https://www.traditionrolex.com/8
<p>Заочно с этим человеком знакомы сотни тысяч людей – все те, кто держал в руках нарисованные им карты. Если бы на этих картах печатали фотографию художника, известности Рубена Атояна позавидовали бы иные звезды шоу-бизнеса. Но такая шумиха ни к чему человеку, которому вот уже много лет удается с удивительной скромностью носить звание уникального картографа. В его картографической «копилке» – карты Берлина, Астаны, Еревана, многих белорусских городов и конечно же Минск, рисовать который он начал еще в 1993 году.</p>

ks1 Заочно с этим человеком знакомы сотни тысяч людей – все те, кто держал в руках нарисованные им карты. Если бы на этих картах печатали фотографию художника, известности Рубена Атояна позавидовали бы иные звезды шоу-бизнеса. Но такая шумиха ни к чему человеку, которому вот уже много лет удается с удивительной скромностью носить звание уникального картографа. В его картографической «копилке» – карты Берлина, Астаны, Еревана, многих белорусских городов и конечно же Минск, рисовать который он начал еще в 1993 году.

– Ваш художественный «роман» с белорусской столицей длится уже очень много лет…

Да, когда-то я пообещал нарисовать ее полностью – и потом пожалел (смеется). Конечно, с одной стороны, это очень тяжелая работа для одного человека, но, с другой, мне приятно видеть свою карту в каждом киоске города, приятно, что кому-то она полезна. Мне рассказывали, что, когда на игры БАТЭ приезжали болельщики из других стран, они практически раскупили эту карту на вокзале. Иногда в книжном магазине вижу, как ее кто-то покупает – и для меня это как получить отклик на свою работу. А это для всех художников очень важно.

– У вас есть любимый – на карте Минска?

ks4

Вы знаете, первое стремление человека, который живет в Минске и взял эту карту в руки, – найти свой дом. А я хочу свой дом наконец-то нарисовать (смеется). Меня все дальше тянет в сторону Уручья, так что в издательстве приходится остужать это рвение – карта должна расширяться и в другие стороны. К чемпионату по хоккею в 2014 году я хотел бы нарисовать проспект Победителей и Минск-Арену, чтобы туристам было проще ориентироваться. Возникла идея подготовить к этому событию зимний вариант карты, с сугробами и заснеженными домами – похожую работу я уже делал для Астаны. Но, если честно, я не могу очень долго работать только над картой Минска – это утомляет. В работе картографа на самом деле нет никакой романтики, это тысячи часов работы за столом, с лупой в руках. Иногда приходится сменять деятельность: либо браться за другую карту, либо начинать работу над статьями и книгами – я параллельно пишу 4 книги, но, к сожалению, не могу посвящать этому занятию много времени. Как-то так получается, что чем старше ты становишься, тем больше планов у тебя появляется, тем больше идей ты хочешь реализовать, и времени соответственно становится куда меньше, чем еще 10 лет назад. Я давно забыл, что такое телевизор.

– И что сейчас числится в ваших планах?

Я очень хочу организовать выставку своих работ, посвященных Беларуси. Пока мне не хватает только карты-панорамы Витебска, чтобы представить нарисованными все областные центры страны. Как только эта работа будет сделана, можно будет с легкой душой организовывать выставку. Кроме белорусских работ, которых у меня больше 20-ти, хотелось бы показать людям и другие мои карты: к примеру, Берлин, Ереван. Очень хотелось бы до выставки издать каталог своих работ – когда я говорю, что их у меня уже около ста, многие не верят (улыбается). Но главное все-таки выставка – мечтаю показать людям, как создаются такие карты, мечтаю выставить свои черновики. Ведь по технологии это полностью ручная работа. Помню, однажды мне посчастливилось попасть на франкфуртскую книжную ярмарку, и там ко мне подошли руководители предприятия Bollman Bildkarten Verlag, которое много лет специализируется на издании рисованных карт. Я до этого видел их карты – они очень хорошего качества, красиво вычерченные, только в большинстве своем черно-белые, а не цветные. Потом я узнал технологию их изготовления: оказывается, это очень крупное издательство, в штате которого почти 20 человек с архитектурным образованием. Кроме того, у этой фирмы есть свой собственный самолет, с помощью которого проводят подробную аэросъемку города. Уже потом на основе этого материала сотрудники рисуют карту, каждый человек – свой кусочек. Получившееся огромное полотнище, примерно 3 на 4 метра, в итоге уменьшается до нужных размеров. Я же никогда не работал в увеличенном формате: я сразу рисую карту в миниатюре, а потом вручную ее раскрашиваю. Вот в это почему-то другим поверить трудно: большинство людей думает, что мои карты тоже как-то собираются из отдельных рисунков, что они изначально больше по размерам и так далее. Хотелось бы их разубедить (смеется). А еще мне хотелось бы после этой выставки подарить городам, которые я нарисовал, их панорамные карты.

