https://www.traditionrolex.com/8
<p>Дозвониться этому человеку сейчас - большая удача. Мне она сразу улыбнулась, а вот на следующий день, когда нужно было подтвердить время нашей встречи, - уже нет. Прямой номер Сергея Шахнюка или был занят, или не отвечал. Девушка, которой я периодически звонила с просьбой найти Сергея, с сожалением отвечала, что он только что вышел. И она нисколько не обманывала - просто для Сергея Шахнюка началось время жизни по принципу "первым делом, первым делом самолеты..."</p>

chahnuk Дозвониться этому человеку сейчас - большая удача. Мне она сразу улыбнулась, а вот на следующий день, когда нужно было подтвердить время нашей встречи, - уже нет. Прямой номер Сергея Шахнюка или был занят, или не отвечал. Девушка, которой я периодически звонила с просьбой найти Сергея, с сожалением отвечала, что он только что вышел. И она нисколько не обманывала - просто для Сергея Шахнюка началось время жизни по принципу "первым делом, первым делом самолеты..."

Без небольшой предыстории и периодических ремарок картина нашей беседы будет выглядеть неполной. Было шесть вечера, когда я толкнула дверь офиса компании "АэроБелСервис" и оторопела: все без исключения столы еще заняты, "градус" рабочей атмосферы и не думал спадать. "А, из газеты? Присаживайтесь", - сказал Сергей Шахнюк, устало посмотрев в мою сторону. "Здесь? - с плохо скрытым ужасом сказала я - интервью ускользало прямо из рук. - Здесь так сумбурно:" "Ну, хорошо, давайте выйдем куда-нибудь, проветрюсь немного, за день еще ни разу не был на улице".

- Судя по тому, как сложно вам дозвониться, начались горячие деньки...

- Начались? Что вы! Да они такие уже давно, с весны. Вот вы не могли меня поймать, а представьте, сколько пассажиров мне каждый день не дозванивается? Со временем для интервью вы, конечно, "подгадали", но раз уж я согласился на встречу, а вы еще целый день пытались дозвониться, отказаться я уже не мог. Итак, что же вы хотите узнать?

- Первый вопрос достаточно предсказуемый: как вы связали себя с туризмом?

- На самом деле, с туризмом связываться я не собирался. Так получилось, что я однажды связал себя с авиацией, и тогда не задумывался, к чему это может привести. Я никогда не считал и не считаю себя работником туристической сферы, хотя с ней связан очень давно. Ведь, по сути, мне никогда не приходилось заниматься собственно турбизнесом, продавать какие-то туры и выполнять другую туристическую работу. Я всегда был не в этом, а  около этого, и моей задачей была организация перелетов. Коллеги в шутку называют меня начальником транспортного цеха, и сам себя я считаю скорее службой обеспечения, чем работником туристической сферы.

- Как вы попали в авиацию?

- О, это долгая история. На 5 курсе БГЭУ я нашел себе место для преддипломной практики - тогда студенты сами еще должны были ее искать - в авиакомпании Belair. Когда моя практика закончилась, мне сообщили, что, в принципе, не против взять на работу меня и мою неплохо соображающую голову. Но поставили при этом очень интересное условие. Свою дипломную работу мне нужно было написать и защитить по авиации. Я подумал: "А почему бы и нет?" Пришел на факультет и сказал, что хочу писать диплом по экономике авиации. Времена тогда были достаточно смутные, так что в итоге мне сказали, что делать я, конечно, могу все, что хочу, вот только никто не представлял, как я буду это защищать. Но я даже вошел во вкус - переворошил кучу источников, нашел в библиотеке имени Ленина какие-то материалы Рижского института гражданской авиации и пришел на защиту с теоретическим трудом почти на 115 листов. Увесистая такая пачка была, нужно сказать. Естественно, что защитился успешно, мне даже никто не задавал вопросов - поставили 5 баллов и отпустили из БГЭУ с красным дипломом.

- А в туризм в итоге как угодили?

- Вляпался! (смеется). В компании Belair через некоторое время я стал начальником чартерного отдела. Вначале занимался организацией грузовых рейсов, а потом ко мне начали приходить турфирмы и просить поставить рейс. Сегодня я с полным правом могу сказать, что когда-то стоял у истоков чартерных программ в Болгарию, поначалу настоящего ужаса, когда в самолет на 60 кресел впихивалось 90 человек. Помогал поднимать самолеты и в Италию, по детским программам. С турфирмой "Гулливер", которая занимается организацией итальянских чартеров и сегодня, сохранились очень дружеские отношения. Через какое-то время грузовой самолет Belair потерпел крушение в Сараево, и компания, исчерпав себя, перестала существовать. Тогда ко мне обратилась компания "Аэротур" - они как раз искали человека, который бы не падал в обморок при слове "чартер". Их прежний специалист тогда как раз уходил, и срочно нужна была замена. Так я оказался со стороны заказчика, а не исполнителя, и теперь уже сам ходил и просил организовать какие-то рейсы. Примерно по такому же сценарию я попал потом и в компанию "АэроБелСервис".

- Есть ли в Беларуси еще специалисты вашего уровня?

- Есть специалисты моего профиля, моего уровня специалистов нет. И дело даже не в том, что должностью "координатор чартерных программ" не может похвастаться ни одна другая турфирма. Дело в том, что я все делаю сам, все до одного рейсы компании "АэроБелСервис" проходят через меня, это тысячи человек. Для примера, в компании "Аэротрэвел" есть люди, которые занимаются организацией чартерных рейсов, но при этом каждый из них курирует одно свое направление.

- Как сейчас растет в Беларуси рынок чартерных перевозок?

