– Иван Иосифович, сезон еще не закончен, однако что можно сказать предварительно об итогах?
– Этот сезон оказался непредсказуемо удачным. Динамика продаж существенно выросла во всех компаниях, это очевидно. Многие популярные направления прибавили в «весе».
– На фоне каких лет можно констатировать успех в продажах?
– На фоне последних трех лет. Это касается всех направлений, кроме Турции. О каких-то провалах на турецком направлении речь, конечно, не идет, но Турция в этом сезоне стала другой, клиенты стали по-другому воспринимать направление. Тому есть несколько причин. Во-первых, ценовая политика на направлении растет с каждым годом. Во-вторых, можно говорить и об определенном отношении к русскоязычным туристам. В Турции приоритет всегда отдавался европейцам, наши туристы это чувствуют. Это касается вопросов сервиса, обслуживания. Хотя те же россияне и белорусы оставляют денег гораздо больше. По российскому рынку, кстати, тоже прослеживается стабилизация интереса к Турции. Видимо, это объективный процесс, не может же направление расти бесконечно. В один прекрасный момент оно приходит к какому-то равновесию, что мы сейчас, собственно, на турецком примере и наблюдаем. Естественно, когда появился выбор, клиенты стали переориентировались на другие страны. Какие? В этом году на нашем рынке буквально взорвалась Греция.
– Но Греция также, видимо, предпочитает европейских туристов?
– Нет. Там туристический бизнес держат греки – выходцы из Советского Союза, они прекрасно говорят по-русски, понимают наших людей. Часто обслуживающий персонал – водители, экскурсоводы, отельеры – как говорится, наши люди, мы для них свои. В этом сезоне значительно расширилась линейка греческого направления, а те сегменты греческого турпродукта, которые давно существовали на нашем рынке, значительно укрепили свои позиции. Стабильно отлетал сезон чартер на Крит, он был продан практически в середине сезона. Такие же результаты показывает Родос. У клиентов в этом году была возможность удобно добираться до Тасоса, и они ею пользовались. Салоники продавались с такой динамикой, что чартеры добавлялись прямо по ходу сезона. И, конечно, отдельный чартер на Корфу можно считать настоящим прорывом года.
– Что происходило на болгарском направлении?
– По объемам Болгария выросла значительно. Посольство не успевало принимать документы и выдавать визы. Хотя, будем откровенны, в вопросах сервиса направление сильно не изменилось. Оно всегда имело бюджетный оттенок. Сервис в целом постсоветский, хотя, конечно, можно найти и высококлассный, но все равно до турецкого явно не дотягивает. В этом сезоне из-за того, что «Тез Тур» вышел на Болгарию, появились дополнительные амбиции у белорусских игроков, продукта прибавилось, и цены были весьма приемлемыми для клиентов. Да, не скрою, был демпинг, была бюджетная цена. Однако клиент получил то, что хотел, были различные предложения, и направление выросло. Очевидно, что Болгария в этом году продавалась лучше, чем в прошлом. Кстати, бюджетные цены на Болгарию ни в коем случае не мешали загружать Турцию и, на мой взгляд, способствовали увеличению загрузки Греции, которая буквально «била» все направления отличным соотношением цена–качество.
– Что можно сказать о продажах Апулии, ведь у вас был блок, и немаленький?
– Для новинки сезона Апулия продавалась очень неплохо. Хотя все боялись. Да, первое время у всех были опасения. Отдых специфический, его нужно грамотно подавать для туристов. Вообще Италию надо продавать не так, как мы продаем Турцию. Но факты таковы: в середине лета почти вся апулийская цепочка была продана. Я надеюсь, что сезон и закончится так, как начался. Ведь самые пиковые даты, которые каждый год «проваливались», потому что цены зашкаливают, – конец июля- август, в этом году продавались практически без напряжения.
– Иван Иосифович, можно ли сказать, что белорусский турбизнес стал более консолидированным и сплоченным в плане альянсов на новых направлениях?
– Наверное, о настоящем сплочении рано говорить. Но тенденции действительно наметились. Самый свежий пример – наш альянс в отношении Иордании, которая стартует небольшой чартерной цепочкой в октябре. Такие проекты, естественно, осуществляются только совместными усилиями, в одиночку такое не сделаешь. Но и направление само по себе новое – в этом сезоне у туристов будет хорошая альтернатива Египту. Не намного дороже, но сервис великолепный. Все отели новые, что очень ценят туристы, население гостеприимное и говорит по-английски. Ну и важно, что есть заинтересованность со стороны иорданского турбизнеса по отношению к нашему рынку. В настоящее время ведем переговоры об организации совместных презентаций. Но в первую очередь – расчет на свои силы, на наш альянс. Уверен, что у нас все получится.
Полностью интервью об итогах сезона, особенностях демпинга по-белорусски, отношении к финансовым гарантиям и негативных тенденциях въездного туризма в Беларуси читайте в ближайшем выпуске газеты «Туризм и отдых», который выйдет 23 августа.