При всем уважении к одному из основателей и идеологов массового рыночного туризма в Беларуси, нужно заметить, что нынешний владелец ресторана «Товарищ» и салона «Бонжур» Александр Нехай с 2006 года не является учредителем компании «АлатанТур» и не работает в туризме. Что касается степени влияния непосредственно на турбизнес, то его личность и его вклад, несомненно, помнят старожилы отрасли, но молодая генерация менеджеров турфирм, услышав фамилию, скорее всего, спросит: «А кто это?». Как бы там ни было, но других бизнесменов, имеющих отношение к туризму, в данном списке нет. Если, конечно, не считать владельцев крупной туристической инфраструктуры – Чижа и Ваганова – но это совсем другая песня.
Рейтинги успешных белорусских бизнесменов «Ежедневник» составляет каждый год. Конечно, не «Форбс», потому что рядом с фамилиями нет конкретных сумм, в которые оценивается состояние. Когда не видно всех этих баснословных десятков и сотен миллионов долларов, в которые во всем мире воплощается настоящий успех, то как, собственно, оценить степень влияния? Тем не менее, просматривать подобные списки всегда интересно. Вот, в позапрошлом году в аналогичном топике были два реальных руководителя турфирм – Рафаэль Мусаев («СМОК ТРАВЕЛ») и Александр Ванюков («Санни Трэвел»). И я знаю, что, несмотря на общую небезосновательную нелюбовь белорусских бизнесменов к публичности, им, как любым нормальным людям, это было приятно. А в этом году засветился только Нехай – человек, который, безусловно, небеден и успешен, но к туризму уже, как говорится, никаким боком…
Я не склонна обвинять коллег в некомпетентности. Думаю, составить четкий толковый список белорусских капиталистов в наших условиях, в принципе, не представляется возможным. Да и присутствие в графе «туризм» человека со стороны весьма симптоматично. Нужно признать, что в сегодняшней Беларуси турбизнес – сфера сама по себе неуспешная и невлиятельная. Туризм (въездной и выездной) – это тест на материальное благополучие общества, показатель культуры, инвестиционной и национальной привлекательности, открытости границ, благоприятного имиджа, истинного гостеприимства, умения преподнести традиции и еще много чего прочего, в чем Беларусь, к несчастью, пока неуспешна. Но составителям рейтинга, видимо, все же хотелось отметить туристический бизнес, не обойти такое дело стороной. Как же, ведь в белорусском обществе есть стойкое убеждение, что турдеятельность – это такой легкий бизнес, который кишит миллионерами! И что же, никого, кроме сто лет назад показательно отвернувшегося от туризма Саши Нехая не нашли?.. М-да…
Поразмышляв и посовещавшись с людьми, мнения которых я уважаю, которых я отношу к аналитическому потенциалу отрасли, я составила собственный рейтинг самых успешных и влиятельных бизнесменов белорусского туризма. В целом, в основе – мои личные экспертные оценки, поэтому, естественно, рейтинг не претендует на абсолютную объективность. Выделяя персоналии, я в первую очередь оценивала степень креативного влияния на те процессы, которые идут в турбизнесе, и, во вторую -- активы. Понятно, что нужно делать скидку на специфику нашего рынка и главным образом – на особенность нынешнего момента, который переживает турбизнес. Одни бизнесмены из представленной «десятки» более финансово успешны в последнее время, но в полной мере назвать их влиятельными трудно. Другие больше греются в лучах прежней славы, но самими масштабами присутствия на рынке оказывают влияние на общие тенденции. Я обосную каждую позицию.
Увы, мне не удалось обнаружить системы, по которой бизнесменов можно расставить в правильной очередности. Невозможно определить, кто из них более, а кто менее влиятельный и успешный. У меня, к сожалению, как и у коллег из «ежа», нет цифр по доходам и оборотам. Поэтому подаю список в алфавитном порядке. В рейтинге нет бизнесменов, которые представляют на нашем рынке интересы иностранного турбизнеса, только белорусские предприниматели.
1.Александр Ванюков («Санни Трэвел»). Влиятельность: наиболее яркий проводник концепции «люкс-аутгоинга» на белорусском рынке («в стремлении к совершенству»). Один из авторов идеи так называемого нишевого туризма, который теоретически должен защитить небольших белорусских операторов от экспансии крупного российского и мирового турбизнеса. Активы: офис в столице, в том числе – для вип-клиентуры, два филиала в регионах и фирма «Санни Трэвел Балтик» в Литве.
Примечание. Понятно, что само по себе отнесение офисов к активам на сегодняшний день – прием далеко не безупречный. Так, не секрет, что после 2008 года многие филиалы, открытые крупными столичными компаниями в регионах, в силу объективного падения уровня жизни работают неэффективно. Тем не менее, в случае Александра Ванюкова собственная фирма в Литве перекрывает возможную «неактивность» региональных представительств.
