https://www.traditionrolex.com/8
<p>Мы едем на поезде, покидая синеокую Беларусь. Осуществилась наша мечта, и мы отправились в Карелию, куда давно хотели попасть.</p>

Леса, озера и реки Карелии предоставляют превосходную возможность для организации отдыха и разных видов туризма, - охоты, рыбалки, сплавов по рекам, экологических туров, особенно в летний сезон. Этот край обладает уникальными ландшафтно-природными ресурсами. Более половины территории Карелии покрыто лесом, а около четверти ее площади занимают воды. Там расположено действительно огромное количество озер (63 тысячи) и рек (27 тысяч). Отдых в Карелии - это заряд бодрости и хорошего настроения, незабываемые впечатления от удивительной карельской природы. Наш водный поход начинался немного необычно: поезд "Минск-Мурманск" прибывает на станцию Энгозеро почти в полночь. У нас была информация о том, что возможны конфликты с местным населением, поэтому мы желали поскорее выйти к озеру. Мы нашли машину и на ней довезли груз до озера, сами дошли пешком, собрали байдарки, упаковали вещи и отчалили. Все отнеслись к этому спокойно, так как были готовы. Скоро взошло солнце, и мы встретили рассвет, пересекая озеро на байдарках. Немного позже увидели место для стоянки и остановились, чтобы поспать. Отдых продолжался до одиннадцати часов утра. Небо абсолютно чистое, воздух теплый, дует слабый ветер. Вода тоже очень теплая, вероятно, потому, что Энгозеро неглубокое. Нам предстоит пройти по нему не менее сорока километров. Наши байдарки скользят по спокойной глади озера. Хорошо, что сейчас почти нет ветра, и озеро безопасно. Идем, не напрягаясь, часто выходя на берег, чтобы размяться. Прямо по центру озера заметили под водой большой камень. До ближайшего берега более трех километров. Фотографируемся, стоя по щиколотку в воде в самом центре озера. Пройдя еще немного, остановились на стоянку на маленьком скалистом острове, где с трудом нашли место для четырех палаток. Удивительно, что на этом островке живет белка. Вероятно, она попала сюда зимой, когда на озере лежал лед. Утром погода ясная, но появились первые облака. Свежий ветер поднимает волну с белыми барашками. Очень красиво, и мы фотографируемся на скалах. Перед отходом впервые жарили рыбу. Отплыли, но вскоре причалили снова, так как встретили туристов из Киева, вместе с которыми мы ехали в одном вагоне. Они сумели наловить гораздо больше рыбы и угостили нас. Сегодня мы плывем против сильного ветра, качаясь на волнах. Кажется странным, что, находясь возле Северного полярного круга, многие не рискуют раздеваться, чтобы не обгореть на солнце. Для обеда причалили к красивому пляжу с золотым песком. Теперь уже с полной уверенностью можно сказать, что мы приехали на курорт. После обеда прибавилось сил, настроение отличное. Мы устроили гонки на байдарках. Внезапно один из экипажей резко остановился. Оказалось, что байдарка наскочила на камень в озере. Вечером заметили стоянку и одновременно услышали раскаты грома. Как только поставили палатки и натянули тент, началась гроза. Вскоре дождь закончился, и снова появилось солнце. На следующий день погода изменилась. Впервые ощутили, что такое север. Кажется, что воздух холоднее, чем вода в озере. Сегодня мы выходим из Энгозера и, пройдя через плотину, попадаем в Пайозеро, которое почти незаметно переходит в Чогозеро. За ним снова плотина с небольшим сливом и шивера. Протока вывела нас в Пильдозеро, состоящее из верхнего и нижнего озер, отделенных мостами. Мы решили идти в западную часть озера. Мост оказался очень низким, и во время прохождения под ним пришлось снять государственный флаг, который весь поход был установлен на одной из байдарок. Ходовой день закончили в самом конце озера, а вечером наблюдали красивый закат. Далее по маршруту прошли несколько несложных шивер и попали в Синдамозеро. На