Согласно последним данным ежегодного отчета The TAS Alliance, в мире посуточно сдается больше 700 тысяч апартаментов. С 2008 по 2014 год количество обслуживающих апартаментов в мире увеличилось на 40%.
– Туристов в Минске не хватает даже на то, чтобы заполнить отели. Насколько востребована услуга сдачи квартир и апартаментов в Беларуси?
И.А.: Апартаменты – это особый вид размещения. Возможно, в нашей стране он и не рассматривается в первую очередь, но, безусловно, он очень востребован. Если вы едете в деловую поездку, то компания скорее всего оплатит вам гостиницу. А если приезжаете большой семьей на выходные, то, возможно, вам комфортнее будет остановиться в квартире со всеми удобствами и кухней. Мы за то, чтобы у туристов был выбор. Некоторые предпочитают отели, но есть определенное число туристов, которые хотят останавливаться именно в апартаментах.
– Летом прошлого года из-за некоторых нарушений в работе апартаментов и плохой заполняемости гостиниц государство пыталось инициировать запрет сдачи квартир и аппартаментов на сутки. Все осталось на уровне разговоров или что-то изменилось на рынке?
В.Б.: Да, такая тема поднималась. Но, возможно, все подавалось в немного преувеличенном виде. Во всем мире сдача квартир посуточно – это востребованный бизнес. Примерно 10–15% туристов предпочитают останавливаться именно в апартаментах. Как тут вообще может подниматься вопрос, запрещать это или нет? Хотя регулировать эту сферу, безусловно, надо. Так как, действительно, есть много нарушений, нужно внедрять культуру обслуживания.
– Вы выступаете инициатором введения сертификации апартаментов. Почему вы стали активно заниматься этим вопросом?
И.А.: Во-первых, потому что мы нацелены на долгосрочную работу.
Апартаменты – это тоже визитная карточка нашей страны. По тому, как налажена система бронирования, заселения, выселения турист формирует мнение о Беларуси.
Наша компания уже давно присутствует на этом рынке, мы постоянно общаемся с клиентами. И зачастую гости сталкиваются с такими фактами, которые плохо сказываются на их отношении к Беларуси в целом. Часто туристы жалуются, что по итогу они не получают то, что видели на фотографиях при бронировании. Бывает даже, что комната не убрана, постельное белье и полотенца не меняются. Иногда уговор идет на определенную цену, а по итогу приходится доплачивать. В некоторых апартаментах не соблюдены нормы безопасности и санитарные правила. Таких примеров, к сожалению, много.
– Каким требованиям должны будут отвечать апартаменты, чтобы пройти сертификацию?
И.А.: Мы как раз и обращаемся к властям, чтобы с нашим участием выработать определенный список норм.
Для гостиниц как для средства размещения действует добровольная сертификация. При ее прохождении отель получает документ и по пунктам проверяет различные моменты. Это проверка пожарной техники безопасности, санитарных условий, системы безопасности и т.д. Мы стремимся к тому, чтобы появился комплекс нормативных правил для нашего вида размещения. Чтобы отдых в апартаментах был надежным и безопасным, а сертификат выступал гарантией качества.
– Вы выступаете за добровольную или обязательную сертификацию апартаментов?
В.Б.: Это исключительно решение властей, мы лишь вносим предложение. Мы не навязываем сертификацию, а хотим, чтобы у гостей была уверенность, что услуги будут оказаны на высшем уровне при выборе определенных апартаментов.
– Какие шаги вы предпринимали в решении этого вопроса?
И.А.: Мы плотно занялись этой проблемой в конце прошлого года. В декабре создана ассоциация арендодателей «Честное гостеприимство». Ее целями как раз и было взаимодействие с органами нашей власти для выработки норм и стандартов при обслуживании гостей.
Дело в том, что наша деятельность находится на стыке интересов различных государственных структур. Это и Министерство спорта и туризма, и Министерство жилищно-коммунального хозяйства, и Управление бытового и гостиничного обслуживание населения, которое является подразделением Мингорисполкома. Мы обращались во все эти структуры. Везде с пониманием относились к нашему вопросу, соглашались, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Но конкретных решений никто не предлагал. Поэтому 12 марта мы направили письмо в Администрацию Президента с тем, чтобы определиться, какое ведомство будет заниматься этим вопросом.
– И каков результат?
И.А.: Пока ответа мы не получили, но уже видим некоторые плоды нашей деятельности. Например, 3 апреля прошла коллегия Департамента по туризму, где был затронут вопрос сертификации апартаментов. Сейчас важно постоянно говорить об этой проблеме, чтобы она не утихла. Мы будем и дальше связываться с Управлением бытового и гостиничного обслуживания населения. Надеемся на сотрудничество с ними. Мы готовы встречаться, проводить какие-либо мероприятия, чтобы все-таки выработать данный комплекс мер.