Руководители «Голубой птицы» рассказали о том, что происходит с фирмой и автобусным туризмом
Людмила Бендетович
Cпециалист по туризму
г. Минск ул. Ульяновская 29
-
+375 29 653 00 33
- +375 33 653 00 33
- +375 17 366 16 669
Людмила Бендетович
Cпециалист по туризму
г. Минск ул. Ульяновская 29
-
+375 29 653 00 33
- +375 33 653 00 33
- +375 17 366 16 69
Сразу скажем, что главное, что произошло с уважаемой компанией «Голубая птица» в этом году, – ей исполнилось 25 лет. Эта компания в Беларуси является родоначальником автобусных экскурсионных туров по Европе. Именно с «Голубой птицей» первые смельчаки отправлялись в автобусные европейские вояжи. Именно «Голубая птица» заложила основы вдохновенного, творческого и даже театрализованного подхода в обслуживании экскурсионных туристов. В последний год в жизни фирмы произошли определенные события, и сегодня туроператор с 25-летним стажем переживает новый этап в своей истории. Об этих событиях и о том, почему белорусскому автобусному туроператору сегодня нужно в корне поменять психологию, если он хочет выжить и остаться на рынке, рассказывают руководители компании Леонид Шкляр и Илона Усыченко-Шкляр.
– Леонид, Илона, во-первых, поздравляем с юбилеем фирмы и желаем еще многих лет работы на благо белорусского туризма! Во-вторых, что же все-таки сейчас происходит с фирмой и брендом «Голубая птица»?
– Сразу отметим, что 25-летие у нас получилось ярким и неординарным. Дело в том, что несколько лет назад мы отошли от непосредственного руководства компанией, и в работу фирмы активно включилась наша старшая дочь, Оксана Шкляр. Оксана работала в фирме пять лет, в том числе два с половиной года – в качестве директора. Руководила компанией она очень успешно. Это было связано еще и с тем, что последние три года были в целом очень удачными для автобусного туризма.
– Попутный вопрос: на чем делали объемы?
– На наших традиционных направлениях – Испании, Италии и других европейских странах. Хотим напомнить, что именно «Голубая птица» первой повезла в Испанию экскурсантов из Беларуси. Дорога была непростая, мы рисковали, к тому же надо было открывать сразу три визы. Чуть позже подключились и другие компании с подобными цепочками – но уже с отдыхом, в Ллорет-де-Маре. А мы всегда специализировались на экскурсионных турах и сначала даже не рассматривали испанские или итальянские регионы с точки зрения отдыха. В то время людям просто интересно было увидеть Европу – она была загадочная, далекая и недоступная.
Когда появилась возможность, туристы поехали, несмотря на все трудности, визы и прочие сложности, – белорусы наслаждались новыми знаниями и впечатлениями. После Испании с Италией нам было уже проще предлагать комбинированные туры в остальные европейские страны – все-таки дорожка была протоптана, и мы продолжали работать в этом направлении. В последние годы мы также предлагали дешевые туры, стоимостью около 100 евро – в Берлин, Прагу. Конечно, такие поездки тоже пользуются успехом. Мы это сделали, чувствуя, что европейскими экскурсионными турами не охвачены определенные слои населения – та же молодежь, которая не может позволить себе что-то дорогое. Многие люди просто хотят совершить небольшой европейский вояж на выходные, и такие туры, понятное дело, тоже не должны быть дорогостоящими.
В то же время в последние годы, к сожалению, мы потеряли некогда одно из наших ведущих направлений – детский туризм. Просто с увеличением объемов у компании не хватило сил, чтобы поддержать этот сегмент бизнеса. Все же он очень сложный и требует особого внимания – нужны специально подготовленные руководители, постоянный контроль и так далее. А когда-то «Голубая птица» была вне конкуренции по детскому отдыху в Словакии. Именно с нашей помощью в конце 1990-х – начале 2000-х словацкие детские лагеря начали подниматься после развала. С нашей стороны объемы были очень большие. Сейчас компания расширяется, приходят новые сотрудники, поэтому в ближайшее время мы планируем вернуться к старым наработкам в этой области.