одной из стоянок находится своеобразный туристский музей. Это сухое дерево, на котором развешаны части байдарок, таблички с названиями городов, старая обувь и одежда. Там есть и более интересные находки: деревянный меч, автомобильный номер, тяжелая цепь (дерево напоминает дуб у Лукоморья), компьютерная мышь. Мы оставили там кепку с надписью "Минск". В течение часа огибаем длинный мыс и попадаем в Мурамозеро. По прямой до него 400 метров, поэтому некоторые группы делают здесь волок. Река Воньга Мы прошли все большие озера, и дальше будем сплавляться по реке Воньге. Она состоит из участков, где совсем нет течения, которые чередуются с перекатами и порогами. За день осмотрели и прошли три порога. Первый из них, расположенный после Мурамозера, короткий и несложный. Следующий порог - Кошка. Он находится у разрушенного моста и на карте не обозначен. Мы проходили в правый пролет моста, так как левый расположен слишком низко над водой. Все прошли успешно, если не считать, что одну байдарку поставило боком на камень в сильной струе, но экипажу быстро удалось преодолеть это препятствие. После моста пообедали, ловили рыбу. Следующим был Гагаринский порог. Мы осматривали его нижнюю часть. В потоке много камней, проход между которыми не очень заметен, поэтому каждый из пяти экипажей выбирал собственную траекторию. От постоянного пребывания на жарком солнце и интенсивной работы веслами все устали, и пришлось рано остановиться на Гагаринском озере. После Гагаринских озер был Кривой порог. Он не отличается особой сложностью: четкая струя и высокие валы. Это позволило одному из матросов пройти его не с веслом, а с видеокамерой в руках. Далее дошли до Столбового озера, а в конце его остановились, чтобы осмотреть длинный и интересный Горбатый порог. На берегу уже стояла разметка. Все проходили порог по-своему, постоянно перемещаясь от одного берега к другому. До Собачьего озера проходили с осмотром еще один длинный порог. До сих пор погода нас очень радовала, а сейчас испортилась на два дня. Пасмурно и холодно. Хорошо, что нет дождя. В озерах ловим очень много рыбы и даже возим жареную рыбу до следующей стоянки, потому что всю ее сразу не съедаем. А вот грибов в лесу почти нет из-за сухой погоды. Ягод нет совсем, в конце июля они еще не созрели. Нам осталось немного пройти до Собачьего порога. Он считается непроходимым, но известны успешные попытки его прохождения. Некоторые туристы делают волок, начиная от Собачьего озера, оставляя порог в стороне. Мы пересекли озеро и дошли до начала порога. Здесь на берегу лежит двухметровый якорь. Долго смотрели на бушующую воду, фотографировались на фоне водопадного слива. Перед основной частью порога установлен еще один большой якорь. Решили пройти только верхнюю и нижнюю части порога. Во время обноса нас изрядно покусали комары; они налетают всегда, когда нет ветра. Группа, стоявшая вблизи порога, предупредила нас, что местные жители нередко воруют у туристов. Мы отошли подальше от этого места и остановились на ночь на правом берегу Уманьгозера. Вечером на озеро опустился густой туман, и оно пропало из виду. Следующим утром погода не изменилась. Стали на воду после обеда и быстро дошли до порога Вяккер. В отличие от Собачьего, он вполне проходим, но довольно сложен. Перед началом порога стоит сооружение из обломков каркаса байдарки. В центральной части на левом берегу стоит памятник. А в самом конце порога лежат куски разорванной оболочки байдарки. Закончив осмотр, решили не проходить порог, а обнести целиком, так как от озера в самый конец порога идет удобная тропа. Мы очень устали от длинного обноса и снова подверглись атаке комаров. Пройдя верхнюю часть порога Ассу, стали на стоянку. Здесь совсем близко проходит железная дорога, хорошо слышны поезда. Стоянка очень грязная, потому что здесь многие заканчивают маршрут