https://www.traditionrolex.com/8
<p>Есть люди, чей вклад в историю родного края заслуживает глубокого уважения. Его через столетия по достоинству оценят потомки. Мы, живущие рядом, не всегда успеваем замечать  героев своего времени. А ведь надо! Недавно мне посчастливилось познакомиться с уникальными книгами Анатолия Тарасовича Федорука, профессора, доктора биологических наук,  преподавателя Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка.</p>

 Есть люди, чей вклад в историю родного края заслуживает глубокого уважения. Его через столетия по достоинству оценят потомки. Мы, живущие рядом, не всегда успеваем замечать  героев своего времени. А ведь надо! Недавно мне посчастливилось познакомиться с уникальными книгами Анатолия Тарасовича Федорука, профессора, доктора биологических наук,  преподавателя Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка.

fedoruk

Это книги «Садовопарковое искусство Беларуси», «Старинные усадьбы Минского края», «Старинные усадьбы Берестейщины». В них содержится богатый материал о старинных усадьбах Минщины и Брестчины, рассказывается о знаменитых шляхетских родах, которые возводили дома и разбивали парки, собирали богатые библиотеки, передавая их наследникам из поколения в  поколение. Во время нашего интервью автор рассказал о жизни застенковой шляхты Минщины, о старинных родовых гнездах и их сегодняшнем состоянии. «Альтернативы у старины нет. В этом ее особенность. Старинные усадьбы и даже места расположения утраченных усадеб, выразительные культурные ландшафты должны быть сохранены. Историческое наследие нам нельзя потерять". Эта мысль стала девизом его книг, это убеждение он вынес из многочисленных поездок по 
старинным усадьбам родного края.

В 2005 году А.Т. Федоруку была присвоена специальная премия Президента Республики Беларусь в номинации "Архитектура и реставрация".

- Анатолий Тарасович, как у ученого-биолога возникла идея написать о шляхте? Какие факты, документы положены в основу ваших книг?

- Изучая садово-парковое искусство в различных регионах страны, столкнувшись с красотой усадеб, с уникальностью парковых композиций, параллельно я собрал много интересного материала об усадьбах, о жизни знаменитых родов Беларуси - Радзивиллов, Тышкевичей, Чапских, Ваньковичей, Обуховичей, Огинских, Сапег, Хрептовичей, Ельских и других, был потрясен образованностью и патриотизмом этих людей, проникся к ним глубоким уважением. Понял, что не имею права об этом забыть, что нужно обязательно рассказать о них потомкам. Беларусь дала миру много замечательных людей, и в большинстве своем это были выходцы со шляхты. Шляхта - слово немецкого происхождения. Оно означает род, породу. Шляхетством люди наделялись за особые заслуги, а также за достижение определенной должности, гражданской или воинской. Процесс формирования шляхты проходил в XIV-XVI веках. Шляхта в Беларуси была многочисленной, она составляла 10-12 процентов от всего населения (в России всего 1%). Это были высококультурные люди, которые получали прекрасное образование в университетах за границей, а потом возвращались на родину. Шляхта оказала значительное влияние на развитие белорусской культуры, на социально-экономическую жизнь страны, содействовала переходу на рыночно-капиталистический путь развития. По этническому происхождению шляхта в XVI веке была белорусской и пользовалась белорусским языком на 90 процентов.

После разделов Речи Посполитой крупные земельные наделы в Беларуси получили русские сановники. Царское правительство стремилось исключить белорусскую шляхту из господствующего сословия путем "разбора" - проверки документальных прав на действительное дворянство. Часто итоги были отрицательными, так как не у всех сохранились документы. В то время в Беларуси лишились шляхетских прав более 10 тысяч человек. Многие известные деятели культуры вышли из нашей шляхты, называли себя литвинами, то есть белорусами. Это Владислав Сырокомля, Адам Мицкевич, Винцент Дунин-Марцинкевич, Александр Ельский, братья Тышкевичи. Родовитым литвином считал себя король Речи Посполитой Станислав Август Понятовский, его дед принципиально писал свою фамилию через "ў". Из шляхты вышли и видные военные деятели того времени Филипп Казимир Обухович, Ян Ходкевич и другие.

