Проект электронного планировщика туров был представлен на семинаре «Высшая школа туризма» в европейском образовании, науке и профессиональной деятельности». Электронный планировщик туров должен объединить информацию о достопримечательностях Беларуси, отелях и ресторанах, интересных для туристов событиях, а также предоставить возможность онлайн-бронирования и оплаты различных услуг. Планировщик туров сможет подсказать пользователям оптимальный туристический маршрут по Беларуси, кроме того, будет включать элементы социальных сетей, что позволит туристам обмениваться впечатлениями о поездках.
«В настоящее время все более ощутимой становится тенденция к индивидуализации путешествий, а, согласно исследованиям социологов, 58% туристов США бронируют туруслуги в сети. Европейские показатели находятся примерно на том же уровне. Планировщик туров ориентирован прежде всего на индивидуальных путешественников из стран дальнего зарубежья, – рассказывает автор проекта, аспирант кафедры управления туризмом БГЭУ Татьяна Баранова. – Сейчас турист, приезжающий в Беларусь, вынужден платить за экскурсию на иностранном языке до 200 долларов – таких цен нет нигде в Европе! Кроме того, о туристическом потенциале Беларуси путешественникам из-за границы известно очень немногое. Планировщик туров предложит туристам широкий спектр возможностей: предоставит детальную информацию о стране, сформирует туристический маршрут, позволит распечатать карты и скачать аудиогид».
В основе электронного планировщика туров лежит технология автоматизированной разработки маршрута. Зарегистрировавшись на сайте, пользователь заполняет специальную форму, указывая цель путешествия, планируемые расходы, период пребывания и варианты путешествия (один, с семьей, с друзьями и т.д.). Запрос поступает в базу данных системы, которая обрабатывает информацию и предлагает туристу подходящие гостиницы, рестораны, мероприятия, маршруты экскурсий. Если путешественник не захочет последовать рекомендациям системы, он может по собственным критериям сформировать туристический маршрут поездки по Беларуси, а также выбрать отель или, например, транспортную компанию, услугами которой он планирует воспользоваться. При разработке экскурсии туристу достаточно указать интересующие его объекты – система оценит их удаленность друг от друга и составит оптимальный маршрут. Кстати, искусственный интеллект анализирует предпочтения клиентов и при разработке следующих рекомендаций учитывает предыдущий выбор туриста.
Для удобства путешественников на персональной страничке расположен календарь с расписанной по дням поездкой. Кроме того, туристы могут распечатать карты с маршрутами экскурсий, загрузить в телефон mp3-файлы с информацией о выбранных для посещения достопримечательностях, узнать о ближайших спортивных и культурных событиях. Планировщик туров также будет выполнять функцию социальной сети: пользователи смогут рассказывать о своих путешествиях, обмениваться впечатлениями, наблюдениями и советами. «Сделать выбор в пользу определенного маршрута, отеля, турфирмы, опираясь только на описание в красочном каталоге или на информационном сайте, весьма проблематично. 90% туристов принимают окончательное решение о поездке только после чтения отзывов», – говорит Татьяна Баранова.
Планировщик туров, по сути, объединяет четыре виртуальных пространства: информационное, коммуникационное, виртуальное пространство распределения и продаж, включающее планирование путешествия и бронирование услуг, а также пространство реализации электронной сделки. Впрочем, освоение последнего пространства может оказаться наиболее затруднительным: интеграция с платежными системами в нашей стране, как правило, становится наиболее трудоемким этапом воплощения интернет-проектов.
В конце декабря проект планировщика туров был представлен Национальному агентству по туризму, где получил высокую оценку. Однако о сроках воплощения идеи говорить пока рано, и иностранным туристам, приезжающим в Беларусь, по-прежнему приходится выкладывать немалые деньги за экскурсии, а в разработке туристических маршрутов по Беларуси полагаться на турфирмы.