Плюсы шопинг-бусов:
• Дешево. Сегодня поездка на шопинг из Гродно в Белосток и обратно обходится в 8$ (давайте называть цены в твердой валюте), из Бреста в Белосток – в 11$, путешествие из Минска обойдется в 30–35$. Цена же билетов в обе стороны рейсового автобуса выйдет в 1,5-2 раза дороже.
• Большое багажное отделение. Подобные бусы имеют большое багажное отделение, а иногда едут с прицепом, так что места для ваших покупок в них предостаточно.
• Оформляют Tax Free в таможне без каких-либо напоминаний водителю. Это одна из главных целей поездки.
• Едут по наиболее популярным магазинам. К примеру, в Белостоке это ТЦ «Галерия Бяла», «Ашан», рынок «Кавалерийский». Вам не нужно тратиться на такси, а автобус завезет и предоставит вам 2-3 часа времени на покупки в каждом месте.
• Развозят пассажиров по домам. Вам не нужно ломать голову, как довезти все ваши многочисленные покупки с вокзала до дома.
Но, кроме приятных впечатлений, шопинг в Польше может и сильно огорчить, особенно когда ради поездки за границу вы жертвуете своими редкими выходными:
Обратно на границе простояла 8 часов — это результат поездки одной знакомой с покупок из Белостока в субботу. Рекламные вывески, зазывающие клиентов тем, что шопбусы не стоят в очереди, правда лишь наполовину. Они действительно не ждут в очереди легковых машин перед границей, если такая имеется, но в самом пункте пропуска шоп-бусы едут один за другим по одной полосе. В результате поездка с покупок для вас может на границе растянуться на пару часов, пока проверят все аналогичные возвращающиеся на родину шопинг-туры, которые едут перед вами.
Поляки еще на въезде к ним проверяли пустой бус два часа — это еще один случай поездки в Белосток на шопинг-бусе. Микроавтобус, в котором ехали одни женщины – домохозяйки и студентки, польская таможня отправила на детальный досмотр. Водители шопинг-бусов чаще попадают на заметку литовской и польской таможен из-за стремления найти максимальную выгоду от каждой поездки за границу. Из-за этого страдают пассажиры, когда автобус направляют на тщательный досмотр в поисках спрятанной в нем контрабанды. К сожалению, перед посадкой в автобус у вас нет возможности проверить, насколько порядочно действует тот или иной перевозчик.
Ехать шоп-туром только в одном направлении нельзя. Такие автобусы набирают группу туристов, которая обязана вернуться на родину на этом же бусе в таком же количестве. Если на рейсе кого-то из группы не окажется, то для оставшихся это чревато долгими разбирательствами на границе. Подведшего туриста, не прибывшего на обратный рейс, наверняка ожидает попадание в черные списки туристов, которых лучше не брать на шопинг.
Рейсовое сообщение между приграничными городами организовано достаточно хорошо. К примеру, между Гродно и Белостоком, не считая поезда, практически каждый час курсируют рейсовые автобусы. Подстраиваясь под белорусского клиента, до обеда много рейсов следует в сторону Европы, в то время как из Европы уехать особо не на чем, а после обеда все возвращаются обратно в Беларусь, и соответственно, чтобы добраться в Европу после обеда, на выбор будет рейсов гораздо меньше.
Плюсы поездки на регулярном рейсовом автобусе:
• Идет по расписанию и быстро оформляется на границе. Границу рейсовые автобусы пересекают по отдельной от шопинг-бусов полосе. В результате если, возвращаясь из Польши или Литвы на шопинг-бусе, есть шанс застрять на несколько часов, то подобные автобусы границу просто «пролетают», обычно за час.
• Можно оформлять в таможне Tax Free. Но о своем желании оформить Tax Free на границе следует заранее предупредить водителя, иначе есть вероятность, что после проверки паспортов автобус поедет мимо таможни.
• Есть возможность растянуть поездку больше, чем на один день. Шопинг-туры не ночуют: приехал, помотался по магазинам, уехал. Автобусы регулярного рейсового сообщения предлагают скидки клиентам при проезде в обе стороны, при этом вам необязательно ехать туда и обратно в тот же день. Можно приобрести билет в одну сторону на один день, а обратно в Беларусь – на другой день. Такая спланированная поездка в обе стороны обойдется туристу примерно на 30% дешевле, чем обычная цена двух билетов.
Минусы регулярных рейсовых автобусов:
• Маршрут рейсового автобуса вокзал — вокзал. Такие автобусы не обязаны ездить по магазинам «Галерея Бяла», на «Кавалерийский» рынок и тем более после возвращения развозить клиентов по домам… Впрочем, некоторые перевозчики дополнительно ради клиентов оказывают услугу доставки в гипермаркет Auchan и Leroy Merlin в Белостоке.
• Небольшой багажный отсек. Крупногабаритные предметы, особенно если говорить о поездке на микроавтобусе, вы не поместите.
• Дороже шопинг-туров. Об этом упоминалось уже ранее. Цена поездки туда-обратно выйдет в 1,5-2 раза дороже, чем поездка на шопинг-бусе.
Отдельным «камнем в огород регулярного рейсового сообщения» можно вспомнить отсутствие четкого единого расписания — особенно это касается поездки из Польши. Из-за конкуренции на рынке перевозчиков ознакомиться с полным расписанием рейсовых автобусов, следующих через границу, невозможно. В результате, к примеру, вывеска на автовокзале в Белостоке говорит нам о наличии одних рейсов, а на самом деле их гораздо больше, и искать их лучше всего через сайты перевозчиков (http://eurobus.pl, http://taf.by), иначе придется бегать по разным офисам автоперевозчиков и уточнять расписание каждого.