Это имена, которые прославили Беларусь. Я пишу о них, пытаюсь найти места их захоронения, фамильные каплицы. Кое-что удается. В основу книг положены личные обследования усадеб. Без них все немое. А когда побывал, прикоснулся пусть даже к руинам, почувствовал особый дух тех времен, увидел своими глазами оставшиеся водоемы, парки или их фрагменты, тогда и факты исторические по-другому выстраиваются, постепенно рождается целостный образ бывшей усадьбы.

Второй источник информации - это воспоминания очевидцев, тех людей, которые еще сами работали в усадьбе. Будучи аспирантом, записывал их рассказы. Некоторые все помнили до мельчайших подробностей, только успевай записывать. И переняли часть той шляхетской культуры. Расспрашиваю бабушку почтенного возраста, а она останавливает меня: "Подождите, пойду, переоденусь": К сожалению, очевидцев все меньше становится. А кого-то мало интересовало прошлое, "не помню, не знаю". Все от человека зависит.

И после всего для уточнения собранных данных я обращался к документам архивов - Национального архива Республики Беларусь, Национального исторического архива Беларуси, Национального исторического архива Беларуси в Гродно, Государственного архива Брестской области, Государственного исторического архива Литвы. Среди них большим подспорьем были Инвентари, где описывалось, сколько было строений, десятин земли, кто владел имением, кому оно переходило. Большим подспорьем в работе была "Энцыклапедыя г_сторы_ Беларус_". Много работал и с польскими авторами, они написали хорошие воспоминания. С болью вспоминают прошлое, подробно описывают образ жизни своих предков-шляхтичей. В этих книгах были и старинные фотографии усадеб, их владельцев. Бесценный исторический материал - акварели Наполеона Орды, фотографии профессора факультета искусств Виленского университета Юлиуша Клоса, Яна Булгака, картины Альфреда Ромера. Немало почерпнуто из многотомного издания Романа Афтанази, который в свое время встречался с наследниками усадеб и описал все то богатство, что было собрано в них.

- Ваша книга "Старинные усадьбы Минского края" была издана в 2000 году. Как долго вы работали над ней? Что представляли собой усадьбы того времени? Чем вас поразили родовые гнезда Минщины и их хозяева?

- Материал собирал по крупицам долгие годы, во всех районах Беларуси. А затем для написания книги лет восемь изучал Минщину. В 1991-1993 годах мною повторно проинвентаризировано 230 усадеб. К сожалению, 103 из них уже практически утрачены. Некоторые сохранились неплохо.

Старинные усадьбы - это сложные комплексы соподчиненных архитектурных и природных элементов. Это жилые, служебные, хозяйственные и промышленные сооружения, сады и парки, водные системы. А также малые архитектурные формы, каплицы и захоронения. Усадьбы формировались в русле развития общеевропейской культуры и с учетом исторических, экономических, природных условий и местных традиций.

Безусловно, оказывал влияние и вкус владельца. Даже небольшая, самая простенькая усадьба, в соответствии со стилем имела подъездную аллею, круг перед домом, за домом - парк. И, хоть небольшой, пруд. А далее в зависимости от личных пристрастий - кто-то специально строил театральную сцену, а кто-то конный завод, оранжерею, библиотеку.

На Минщине старинные усадьбы были известны с XV века. Это Городилово, Вязынь. Чуть позже были построены Ганута, Лошица, Бобовня, Новый Двор, Дукора. К наиболее богатым, отличавшимся особым великолепием, относятся Несвиж и Альба. Это были мощные хозяйственные системы и в то же время исключительные культурно-исторические явления края. Родовые гнезда создавались рядом поколений. Например, Вишнев - Хрептовичами, Несвиж - Радзивиллами, Логойск - Тышкевичами. Согласно семейной хронике, шесть столетий владели усадьбой Великая Липа Обуховичи, Дунайчицами - Еленские.

