Руководители «Голубой птицы» рассказали о том, что происходит с фирмой и автобусным туризмом
Сразу скажем, что главное, что произошло с уважаемой компанией «Голубая птица» в этом году, – ей исполнилось 25 лет. Эта компания в Беларуси является родоначальником автобусных экскурсионных туров по Европе.
Проблемы в туризме

Руководители «Голубой птицы» рассказали о том, что происходит с фирмой и автобусным туризмом

Сразу скажем, что главное, что произошло с уважаемой компанией «Голубая птица» в этом году, – ей исполнилось 25 лет. Эта компания в Беларуси является родоначальником автобусных экскурсионных туров по Европе.

Людмила Бендетович

Cпециалист по туризму

г. Минск ул. Ульяновская 29

Людмила Бендетович
Cпециалист по туризму
г. Минск ул. Ульяновская 29

Сразу скажем, что главное, что произошло с уважаемой компанией «Голубая птица» в этом году, – ей исполнилось 25 лет. Эта компания в Беларуси является родоначальником автобусных экскурсионных туров по Европе. Именно с «Голубой птицей» первые смельчаки отправлялись в автобусные европейские вояжи. Именно «Голубая птица» заложила основы вдохновенного, творческого и даже театрализованного подхода в обслуживании экскурсионных туристов. В последний год в жизни фирмы произошли определенные события, и сегодня туроператор с 25-летним стажем переживает новый этап в своей истории. Об этих событиях и о том, почему белорусскому автобусному туроператору сегодня нужно в корне поменять психологию, если он хочет выжить и остаться на рынке, рассказывают руководители компании Леонид Шкляр и Илона Усыченко-Шкляр.

– Леонид, Илона, во-первых, поздравляем с юбилеем фирмы и желаем еще многих лет работы на благо белорусского туризма! Во-вторых, что же все-таки сейчас происходит с фирмой и брендом «Голубая птица»?

– Сразу отметим, что 25-летие у нас получилось ярким и неординарным. Дело в том, что несколько лет назад мы отошли от непосредственного руководства компанией, и в работу фирмы активно включилась наша старшая дочь, Оксана Шкляр. Оксана работала в фирме пять лет, в том числе два с половиной года – в качестве директора. Руководила компанией она очень успешно. Это было связано еще и с тем, что последние три года были в целом очень удачными для автобусного туризма.

DSC_0009.jpg

– Попутный вопрос: на чем делали объемы?

– На наших традиционных направлениях – Испании, Италии и других европейских странах. Хотим напомнить, что именно «Голубая птица» первой повезла в Испанию экскурсантов из Беларуси. Дорога была непростая, мы рисковали, к тому же надо было открывать сразу три визы. Чуть позже подключились и другие компании с подобными цепочками – но уже с отдыхом, в Ллорет-де-Маре. А мы всегда специализировались на экскурсионных турах и сначала даже не рассматривали испанские или итальянские регионы с точки зрения отдыха. В то время людям просто интересно было увидеть Европу – она была загадочная, далекая и недоступная. 

Когда появилась возможность, туристы поехали, несмотря на все трудности, визы и прочие сложности, – белорусы наслаждались новыми знаниями и впечатлениями. После Испании с Италией нам было уже проще предлагать комбинированные туры в остальные европейские страны – все-таки дорожка была протоптана, и мы продолжали работать в этом направлении. В последние годы мы также предлагали дешевые туры, стоимостью около 100 евро – в Берлин, Прагу. Конечно, такие поездки тоже пользуются успехом. Мы это сделали, чувствуя, что европейскими экскурсионными турами не охвачены определенные слои населения – та же молодежь, которая не может позволить себе что-то дорогое. Многие люди просто хотят совершить небольшой европейский вояж на выходные, и такие туры, понятное дело, тоже не должны быть дорогостоящими. 

DSC_0021.jpg

В то же время в последние годы, к сожалению, мы потеряли некогда одно из наших ведущих направлений – детский туризм. Просто с увеличением объемов у компании не хватило сил, чтобы поддержать этот сегмент бизнеса. Все же он очень сложный и требует особого внимания – нужны специально подготовленные руководители, постоянный контроль и так далее. А когда-то «Голубая птица» была вне конкуренции по детскому отдыху в Словакии. Именно с нашей помощью в конце 1990-х – начале 2000-х словацкие детские лагеря начали подниматься после развала. С нашей стороны объемы были очень большие. Сейчас компания расширяется, приходят новые сотрудники, поэтому в ближайшее время мы планируем вернуться к старым наработкам в этой области.

