– Елена Леонидовна, как вообще возникла идея заняться социальным туризмом?
– Сначала эта идея выглядела следующим образом: на волонтерской основе собирать группы пожилых людей и совершать с ними одно-двухдневные походы по лесу, такие необременительные прогулки с рюкзачками за спиной, где они могли бы пообщаться, подышать свежим воздухом, устраивать фотосессии, петь песни у костра… Потом я поняла, что такие физические нагрузки для них будут тяжеловаты и утомительны. А когда возглавила туристическую компанию, то идея, которая меня не покидала, трансформировалась и получила новое звучание.
У этой задумки есть серьезные основания: ведь по статистике пенсионеры составляют значительную часть жителей страны, население неуклонно стареет, и этот процент тоже все время растет. К сожалению, менталитет отечественных пенсионеров таков: пенсия пришла – жизнь кончена, пора и отдохнуть. А как воспринимается слово «отдых»? Либо это дача и борьба за урожай, закатки и засолки, либо дети привлекают бабушек и дедушек к воспитанию внуков, либо это диван и телевизор, лавочка у подъезда. А многие просто сидят дома, стараясь лишний раз не выходить. В результате очень многие люди остаются одинокими. Очень многие не могут найти друзей своего возраста – единомышленнико
Значительная часть этих людей – вполне социально активная, они сохранили любознательность, желание увидеть и услышать что-то новое. Но зачастую возникает вопрос: «А с кем ехать? Куда?» Нам очень часто звонят и говорят: «Вы знаете, я одна! Я, конечно, боюсь ехать, я никого не знаю, так, может быть, вы меня с кем-то поселите, посадите?!» У нас был турист из Бобруйска, хотел ехать в Андорру кататься на горных лыжах. Звонил нам и жаловался, что не смог найти среди своих друзей и знакомых единомышленников и попутчиков: «Они на меня смотрели, как на чумного!» Так и сформировалась окончательно идея собирать для путешествий таких вот активных одиночек-пенсионеров.
– Но туристическая компания – это не благотворительная организация…
– Да, разумеется. Турфирма – это бизнес. Поэтому мы разрабатываем и реализуем обычные маршруты, которые пользуются спросом, чтобы получать прибыль. Вместе с тем я всегда считала и считаю, что любой бизнес должен быть социально ориентированным. Какие-то бизнесмены помогают детским домам, какие-то поддерживают хосписы, а я решила для себя, что мой социальный проект – это возвращение к активной жизни именно этой группы населения – пенсионеров. Мне, как и многим работникам турбизнеса, часто приходилось бывать за границей и видеть, как много среди туристов пожилых людей, людей так называемого золотого возраста. Почему наши дедушки и бабушки должны быть в стороне?
Одним из важных толчков к окончательному решению стала картинка, увиденная мною в национальном парке Голландии: пожилой мужчина на велосипеде, а рядом – его жена-инвалид на специальном приспособлении, которое я бы назвала летающей тарелкой. Она ловко управляла с помощью пульта этим аппаратом, и они двигались наперегонки, смеясь, как дети, и выглядели совершенно счастливыми. И я поняла, что и пенсионера, и инвалида можно поднять на более высокий уровень и обеспечить им жизнь более интересную и содержательную, чем просто сидеть в квартире. Здесь есть и определенная доля эгоизма, потому что я вижу в будущем и себя в этой роли.
– Но, как правило, многие хорошие идеи погибают, так и не реализовавшись…
– Мы это хорошо понимали. Поэтому я нашла место (тайну раскрывать не буду), где собирается большое количество людей «третьего возраста» и выступила перед ними, рассказала о наших программах и маршрутах.
– Мне кажется, что решающим моментом в социальном туризме является материальная сторона. Многие ли пенсионеры без посторонней поддержки могут себе позволить зарубежное путешествие?
– Разумеется, мы этот момент учитываем. Поэтому разработали систему скидок, бонусов, снижаем цены…Кроме того, участники поездок получают различные сертификаты, мы проводим разнообразные конкурсы, к примеру, конкурс на лучшую фотографию, очерк об одном из наших путешествий. Многие наши туристы – люди творческие, пишут даже стихи. В общем, мы помогаем им себя реализовать. Что касается денег, то наши пенсионеры начинают копить задолго до поездки. Спрашивают: «Что у вас намечается новенького? Да, мне это интересно, буду начинать копить!» Однажды к нам пришла бабушка, которая оплачивала тур купюрами по пять, десять, двадцать тысяч. Объяснила, что откладывала с каждой пенсии… Некоторые говорят родственникам, чтобы на день рождения дарили деньги на путешествие.
– Елена Леонидовна, расскажите, пожалуйста, об особенностях подобных туров…
– Специфика здесь, безусловно, присутствует. Когда мы составляем маршрут, то думаем, какая должна быть экскурсионная пешеходная составляющая, чтобы не очень утомлять наших туристов. Это и подбор транспорта – чтобы обязательно откидывались сиденья, чтобы было много пространства, чтобы водители были вежливыми и отзывчивыми, помогали с багажом. Это и повышенное внимание при рассадке: для этого мы опрашиваем своих клиентов, узнаем, какие у них проблемы: у кого-то болит, скажем, левая нога, и нужно, чтобы была возможность вытянуть ее в проход. У кого-то проблемы с правой рукой, тогда мы это тоже учитываем при выборе места в автобусе. Учитываем характер общих заболеваний. Если кому-то нехорошо, освобождаем заднее сиденье, чтобы человек мог ехать лежа. Учитываем и особенности психологии и темперамента.