Обязательной принадлежностью усадебных домов и дворцов была галерея фамильных портретов, выражающая глубокое уважение к предкам. В традициях рода складывался особый материальный и духовный усадебный мир.

Каждая усадьба чем-то славилась. Так, одним из лучших в Российской империи считался дукорский конный завод. Здесь были и арабские скакуны, и орловские рысаки. Лошадей зарисовали. Коллекция картин затем досталась в приданое дочери хозяина усадьбы Ошторпа Людвике, которая вышла замуж за Горвата. К сожалению, картины бесследно исчезли, никаких сведений больше о них нет, все стерлось временем. Дукора также славилась редкими растениями, была известна на всю округу своими пышными балами, цирком и оркестром.

Выделялись высоким уровнем развития имения Иоахима Хрептовича. Он разводил племенной скот, использовал севообороты, сортовые семена, мелиорировал поля. В его имениях были больницы, аптеки, школы. Труд крестьян здесь хорошо оплачивался. И люди из других имений нанимались к нему на работу.

С усадьбами связано и еще одно примечательное явление - коллекционирование. Оно положило начало музейному делу. Ценные собрания имелись у Чапских (Станьково), Моравских (Заушье), Котеллов (Белица), Монюшко (Смиловичи). В Замостье А.К. Ельским был создан уникальный этнографический музей. В Молодечно в замковом дворце Франтишка Огинского кроме театра, картин были оборудованы астрономический и математический кабинеты. Братьями Тышкевичами в Логойской усадьбе был создан археологический музей. Известными коллекционерами в Мстиже были Слизни. У них была библиотека, в которой насчитывалось более 7000 томов книг, оранжерея, где произрастало около 3500 растений, парк, зоопарк.

Парки Минщины прошли длинный путь от травников, аптекарских огородов, фруктовых садов до парков барокко, пейзажных парков эпохи классицизма и романтизма, а затем эклектики. Те, что уцелели, сохранились до наших дней, это поистине наше национальное богатство.

- Вы сказали, что многие усадьбы нужно спасать, а это в первую очередь достигается консервацией. О некоторых позаботилось государство, как то Несвиж, Мир, Лошица. Известно, что, например, в той же Франции во имя спасения родовых гнезд государство продавало их всем желающим за мизерную плату, лишь бы спасти. У нас есть состоятельные и небезразличные люди, готовые выкупить усадьбу и возродить ее? И как на это смотрит местная власть?

- Есть люди, готовые купить, и несколько усадеб уже продано. Так, в надежные руки перешли Бенюны в Ошмянском районе. Однако желание приобретения сдерживается очень высокими ценами. Так, ансамбль в Совейках, что в Ляховичском районе, оценен властями в 500 тысяч долларов. Усадьбам нужен хозяин, ведь они разрушаются. Их нужно продавать, но по доступной, разумной цене.

- А проявляют ли интерес к своему наследству иностранные граждане, потомки шляхтичей? Есть ли у вас связи с наследниками именитых родов?

- Из Америки приезжали наследники Ваньковичей. Это состоятельные люди, они хотели бы купить дворец в Наровле. Но у нас нет закона, по которому наследник, иностранный гражданин, мог бы это сделать. А жаль. Пусть бы выкупили и восстановили. Ведь дом стоит уже без окон, без дверей. С некоторыми потомками я с удовольствием переписываюсь. И очень благодарен им за информацию, иконографический материал.

- Как вы, Анатолий Тарасович, относитесь к восстановлению пропавших усадеб что называется с нуля? Сейчас в моде агроэкотуризм, может, для этих целей их нужно возрождать?