Еще одно наше успешное направление, о котором мало кто знает, – это сложные экскурсионные маршруты для вип-клиентов. Это штучный товар для избранных туристов – как правило, мы делаем не более 1-2 подобных маршрутов в год. Наиболее успешный из них, это трансатлантический тур Париж – Нью-Йорк – Рио-де-Жанейро. Мы начали им заниматься два года назад, и, как нам сказали в Рио, это была первая группа из Беларуси, проехавшая по такому маршруту. Человек перелетает океан, смотрит два континента, и при этом цена тура составляет всего 1900 долларов – с перелетами, проживанием в отелях на Манхэттене, Копакабане и 10-дневным отдыхом на лучшем бразильском курорте Бузиос. 

DSC_0023.jpg

– Правда ли, что сейчас у «Голубой птицы» появился второй офис, которым руководит ваша дочь?

– Нет, это недостоверная информация! На сегодняшний день дела обстоят так. Оксана открыла собственную фирму с похожим названием, из-за этого по рынку пошел слух, что эта фирма является вторым офисом «Голубой птицы». На самом деле это не так. Дочка вылетела из гнезда, она ушла в свободное плавание, мы желаем ей успехов! Но фирма «Голубая птица» осталась неделимой. Мы вернулись к руководству бизнесом, офис принадлежит нам, наши работники остались с нами в полном составе, все контракты принадлежат нам. В основном мы работаем как туроператоры, но некоторые туристы – в основном это наши постоянные клиенты – приходят непосредственно к нам в офис. И мы хотим, чтобы все знали, что ничего не изменилось. Фирма «Голубая птица» по-прежнему работает на старом месте, мы не делились, у нас не появилось второго офиса.

Вообще в Беларуси достаточно много туркомпаний – около двадцати! – в руководстве которых работают выходцы из нашей фирмы. Тут «Голубая птица» сыграла роль настоящей кузницы кадров.

DSC_0031.jpg

– Это неудивительно, учитывая, что именно в «Голубой птице» закладывались основы экскурсионного автобусного туризма, комбинированных туров по Европе…

– Мы всегда старались, чтобы это были не просто поездки, а нечто большее! Мы ведь люди творческие, поэтому всегда искали творческие подходы в этом бизнесе. Нам хотелось, чтобы наши туристы от первой до последней минуты поездки чувствовали себя, как в театре! Недаром нашими постоянными клиентами были многие известные деятели искусства. Многие туристы целый год собирают деньги на такую поездку, они хотят праздника – и мы им такой праздник давали! 

В экскурсионном туре все важно – какая музыка звучит в автобусе, какой фильм крутят на видео, что и как говорит гид. Мы это все продумали, и все это предусмотрели в наших программах. Такой подход всегда пользовался успехом. Где-то в больших объемах и потоках последних лет творческий момент, возможно, был упущен. Сейчас мы все это вернем.

– Говоря о больших объемах, вы имеете в виду все-таки докризисные времена?

– Нет, последний год тоже был очень успешным для нас. В автобусных турах не было такого кризиса и обвала, какой пережили в прошлом году авиапрограммы. Все-таки цены несопоставимы. Мы ведь возили людей в Европу на автобусах еще тогда, когда зарплата была максимум 100 долларов, а наши туры в то время стоили 300. А потом, когда у людей зарплата поднялась до 500 и выше, наши туры так и остались по 300. Собственно говоря, на этом обстоятельстве и получились потоки. К тому же в последние годы около 30–40% белорусских туристов уже имеют многократные шенген-визы, это тоже поспособствовало тому, что автобусные цепочки нарастили объемы!

DSC_0047.jpg

– Поменялась ли как-то идеология автобусных туров за последние годы?

– Рынок автобусных экскурсионных туров кардинально поменялся в этом году. Многие, может быть, этого не заметили и продолжают не замечать. Но, как говорится, мир уже никогда не будет прежним! Туры достигли ценового дна, предела, перешагнуть за который уже невозможно!