2.Борис Власов («Мерлинтур»). Влиятельность: второй по весу (после «АлатанТура») и самый технологично развивающийся игрок в сфере тикетинга и продажи авиабилетов. Занимает лидирующие позиции в области делового, корпоративного туризма. Частично присутствует в нише люксового турпродукта (девиз: «никто не сделает так, как мы). Активы: три офиса в Минске, один из них – представительство «Чешских авиалиний», офис в Париже.
Примечание. В ситуации, когда белорусские фирмы в значительной степени растеряли операторские позиции в наиболее прибыльных массовых направлениях, а немассовые направления развиваются вяло, именно тикетинг стал в Беларуси наиболее прибыльной сферой приложения бизнес-амбиций. Именно поэтому в рейтинге появляется следующий бизнесмен.
3.Николай Давыдов («Трансаэро Турс»). Влиятельность: входит в пятерку ведущих игроков в области продажи авиабилетов («АлатанТур», «Мерлин Тур», «Смок Травел», «Трансаэро», «Внешинтурист»). Активы: четыре офиса в Минске, один – в Гомеле.
4.Владимир Маковский («Внешинтурист»). Влиятельность: лидирующие позиции в корпоративном, деловом туризме, тикетинге, сегменте массовых автобусных туров. Активы: три офиса в Минске, автобусный парк.
5.Рафаэль Мусаев («СМОК ТРАВЕЛ»). Влиятельность: почетный консул Бахрейна в Беларуси, «пионер» отрасли и ныне сохраняющий ведущую роль в области делового туризма, инкаминга, тикетинга. Активы: четыре офиса в Минске, два в регионах.
6.Павел Подельщиков («Турлюкс»). Влиятельность: один из «идеологов» самого стабильного направления отечественного туроперейтинга – комбинированных путешествий по Европе на автобусе. Активы: офис в Минске, представительство в Москве.
7.Галина Потаева («Виаполь»). Влиятельность: лидер инкаминга в массовом российском сегменте. Идеолог сборных экскурсионных туров. Фирма с 2008 года демонстрирует бурный рост количества обслуженных российских клиентов. «Лучший предприниматель 2010 года», специальная грамота Совета министров. Активы: единственный офис в Минске.
Примечание. Я включила Галину Потаеву в список «акул» белорусского турбизнеса по двум причинам. Во-первых, обидно и ненормально, если в подобном списке совсем не будет женщин. Турбизнес в целом не настолько брутален, чтобы там преуспевали только мужчины. Во-вторых, туристические прибытия к нам россиян – одна из самых показательных тенденций в белорусском туризме в последние три года. Поэтому невозможно не отметить человека, который имеет к этой тенденции самое непосредственное отношение.
8.Сергей Смирный («АэроБелСервис»). Влиятельность: самый мощный и заметный игрок в сфере консолидации чартерной авиаперевозки, туроператор по массовым направлениям, имеющий наиболее разветвленную агентскую сеть. Активы: два офиса в Минске, один – в Гомеле.
9.Иван Чура («Топ-Тур»). Влиятельность: один из самых известных туроператоров на массовых направлениях, входит в десятку лидеров по инкамингу и тикетингу, известен экспансивными альянсами с российскими и турецкими фирмами, меняющими расстановку сил на белорусском рынке. Активы: четыре офиса в Минске, пять филиалов в регионах, собственное представительство в Москве, ресторанный бизнес, автобусный парк.
10. ? («АлатанТур»). Примечание: здесь я вынуждена вернуться к началу материала. Наверное, все-таки неслучайно ушедший из турбизнеса Нехай появился в списке, представленном вниманию широкой общественности на «еже». Не отметить такую фирму в белорусском «списке Форбса» было невозможно, но и хозяина обозначить трудно. Учредители – канадская компания и белорусский гражданин, чья фамилия мало кому что скажет. Влиятельность: «АлатанТур», безусловно, самый мощный и уникальный игрок на нашем рынке в сфере стритритейла и тикетинга, куда окончательно в последние годы сместился профиль фирмы, утратив некогда первые туроператорские позиции. Активы: пятнадцать офисов продаж, из них пять в Минске и десять в регионах.
Примечание. Еще раз подчеркиваю, что список основан на моих личных экспертных оценках и видении белорусского рынка. Могу добавить, что с десяток бизнесменов, вошедших в рынок позднее вышеперечисленных, буквально дышат в затылок и готовы потеснить нынешних лидеров. Вернемся к этой теме ровно через год.
Александр Нехай. Фото из архива Сергея Плыткевича