуриста" у истоков организации стояли крупнейшие туристические предприятия - "АлатанТур", "Сакуб", "Санни Трэвел" и "СМОК Травел". "Конечно, все компании, составившие ядро будущего союза, были конкурентами, - продолжает Владимир Маковский, - но в то же время это были равновесные, равнозначные фирмы с крупными оборотами, у которых без труда нашлись общие интересы. К тому же на начальном этапе гораздо проще договориться небольшому количеству участников". Однако, как показала практика, для коллег, которых не пригласили на первые собрания будущего объединения, эти же аргументы означали прямо противоположное: крупнейшие игроки рынка объединяются для защиты не корпоративных интересов, а сугубо личных целей монополизации рынка и лоббирования собственных коммерческих интересов. От офиса к офису бродили слухи о скорых слияниях и поглощениях, и с целью обороны была создана альтернативная Ассоциация туристических фирм при БСПН им. М. Ку-нявского. "Действительно, поначалу к нам относились весьма и весьма настороженно, - вспоминает Владимир Маковский, - даже боялись, что, принимая участие в деятельности нашего союза, помогают создавать некоего монстра. И лишь со временем пришло понимание, что нельзя отстаивать интересы пяти или десяти "избранных", оставляя за бортом остальные фирмы".

В самом деле, за семь лет работы РСТО никогда не делил белорусские туркомпании на крупные, средние или мелкие, принимая на "борт", подобно деду Мазаю, всех "зайцев" без исключения. По самым последним данным, в РСТО входит 28 "союзников", среди которых 21 являются действительными членами, имеющими право решающего голоса, еще 7 фирм - ассоциированные члены с правом совещательного голоса. Региональных турагентств в союзе пока два - "Визит-Тур" из Бобруйска и "Кобзар" из Витебска. Сложно сказать, достаточно ли РСТО представительства примерно в одну тридцать пятую часть общего числа туристических организаций, чтобы говорить от имени всего отечественного турбизнеса, или следует задуматься о привлечении большего количества тех же областных или районных турагентств. А может, в принципе, таких союзов должно быть больше и разных? Хороший вопрос, вот только ответы на него, какими разумными они ни казались бы, запросто могут разбиться о суровую реальность турбизнеса. Дело даже не в особенности менталитета или уникальных приемах работы, скорее речь идет об ограниченном пространстве туристической сферы. Сейчас в Беларуси лицензию на оказание туристических услуг формально имеют около тысячи предприятий, включая, к примеру, автобазу Минкультуры или охотничьи хозяйства. Реально туризмом занимается гораздо меньше фирм. Если каждые тридцать из них начнут объединяться в различные блоки и унии, лоббирование отраслевых интересов рискует трансформироваться в передел сфер влияния. Кто в таком случае будет отстаивать честь и достоинство белорусского туризма, а также приемлемые условия работы белорусских же турфирм, непонятно. Пока решением этих, как и многих других, проблем успешно занимается РСТО, объединение турфирм в Беларуси, которое не только не рассыпалось после нескольких лет существования, но и со временем превратилось в действующую боевую единицу. Результаты семилетней работы - отмена обязательной сертификации, уменьшение налога на туристические услуги в Минске до 5% и многие другие. Тем не менее, по заявлениям руководства РСТО, союз отнюдь не претендует на роль "высшей инстанции" и готов к любым видам сотрудничества, будь то союзники в лице новых членов или других объединений, преследующих аналогичные цели. К слову, появляющиеся на белорусском игровом поле фигуры все чаще начинают свою работу именно с присоединения к "блоку" РСТО. Так, компания "Кандагар" не только заявила о намерении стать членом союза, но и с ходу предложила организовать трехстороннюю встречу коллег из Беларуси, России и Украины на осенней киевской выставке, чтобы обсудить актуальные вопросы. Бюро путешествий "22 ПАРАЛЛЕЛЬ", едва получив лицензию, сразу заявило о намерении стать полноправным членом РСТО. "Для меня это естественное решение, - делится директор бюро Инна Масленникова, - долгие годы я была членом правления, а до этого инициировала вступление в союз предприятия, где я в то время работала. Самое главное преимущество, которое дает член-ство в РСТО, заключается в возможности консолидированно принимать взвешенные решения. Как известно, один в поле не воин, и разрозненные мнения часто остаются незамеченными и ни на что не влияют. Кроме всего прочего, в РСТО часто решается и ряд коммерческих вопросов, касающихся, например, чартерных программ".

Нынешние заботы союза - работа над поправками в законопроект "Об изменении и дополнении в Закон Республики Беларусь "О туризме" и, кажется, уже бесконечная борьба за снижение коэффициента арендной платы для турфирм и такое же бесконечное сражение за дешевый "шенген" для туристов. РСТО не собирается останавливаться в развитии. По примеру российского подобного объединения, белорусский союз планирует привлечь в свои ряды представителей страховых компаний, гостиничного бизнеса, транспортных предприятий и других представителей многогранной инфраструктуры индустрии туризма, создав при этом двухпалатную систему представительства турфирм. Одним словом, следующая семилетка работы Республиканского союза туристических организаций обещает быть не менее насыщенной и продуктивной.

https://www.traditionrolex.com/8