Наши сопровождающие – тоже очень внимательные и понимают, что такое социальные туры. Для того чтобы в пути не возникло никаких проблем со здоровьем, просим своих клиентов, чтобы они проконсультировались с врачом – можно ехать или нет. Иногда мы сталкиваемся с тем, что наши туристы чего-то недопонимают в силу того, что мало знакомы с формальностями выездного туризма или просто недослышат.
– Но в любом случае фирма рискует из-за неожиданной болезни туриста потерять прибыль…
– Да, здесь есть определенный риск. Люди пожилые, вдруг давление поднялось. А бывает и так: подруга не едет, и я не поеду, настроения нет…Тогда мы говорим: «Мы возвращаем вам деньги, поедете в следующий раз». Раз мы организуем социальные туры, то должны быть готовы и к некоторым убыткам. Главное здесь – не отпугнуть клиента. Плохое настроение пройдет, здоровье поправится, и он снова к нам обратится.
– Какой контингент преобладает среди туристов-пенсионеров?
– Наши туристы – исключительно образованные люди, с одним, а то и с двумя высшими образованиями, начитанные, с большим опытом. Так что отношение и к экскурсионной программе, и к путевой информации у нас исключительно серьезное. Они могут и поспорить с экскурсоводом! Здесь нужно очень гибко ответить. Среди туристов, как и в обычных группах, преобладают женщины. Мы сейчас готовим новогодний проект, и надеемся, что хотя бы 30% мужчин в нем поучаствует. Что касается возраста, то нашей самой пожилой туристке было 82 года, и она прекрасно выдержала длительное автобусное путешествие в Карелию, хотя мы и сомневались. У нас уже появились постоянные клиенты. Некоторые прибегают к нам просто поболтать. Получается своеобразный клуб, клуб «золотого возраста».
– Есть у наших пенсионеров какие-либо предпочтения, любимые туры и маршруты?
– Сегодня мы констатируем, что наибольшей популярностью пользуются туры в Скандинавию на пароме. В советское время многие побывали в Таллинне, но это было давно. Теперь они заново открывают для себя Прибалтику. А потом садятся на паром и плывут в Скандинавию. Удивительно, но некоторые наши клиенты уже побывали в таком путешествии дважды, а то и трижды. По приезде они признаются, что паром для них – это отдельная песня, отдельные ощущения. На пароме столько развлечений, и им хочется во всем участвовать. И я им тоже советую пытаться попробовать все: предлагают мастер-класс по латиноамериканским танцам? Нужно попробовать подвигать всем телом! Вспомнить молодость! Или пойти в сауну с бассейном. Испытать судьбу в розыгрыше лотереи. Вкусить красной рыбки за шикарным «шведским столом».
Нашим туристам понравилось путешествовать по Польше. Есть интерес к Карелии, к путешествиям по Золотому кольцу. После моей поездки в Узбекистан многие заинтересовались и этим направлением. Сейчас собираем группу на бюджетное путешествие в Израиль. Наше предложение пользуется спросом, потому что в эту страну мечтает попасть каждый человек преклонного возраста. Мы заказали более экономичное размещение, они согласны. Говорят, что главное, чтобы было чистенько и аккуратненько, душ, туалет. Основное для них – это хорошая экскурсионка. Вылетать будем из Каунаса, это гораздо дешевле: вместе с визой дорога обходится в 185 евро.
– Предположим, что пенсионеры с вашей помощью начнут путешествовать. Какие еще социальные группы хотелось бы охватить? Куда собираетесь двигаться дальше?
– Пока мы только начали работать с пожилыми людьми, и это только минчане. Нам бы хотелось поработать и с регионами. Мы могли бы заезжать за жителями областных городов – и ехать дальше по маршруту. Еще одно направление, которое мне хотелось бы развивать, – это туры для слепых и слабовидящих и глухих и слабослышащих. С подобными турами я познакомилась в Москве и Санкт-Петербурге. Мы подготовили интересные программы, учитывающие особенности таких людей. К примеру, слабовидящим в музеях и дворцах предлагают выпуклые известные картины, макеты архитектурных памятников, которые можно пощупать. Они смогут изучить пальцами шапку Мономаха, царскую мантию и другие предметы. Или – приводят группу на набережную, чтобы они ощутили, что это такое – ветер Балтики, как его ощущал, находясь когда-то на этом же берегу, основатель города Петр I. В Исаакиевском соборе есть книга о его строительстве и особенностях, написанная азбукой Брайля. Для глухих – это экскурсии с сурдопереводом. Но пока мы не смогли эти туры продвинуть. Без помощи специализированн
В планах есть и программы для еще одной социальной категории – студенческой молодежи. К сожалению, мы только развиваемся, и времени, сил и средств нам пока не хватает. Если появятся инвесторы, которые готовы будут поддержать наш проект, то он может выйти на новый уровень, более масштабный.
– Спасибо за беседу и удачи в осуществлении всего, что задумано!
Беседовала Надежда СУСЛОВА