- Восстанавливать усадьбу ради усадьбы смысла нет. Усадьбы должны восстанавливаться с определенным назначением, и в первую очередь частично сохранившиеся, с выраженными стилевыми особенностями, связанные с известными родами, знаменитыми личностями. При этом нужно обязательно воспроизвести ту эпоху, тот стиль, в которую усадьба, замок были построены.

- Что касается агроусадеб, то они очень далеки от тех шляхецких во всех отношениях. У них другое назначение. Хотелось бы, чтобы ими стали некоторые старинные усадьбы. - Какой бы вы предложили маршрут по старинным усадьбам Минщины, чтобы было интересно посмотреть туристам?

- Лучше сохранились усадьбы в южном направлении. Это Копыльский, Узденский, Дзержинский, Минский районы. Можно поехать вначале по местам Чапских в Прилуки, затем в Станьково, затем в Над-Неман, где жил и творил Наркевич-Иодко. Весьма интересная усадьба Кухтичи, связанная с именем археолога Казимира Завиши, его дочери Магдалены Радзивилл, где сохранился кальвинский сбор XVI века. Здесь же по дороге и усадьба Грозов.

- А какая из сохранившихся старинных усадеб больше всего привлекает внимание?


- Пожалуй, Станьково, что в Дзержинском районе. Она была построена Чапскими во второй половине XIX века в духе романтизма. И несла все прекрасные мотивы, прекрасные порывы той эпохи. Сам дворец был построен не столько для жилья, а как музейный центр. Здесь была собрана галерея фамильных портретов, библиотека, в редчайшей нумизматической коллекции насчитывалось более 10 тысяч образцов. Причем все коллекции были классифицированы, изданы в виде каталогов.

Парк в имении был заложен также в духе романтизма, имел "скарб-чик", славился большим количеством редких растений.

Эмерик Чапский был директором лесного департамента министерства государственной собственности при Александре II. Затем вышел в отставку и осел в Станьково. Он заложил здесь питомник. И всю околицу снабжал саженцами плодовых деревьев.

Сохранилась легенда, которая рассказывает о том, что в жену Эмерика Альжбету влюбился садовник и посадил под окнами ее покоев три вяза (или ильма) с плакучей кроной. Назвал их Вера, Надежда и Любовь. Во время войны одно дерево выкопали и пытались вывезти немцы, оно погибло. Второе сгорело во время пожара. Третье жило долго, затем заболело и погибло в 1994 году. На их месте были посажены молодые деревья, тоже вязы.

Развивали Чапские и элитное животноводство, коневодство. Это были высокообразованные люди, настоящие патриоты. Девизом рода Чапских были слова: "Жизнь Родине, почета никому". Водоем с двумя островами и беседкой привлек в усадьбу в 30-е годы прошлого столетия создателей фильма "Дубровский". Сейчас усадьба содержится в сравнительно хорошем состоянии.

- Прочитав ваши книги, Анатолий Тарасович, понимаешь, как много труда в них вложено, какой огромный материал пришлось изучить, какое количество поездок совершить. Как вы восстанавливаете силы после очередной книги?

- Тем, что берусь за новую книгу. На усадебное зодчество долгие годы использую личное время - выходные и отпуска. Сейчас работаю над очередной книгой серии "Старинные усадьбы Беларуси" - "Усадьбы Гродненщины", самого богатого по этому наследию региона. Она будет еще большая по материалу и по объему.

- Вы многое узнали, изучая историю шляхетских родов. Что во все времена нужно человеку для счастья?


- Крепкое здоровье, как ни банально это звучит. Хорошая семья, любимая профессия. Еще для меня счастье - это преподавание экологии. Очень важно заниматься своим делом, в совершенстве владеть им, к чему я стремился всю жизнь, и теперь, не взирая на возраст. И еще нужно быть духовно богатым человеком для полноты счастья.

- Спасибо за беседу, Анатолий Тарасович. С нетерпением будем ждать ваших новых книг.

Беседовала Алевтина ЖИДКОВ

https://www.traditionrolex.com/8