Необходимость законодательно прописать ряд конкретных моментов, касающихся туристической деятельности, назрела уже давно. Вопросы обеспечения безопасности перевозок (история с пьяным водителем туристического автобуса), пребывания туристов за рубежом (ограбление в греческом отеле), страхования туристов (случаи, когда туристы остаются бесправными, имея страховку российской компании), отражение в договорах полноты и достоверности информации, предоставляемой туристу, правильность проведения соответствующих инструктажей, особенности организации поездок детей и учащейся молодежи (ежегодные форс-мажоры с детскими группами, следующими в Болгарию) – все эти проблемы не раз освещались на нашем сайте и в газете «Туризм и отдых». К сожалению, найти ответ на вопрос «кто виноват?» (в том, что туриста обокрали в Барселоне, забыли в аэропорту или лишили багажа в автобусном туре) удавалось далеко не всегда. Перевозчик кивает на турфирму, турфирма на туроператора, туроператор на страховщика и далее по кругу. Планируется, что в новом документе нормы, определяющие характер отношений, возникающих между потребителями и субъектами хозяйствования, будут закреплены более четко.
Как подчеркивается в соответствующем письме Совмина, направленном в том числе и в РСТО, «отмена лицензирования туристической деятельности не самым лучшим образом отразилась на качестве туристических услуг, что выражается в пренебрежении туристическими фирмами прав и законных интересов туристов. В отдельных ситуациях некачественное оказание туристических услуг влечет причинение вреда имуществу туриста, а иногда даже его жизни и здоровью. Как показывает практика, туристические организации в большинстве случаев отказываются от добровольного удовлетворения требований туристов. Как следствие, дело доходит до суда. При этом у судов возникают сложности с разрешением гражданских дел в сфере туризма, так как туристические услуги имеют множество особенностей. Нередко суды обращаются в Минспорта за разъяснением отдельных вопросов в области туризма».
Как пояснил директор РСТО Валентин Цехмейстер, на подготовку новых правил отводится 6 месяцев: «Учитывая то, что по новому документу придется работать всем практикам туристического бизнеса Беларуси, мы должны максимально подробно проработать данный документ, чтобы в будущем не искать виновных в среде чиновников и избежать ситуаций, когда во всем виновата турфирма».
Впрочем, помимо выяснения отношений в паре «турфирма – клиент», появление новых правил также связывают и с результатами многочисленных проверок сферы турбизнеса со стороны Госконтроля (в них, в частности, указывалось на непрозрачность финансовой деятельности ряда турфирм и уклонение от уплаты части налогов). Кроме этого, правовые изменения в сфере туризма продиктованы и необходимостью унифицировать законодательство Беларуси, России и Казахстана в рамках ЕЭП.
Республиканский союз туристических организаций на своем последнем заседании уже подготовил список лиц для вхождения в рабочую группу. Ознакомиться с полной версией проекта концепции новых правил (а также оставить свои комментарии) можно на портале TIO.BY.