- Сравните сами: первый чартер в Болгарию летал 1 раз в 10 дней, а сегодня это уже 5 самолетов в неделю. Когда я только пришел в "АэроБелСервис" в свой первый сезон, я выполнил достаточно большой объем работы - 93 рейса. Но в этом сезоне их будет уже 230 - вот вам и ответ, как прирастает рынок. Наверное, белорусам нравится отдыхать за границей, если наблюдается такой рост. С другой стороны, и перелеты стали доступнее. Когда чартерные программы только начинались, билет стоил порядка двухсот долларов. На тот момент это были приличные деньги: если ты столько зарабатывал в месяц, то считался богачом. Сейчас билет стоит 180 евро, это порядка 230 долларов, но сегодня такому размеру зарплаты можно только посочувствовать. Каждый год мы ставим больше рейсов и боимся, что они улетят полупустыми. И каждый год вдруг откуда-то берутся люди, которые раскупают все.

- Неужели это справедливо даже для времени кризиса?

- В этом году по поводу кризиса были определенные опасения, но в итоге мы были просто шокированы спросом, с которым столкнулись. По сравнению с прошлым сезоном, он вырос примерно раза в три! Туры на май почти полностью раскупили на весенней туристической выставке, к концу апреля был продан и июнь. Кроме того, апрельские продажи были весьма глубокими - вплоть до августа. Клиенты в этом сезоне вдруг осознали, что раннее бронирование - это на самом деле приличная экономия бюджета. И то, что творилось вплоть до 30 апреля, иначе как сумасшедшим домом не назовешь - в день оформлялось по 200-300 билетов, девочки-кассиры чуть не плакали. Мы распродали тогда процентов 70-80 того, что предлагали. 15 мая я понял, что на Бургас нужно ставить еще один самолет, и это при том, что по средам и субботам у нас уже стояли рейсы в Бургас и Варну - итого 4 самолета в неделю! Так что сейчас суббота для меня - особенно тяжелый день: 5 самолетов, по одному рейсу летит в Барселону и Измир, а три остальные - в Болгарию.

- А ведь именно по поводу Болгарии сомневались больше всего?

- Да, в начале сезона все были очень настороженны, работать по жестким блокам по Болгарии никто не хотел. Дело в том, что в прошлом сезоне некоторые турфирмы потеряли из-за этой системы деньги. Поэтому мы решили построить свою работу по принципу мягких блоков, когда турфирмы не несут денежной ответственности, если самолет не заполняется. Но рынок повел себя непредсказуемо - Болгария начала продаваться очень активно! И тут турфирмы начали приходить с бумагами: вот у нас договор на 15 мест. Хотя я абсолютно уверен, что если бы ситуация сложилась обратным образом, никто бы даже не появился. Из-за того, что в этом сезоне на болгарском направлении идет работа по системе мягких блоков, я сейчас больше всего нервов и сил убиваю на эту страну. Мы словно вернулись на 5 лет назад: отсутствие жестких блоков развязало турфирмам руки, они с радостью продают туры в Болгарию, но не всегда способны нормально проследить и организовать возвраты людей. Для крупных компаний, где есть системы внутреннего учета "Мастер-тур", это не проблема: они забивают информацию, когда человек улетает и когда прилетает, и не путаются. Но в мелких турфирмах такой автоматизации нет, и велика опасность, что какой-то рейс будет перепродан или людей не учтут. Ни по одному другому направлению нет такого, потому что все остальные рейсы - это жесткие блоки, по которым турфирмы работают четко, а моя задача - только отслеживать, что продано, а что нет. Но Болгария в нынешнем сезоне - это просто нецивилизованное направление какое-то, страшный сон. Кстати, для справки, за время пока мы разговариваем, мне позвонили 13 раз (смеется).

- Если случается перепродажа, кто в итоге оказывается виноват?

- Конечно, я. И это, наверное, даже внутреннее ощущение. Если проблема вдруг возникла и какие-то люди не могут улететь, моя первоочередная задача - решить это проблему. И только потом настанет время разбираться, кто стал причиной сбоя - я, турфирма или третье лицо. Например, один из последних случаев - два человека не смогли улететь из Турции, их не было в списках. Как оказалось потом, в дату обратного вылета по ошибке внесли одну дополнительную точку, и компьютер их не распознал. Так что, мне теперь ногами бить студентку-практикантку, которая сделала опечатку? Надо прежде всего решить проблему возврата людей. За что я уважаю "Белавиа" - они всегда идут навстречу в таких случаях. Да и вообще стараются работать очень гибко, даже по типам самолетов: к примеру, сегодня мы просим "Боинг", завтра уже Ту-154, и они как-то справляются.

- Скоро ли критическая точка, когда вы поймете, что один все не осилите?

- Этот сезон и есть критическая точка. На него у меня еще хватит запаса прочности, а дальше нужно будет искать какой-то выход. Объемы зашкаливают и в следующем сезоне могут еще прирасти. Одним из вариантов решения могла бы стать система автоматизации, но пока то, что предлагают наши IT-специалисты, слишком громоздко и проблему может только усугубить. Другой вариант - это еще один человек, разделение по направлениям, но пока я его только обдумываю. Не факт, что делать мне придется меньше, чем я делаю сейчас, а вот зарплата будет рассчитываться уже на двоих работников (смеется). Может быть, если бы удалось поставить продажи болгарских туров на цивилизованные рельсы, я бы еще справился.

- Последний вопрос: сколько раз вам позвонили за время нашего разговора?

- 19! (смеется и сразу же поднимает трубку - новый звонок раздается немедленно). Вы знаете, меня в офисе уже очередь ждет!

Беседовала Ирина ШПАКОВСКАЯ

https://www.traditionrolex.com/8