Еще одно наше успешное направление, о котором мало кто знает, – это сложные экскурсионные маршруты для вип-клиентов. Это штучный товар для избранных туристов – как правило, мы делаем не более 1-2 подобных маршрутов в год. Наиболее успешный из них, это трансатлантический тур Париж – Нью-Йорк – Рио-де-Жанейро. Мы начали им заниматься два года назад, и, как нам сказали в Рио, это была первая группа из Беларуси, проехавшая по такому маршруту. Человек перелетает океан, смотрит два континента, и при этом цена тура составляет всего 1900 долларов – с перелетами, проживанием в отелях на Манхэттене, Копакабане и 10-дневным отдыхом на лучшем бразильском курорте Бузиос.
– Правда ли, что сейчас у «Голубой птицы» появился второй офис, которым руководит ваша дочь?
– Нет, это недостоверная информация! На сегодняшний день дела обстоят так. Оксана открыла собственную фирму с похожим названием, из-за этого по рынку пошел слух, что эта фирма является вторым офисом «Голубой птицы». На самом деле это не так. Дочка вылетела из гнезда, она ушла в свободное плавание, мы желаем ей успехов! Но фирма «Голубая птица» осталась неделимой. Мы вернулись к руководству бизнесом, офис принадлежит нам, наши работники остались с нами в полном составе, все контракты принадлежат нам. В основном мы работаем как туроператоры, но некоторые туристы – в основном это наши постоянные клиенты – приходят непосредственно к нам в офис. И мы хотим, чтобы все знали, что ничего не изменилось. Фирма «Голубая птица» по-прежнему работает на старом месте, мы не делились, у нас не появилось второго офиса.
Вообще в Беларуси достаточно много туркомпаний – около двадцати! – в руководстве которых работают выходцы из нашей фирмы. Тут «Голубая птица» сыграла роль настоящей кузницы кадров.
– Это неудивительно, учитывая, что именно в «Голубой птице» закладывались основы экскурсионного автобусного туризма, комбинированных туров по Европе…
– Мы всегда старались, чтобы это были не просто поездки, а нечто большее! Мы ведь люди творческие, поэтому всегда искали творческие подходы в этом бизнесе. Нам хотелось, чтобы наши туристы от первой до последней минуты поездки чувствовали себя, как в театре! Недаром нашими постоянными клиентами были многие известные деятели искусства. Многие туристы целый год собирают деньги на такую поездку, они хотят праздника – и мы им такой праздник давали!
В экскурсионном туре все важно – какая музыка звучит в автобусе, какой фильм крутят на видео, что и как говорит гид. Мы это все продумали, и все это предусмотрели в наших программах. Такой подход всегда пользовался успехом. Где-то в больших объемах и потоках последних лет творческий момент, возможно, был упущен. Сейчас мы все это вернем.
– Говоря о больших объемах, вы имеете в виду все-таки докризисные времена?
– Нет, последний год тоже был очень успешным для нас. В автобусных турах не было такого кризиса и обвала, какой пережили в прошлом году авиапрограммы. Все-таки цены несопоставимы. Мы ведь возили людей в Европу на автобусах еще тогда, когда зарплата была максимум 100 долларов, а наши туры в то время стоили 300. А потом, когда у людей зарплата поднялась до 500 и выше, наши туры так и остались по 300. Собственно говоря, на этом обстоятельстве и получились потоки. К тому же в последние годы около 30–40% белорусских туристов уже имеют многократные шенген-визы, это тоже поспособствовало тому, что автобусные цепочки нарастили объемы!
– Поменялась ли как-то идеология автобусных туров за последние годы?
– Рынок автобусных экскурсионных туров кардинально поменялся в этом году. Многие, может быть, этого не заметили и продолжают не замечать. Но, как говорится, мир уже никогда не будет прежним! Туры достигли ценового дна, предела, перешагнуть за который уже невозможно!
– Мы сейчас говорим о тенденции предлагать на автобусные туры цены «ниже плинтуса», о которой толкуют все профессионалы?