ks2 – Расскажите, пожалуйста, подробнее об этой идее…

Ну, родилась она достаточно недавно. Сейчас в издательстве «Рифтур» готовится к изданию панорамная карта Бреста, и после ее выхода в свет я хотел бы передать городу точную копию оригинала этой карты. С удовольствием передал бы сразу оригинал, причем не только Бресту, но, боюсь, потом проблематично будет собрать их на выставку. Оригиналы карт и, возможно, какие-то черновые наброски я бы с удовольствием передал музеям белорусских городов после выставки. Тем более, что рисовал я в основном города-музеи, и мне кажется, там будут рады получить собственную карту в качестве музейного экспоната.

– Каково это – в эпоху спутников и современных технологий рисовать карты по методу существовавшему в Средние века?

Я не отгораживаюсь от современных технологий, хотя и использую их очень выборочно. Так, например, саму карту я никогда не рисую с помощью компьютера – вручную это делается гораздо быстрее. На первом этапе работы, когда нужно собирать информацию, мне сейчас помогает фотоаппарат. Раньше много фотографировать не получалось – слишком большие суммы уходили бы на пленку. Сейчас цифровые технологии полностью решили эту проблему. Впрочем, так же, как и раньше, собирая материал, я зарисовываю дома и на бумаге. Мне нравятся новые сервисы в интернете, благодаря которым можно посмотреть снимки городов, сделанные со спутника. Для картографа это очень удобно, и я с удовольствием использую их в работе, могу зайти и посмотреть какое-то здание. Недавно на одном из сайтов обновилась карта Минска, и я думаю с ее помощью переделать какие-то детали в своей карте – например, более точно расположить деревья в скверах.

– Вы известны своей тщательностью: бывает, что на карте вы рисуете даже точное количество окон…

Конечно, это зависит от масштаба карты. В случае с картой Минска, где здания изображены миниатюрно, мне хотя бы передать этажность домов – и то хорошо. Но, например, когда мне нужно было нарисовать центр Гданьска – территорию 500 на 500 метров, я мог проработать каждое здание. И тут уже не только окна рисовались, но и барельефы на стенах, и лавочки, и деревья рядом с ними – если елочка растет, то и на карте-панораме елочка. Точность – это мой конек, для меня она важна. Я уже очень долго рисую карту Потсдама, лет 8, наверное, просто для себя. И мне однажды попалась очень красивая карта этого города – я коллекционирую панорамы, мне их друзья привозят, откуда только могут. И когда я к этой карте присмотрелся – увидел, что она выдуманная. Например, на фасаде какого-нибудь дома появились дополнительные окна, лепнина, которых, на самом деле, не существует – просто для красоты «сочинили». Мне такой подход не нравится. Я в принципе свою работу с чужими сравниваю очень ревностно, хотя иногда это сложно – слишком отличаются технологии. Но я очень рад, когда это действительно хорошая работа, хотя и халтура встречается нередко – как коллекционер я собираю все без исключения, даже пиратские версии собственных карт (смеется). Раньше рисующих картографов было совсем немного, сейчас они снова начали появляться, с некоторыми из них я даже знаком лично. Наверное, сейчас картография решила отдать дань ретро-стилю. Мне, например, очень нравятся работы чешского картографа, который рисует свои карты масляными красками. Правда, он тоже сразу создает большое полотно и только потом – карту, зато его работам не отказать в живописности. А вот карты немецкого издательства, о котором я уже рассказывал, несмотря на свою точность, несколько «суховаты» из-за своей техничности, в них нет особой души.

– Для того чтобы собрать материал для карты, вам приходится в другом городе несколько дней жить, изучать каждый закоулок. Скажите, Вы чувствуете себя при этом туристом или такое погружение в город делает из вас на время полноправного жителя?

Я всегда чувствую себя туристом – мне в принципе нравится это ощущение. Я знаю много людей, которые не любят ходить на экскурсии, не выносят быть с группой, а я все это обожаю. Не знаю почему, наверное, просто люблю быть туристом, для меня это родное чувство. Когда я еще жил в Армении, то летом с друзьями каждые выходные уезжал в горы, в походы. Мне даже выглядеть нравится, как турист, мне не хочется прикидываться местным, как это бывает, да и кого я могу обмануть со своим фотоаппаратом (улыбается)?

Беседовала Ирина ШПАКОВСКАЯ

https://www.traditionrolex.com/8