и оставляют после себя горы мусора. Местные рыбаки сказали, что месяц назад, в большую воду, не было видно ни одного камня. Все они были покрыты водой, а на поверхности бурлила белая пена. Но и сейчас воды очень много. Нам не пришлось делать ни одной проводки, которые по отчетам других групп неизбежны при любом уровне воды. В начале следующего дня осмотрели порог Ассу. Это самый интересный и сложный порог из тех, что мы проходим. Прошли его не идеально: одна из байдарок чуть не перевернулась. Капитан успел выскочить из байдарки и снять ее с камня. Но самое неприятное случилось потом. После деревни Воньга в небольшом пороге порвали байдарку о металлический гвоздь, торчащий из бревна. Пришлось быстро причалить, вылить воду и переправить байдарку на другой берег к удобной стоянке. Здесь решили остаться до следующего дня. К вечеру байдарка была отремонтирована. Белое море Мысль о том, что можно дойти до Белого моря, появилась незадолго до отъезда из Минска. К тому времени уже было спланировано, что мы закончим поход при пересечении железной дороги. Но нам удалось сэкономить время и попасть в Белое море. Утром в лесу впервые собрали много грибов. Мы довольно долго шли по участку реки без течения, потом прошли Морской порог и остановились пообедать почти у самого выхода в море. За поворотом реки увидели бескрайний простор. Пробуем воду на вкус. Она соленая, а значит, мы уже в море. Вода намного холоднее и прозрачнее, чем в озерах и реке. Ветра почти нет, море спокойное. Остановились в заливе недалеко от ручья с пресной водой. Он течет из болота, поэтому вода в нем темно-коричневая. Вечером впервые ловили морскую рыбу. Настало время единственной за поход дневки. Несмотря на ледяную воду, купаемся в море и достаем со дна морских звезд. Приятно лежать под солнцем на гладких плоских каменных плитах. Здесь впервые за поход можно ходить босиком. Чтобы не поранить ноги, мы вынуждены были постоянно носить обувь, так как и на суше, и в воде острые камни. Во время прилива сильно меняется уровень воды, и байдарки, лежащие у берега, оказываются далеко и высоко на скалах. В разных частях Белого моря приливы достигают от нескольких десятков сантиметров до нескольких метров. Вследствие этого в узких проливах иногда возникают приливно-отливные течения, порой очень опасные, особенно на мелководье. В последний ходовой день на море были довольно высокие волны, которые сильно раскачивали байдарки. До финиша дошли за два часа. Во время прилива поднялись в ручей, тогда он выглядел как широкая река. Пока обедали, началась гроза. Рядом проходит высоковольтная линия, мы стоим под самыми проводами. Одна молния ударила в опору, расположенную в ста метрах от нас. Искры между проводами светились больше секунды, был слышен сильный треск. Более слабый разряд передался на следующую опору. Все сильно испугались и выскочили из-под тента в лес. Вскоре ливень закончился, мы помыли байдарки и начали их сушить. На следующее утро снова пошел сильный дождь. Днем погода улучшилась, и сборы проходили под палящим солнцем. Когда все было уложено в рюкзаки и частично доставлено на станцию, опять пошел дождь. Удивительно, что за весь поход тент понадобился только однажды, а перед отъездом нас два дня подряд сильно поливает. Но главные трудности были впереди. На прямой поезд до Петербурга не осталось билетов, поэтому было решено ехать с пересадками. Оказалось, требуется более часа времени, чтобы выписать и выдать девять билетов! На пути к поезду встало еще одно препятствие: товарный состав перегородил проход к другой платформе. Нам пришлось передавать вещи между вагонами. Но вот мы уже в поезде Мурманск-Адлер. По сравнению с другими пассажирами очень заметно, насколько мы загорели. Нас ждал Петербург, где мы провели еще два замечательных дня.

Выпуск №38

https://www.traditionrolex.com/8