– Да, но это естественное развитие ситуации. Меняется финансовое положение у клиентов, а на рынке появляются новые компании с совершенно другими ценами. Исходя из новых реалий нам тоже пришлось скорректировать свои программы, и теперь «Голубая птица» имеет яркий и очень конкурентный продукт, с которым мы выходим в этом сезоне.
– Вы обижены на фирмы, которые, пользуясь вашими наработками, вышли с более низкими ценами и, возможно, перехватили рынок?
– Нет, наоборот! Мы всегда приветствуем что-то новое. В конечном итоге конкуренция всегда идет на пользу и рынку, и клиенту. Но проблема заключается в том, что белорусский рынок перешагнул психологический порог, ценовой барьер, и вернуться к прежней жизни уже нельзя. Люди уже настроены на такие цены. А цены эти, между прочим, балансируют на грани! По сути в автобусном туризме происходит та же революция, которая в свое время произошла в авиабизнесе, когда на рынок вышли лоукосты.
– Как вы в настоящее время продаете ваши туры, что происходит с вашим сайтом?
– К сожалению, так получилось, что в разгар продаж мы остались без сайта, пострадавшего от хакерской атаки. Ирония заключается в том, что мы и так планировали переделывать сайт, но не рассчитывали, что это придется делать в авральном режиме. Причем вместе с сайтом пострадала и система бронирования, что, безусловно, отразилось на продажах. Пришлось полтора месяца работать по старинке. Нам сейчас нужно, чтобы агентства знали, что наш настоящий, новый сайт в данный момент уже запущен в тестовом режиме, и в ближайшие дни его полная версия будет в сети.
– Если цена на автобусные туры «революционным способом» понижается, то, естественно, это отразится на качестве?
– Сейчас нужно по-новому вдохнуть жизнь в автобусные программы. Бывает, что люди связывают качество автобусных туров исключительно с наличием или отсутствием ночных переездов. Но опыт говорит, что все не так просто. Людям старшего возраста, конечно, тяжеловаты ночные переезды. Но иногда ночные переезды оправданны. В Испанию из Парижа легче переехать ночью, когда не жарко: лучше утром попасть на море, чем ехать по жаре весь день. Мы сами попробовали на себе все маршруты – и с ночными переездами, и без них, и иногда чувствовали, что без ночных переездов устаем даже больше. Так что не все так просто.
Важно, чтобы тур оставался сбалансированным и понижение цены шло за счет оптимизации программы, а не ухудшения качества. Здесь наш опыт играет в нашу пользу. Для наших туров в последние годы мы используем исключительно автобусы самых современных европейских стандартов – Евро 5 и Евро 6. Это гарантирует высокий уровень комфорта, безопасности и соблюдения даже самых жестких экологических требований. Мы также не планируем удешевлять туры за счет бронирования отелей более низкого класса. Это был бы тупиковый вариант. Наш путь – внимание к мелким деталям и тщательная проработка программ.
– Леонид, Илона, и все же: почему белорусы так любят автобусные экскурсионные туры по Европе?
– Наше мнение не поменялось за 25 лет. Первая причина – эти туры бюджетные – по сравнению с авиапутешествиями. Вторая – жажда новых впечатлений. Европа для нас сегодня, может быть, уже не такая загадочная, как 25 лет назад, но по-прежнему очень привлекательная и заманчивая. В-третьих, люди сначала едут в автобусный комбинированный тур, выбирают страны и курорты, а затем отправляются туда на самолете. Ну и есть категория клиентов, которые просто боятся перелетов. Мы постоянно совершенствуем наши маршруты, придумываем что-то новое, необычное. К примеру, в этом сезоне повезем туристов в Любляну, Загреб, в Италию через Балканы, будут новые туры по Франции, странам Бенилюкса. И, конечно, сделаем упор на приемлемую цену. Рынок диктует свои условия – нужно идти в ногу со временем!
– Спасибо за беседу!
Компания «Голубая птица»:
Минск, ул. Ленинградская, 5, оф. 32
+375 17 211-03-54
+375 29 378-03-54