– Мы сейчас говорим о тенденции предлагать на автобусные туры цены «ниже плинтуса», о которой толкуют все профессионалы?

– Да, но это естественное развитие ситуации. Меняется финансовое положение у клиентов, а на рынке появляются новые компании с совершенно другими ценами. Исходя из новых реалий нам тоже пришлось скорректировать свои программы, и теперь «Голубая птица» имеет яркий и очень конкурентный продукт, с которым мы выходим в этом сезоне.

– Вы обижены на фирмы, которые, пользуясь вашими наработками, вышли с более низкими ценами и, возможно, перехватили рынок?

– Нет, наоборот! Мы всегда приветствуем что-то новое. В конечном итоге конкуренция всегда идет на пользу и рынку, и клиенту.  Но проблема заключается в том, что белорусский рынок перешагнул психологический порог, ценовой барьер, и вернуться к прежней жизни уже нельзя. Люди уже настроены на такие цены. А цены эти, между прочим, балансируют на грани! По сути в автобусном туризме происходит та же революция, которая в свое время произошла в авиабизнесе, когда на рынок вышли лоукосты.

– Как вы в настоящее время продаете ваши туры, что происходит с вашим сайтом?

– К сожалению, так получилось, что в разгар продаж мы остались без сайта, пострадавшего от хакерской атаки. Ирония заключается в том, что мы и так планировали переделывать сайт, но не рассчитывали, что это придется делать в авральном режиме. Причем вместе с сайтом пострадала и система бронирования, что, безусловно, отразилось на продажах. Пришлось полтора месяца работать по старинке. Нам сейчас нужно, чтобы агентства знали, что наш настоящий, новый сайт в данный момент уже запущен в тестовом режиме, и в ближайшие дни его полная версия будет в сети.

– Если цена на автобусные туры «революционным способом» понижается, то, естественно, это отразится на качестве?

– Сейчас нужно по-новому вдохнуть жизнь в автобусные программы. Бывает, что люди связывают качество автобусных туров исключительно с наличием или отсутствием ночных переездов. Но опыт говорит, что все не так просто. Людям старшего возраста, конечно, тяжеловаты ночные переезды. Но иногда ночные переезды оправданны. В Испанию из Парижа легче переехать ночью, когда не жарко: лучше утром попасть на море, чем ехать по жаре весь день. Мы сами попробовали на себе все маршруты – и с ночными переездами, и без них, и иногда чувствовали, что без ночных переездов устаем даже больше. Так что не все так просто. 

Важно, чтобы тур оставался сбалансированным и понижение цены шло за счет оптимизации программы, а не ухудшения качества. Здесь наш опыт играет в нашу пользу. Для наших туров в последние годы мы используем исключительно автобусы самых современных европейских стандартов – Евро 5 и Евро 6. Это гарантирует высокий уровень комфорта, безопасности и соблюдения даже самых жестких экологических требований. Мы также не планируем удешевлять туры за счет бронирования отелей более низкого класса. Это был бы тупиковый вариант. Наш путь – внимание к мелким деталям и тщательная проработка программ.

DSC_0050.jpg

– Леонид, Илона, и все же: почему белорусы так любят автобусные экскурсионные туры по Европе?

– Наше мнение не поменялось за 25 лет. Первая причина – эти туры бюджетные – по сравнению с авиапутешествиями. Вторая – жажда новых впечатлений. Европа для нас сегодня, может быть, уже не такая загадочная, как 25 лет назад, но по-прежнему очень привлекательная и заманчивая. В-третьих, люди сначала едут в автобусный комбинированный тур, выбирают страны и курорты, а затем отправляются туда на самолете. Ну и есть категория клиентов, которые просто боятся перелетов. Мы постоянно совершенствуем наши маршруты, придумываем что-то новое, необычное. К примеру, в этом сезоне повезем туристов в Любляну, Загреб, в Италию через Балканы, будут новые туры по Франции, странам Бенилюкса. И, конечно, сделаем упор на приемлемую цену. Рынок диктует свои условия – нужно идти в ногу со временем!

DSC_0026.jpg

– Спасибо за беседу!

Компания «Голубая птица»:

Минск, ул. Ленинградская, 5, оф. 32 

+375 17 211-03-54

+375 29 378-03-54