https://www.traditionrolex.com/8
С 1 июля нынешнего года, согласно Указу президента №168 от 12 апреля «О некоторых мерах по оптимизации системы государственных органов и негосударственных организаций, а также численности их работников», произойдет существенная реорганизация органов управления туризмом. В большей степени это коснулось городских и районных отделов по физической культуре, спорту и туризму, которые сливаются с отделами образования

С 1 июля нынешнего года, согласно Указу президента №168 от 12 апреля «О некоторых мерах по оптимизации системы государственных органов и негосударственных организаций, а также численности их работников», произойдет существенная реорганизация органов управления туризмом. В большей степени это коснулось городских и районных отделов по физической культуре, спорту и туризму, которые сливаются с отделами образования. Мы попросили прокомментировать данную ситуацию руководителя Департамента по туризму МСиТ Вадима Кармазина.

 – Напомню историю создания туристической вертикали управления. В 1995 году было создано Министерство спорта и туризма, а в 1996 году – управления по физической культуре, спорту и туризму в областях и соответствующие отделы в городах и районах. В Положении об их деятельности было записано: осуществление государственной политики в сфере физической культуры, спорта и туризма. Они отвечали за три основных блока – спорт, спортивно-массовая работа и все, что касается привлечения населения к здоровому образу жизни, и туризм – как коммерческий, так и спортивный. На данный момент существует 146 отделов в районах и крупных городах, где трудится 247 государственных служащих, из них освобожденных специалистов по туризму около 15 процентов. То есть вертикаль выстраивалась достаточно четкая, но малочисленная. В большинстве районов отдел по физической культуре, спорту и туризму – это один сотрудник, у которого обязанностей столько, что их даже трудно перечислить. Многие занимались и благоустройством территорий, и даже сельским хозяйством, то есть были настоящими многостаночниками. С 2004 года систему управления туризмом старались усилить, потому что вопрос: а кто же будет заниматься туризмом в регионах, становился все более актуальным. Ни для кого не секрет, что сотрудников в районах брали с целью, чтобы они закрывали в первую очередь вопросы спорта и физической культуры, поэтому и образование у них было соответствующим. Чтобы исправить ситуацию, в областных управлениях, в том числе в Гомеле, Гродно, Могилеве, ввели ставки заместителей начальников, которые должны были заниматься конкретно туризмом. Был создан туристско-информационный центр «Минск». Для того, чтобы укрепить связи между различными ведомствами, в 2001 году появился межведомственный экспертно-координационный совет по туризму при Совмине. В 2007 году созданы рабочие группы при исполкомах по развитию агроэкотуризма, где основную техническую работу выполняет отдел по физической культуре, спорту и туризму. Можно назвать ряд районов, где проводилась и хозяйственная деятельность: к примеру, в Логойском районе отдел имеет на балансе гостиницу, Мозырский – горнолыжный центр, Березинский и Крупский – свои турбазы и пр. Выстраивалась такая система, чтобы начальник отдела не оставался одним воином в поле, а у него была структура в подчинении. Отделы ходатайствовали о выделении земли для туристической инфраструктуры. Занимались организацией выставок, соревнований, инвестиционных форумов, конкурсов, фестивалей и пр. Активно продвигали агроэкотуризм, выполняли планы по платным туристско-экскурсионным услугам. Неслучайно мы ввели номинацию в конкурс «Познай Беларусь» - «За вклад в развитие туризма». Примеров, когда этот вклад местной вертикали был на самом деле значительным, – очень много: Лидский, Логойский, Воложинский, Молодечненский, Кобринский, Поставский, Миорский, Щучинский, Ивановский, Петриковский, Чечерский районы, города Брест, Витебск, Полоцк, Мозырь, Пинск  и другие.

Сейчас ситуация, безусловно, изменится. Изменения и сокращения на четверть коснулись не только туристической сферы, были упразднены даже целые департаменты. К счастью, удалось отстоять наш департамент с численностью 10 человек (Например, в Польше департамент по туризму насчитывает 26 человек, в Литве - 19). Остаются областные управления с сокращением на 25%. Главный «удар» приняли на себя районные и городские отделы по физической культуре, спорту и туризму. Согласно Указу эти отделы сливаются с отделами образования, и получается странный конгломерат под названием «отдел образования, спорта и туризма».

Возникают различные проблемы, часть из которых я бы назвал фундаментальными.

Первое: конфликт интересов, сущность которого заключается в ведомственных подходах к определению как системы физической культуры и спорта, так и туризма. Представления отделов образования о развитии туризма базируется на имеющихся в их подчинении центрах детского туризма и краеведения, занимающихся подготовкой юных туристов, организацией походов и соревнований. Данный вид туризма вписывается в Закон Республики Беларусь «О туризме» лишь как однокоренное слово.

Второе. В ходе оптимизации возможны противоречия системного плана.

Разумеется, у нас возникают большие сомнения, будут ли такие отделы управляемыми. Возникнет двойное подчинение – с одной стороны МСиТ, с другой – Минобразования. Не отработан механизм передачи более 800 спортивных сооружений (Ледовых дворцов, горнолыжных центров, бассейнов), 245 спортивных школ, 167 районных и городских центров физкультурно-оздоровительной работы с населением, 10 диспансеров спортивной медицины и многого другого.

Третье. Кадровые и финансовые последствия. Потребуется значительное время для адаптации вновь пришедших специалистов. Переоформление собственности на здания, транспорт, изменение печатей потребует значительных финансовых затрат.

Поэтому, на мой взгляд,  все-таки прежнюю систему целесообразно было бы оставить. Как минимум, мы бы хотели, чтобы специалист по туризму занимал должность заместителя начальника отдела, а не рядового работника

К сожалению, это решение с МСиТ никто не согласовывал, поэтому нам приходится реагировать и пытаться исправить ситуацию, так сказать, вдогонку.

Но эта ситуация – еще не вся проблема. Во многих странах мира уже часть функций госорганов передана общественным организациям. Мы надеемся, что со временем и у нас такой процесс пойдет. Конечно, хорошо, что у нас сегодня есть шесть общественных объединений, которые занимаются туризмом. Но плохо, что только одна из них – БОО «Отдых в деревне» работает эффективно. Мы рассчитываем на более активную работу РСТО, на недавно созданную, но еще очень слабенькую ассоциацию гостиниц и пр. Эти объединения должны работать, и не только как профсоюз туристических организаций, защищая свои интересы, но и думать о развитии туристической сферы в целом. На мой взгляд, именно общественность должна ставить те или иные вопросы, а государство – оказывать поддержку. Хочу в пример привести спортивные федерации, многие из них имеют очень серьезный вес и авторитет, от них зависят многие важные решения. Сейчас мы создаем ассоциацию караванинга и думаем, что это перспективное направление. Должна возрастать роль координационных советов.

Система управления туризмом должна усиливаться и за счет бюджетных туристско-информационных центров, которые бы занимались продвижением страны. Пока у нас есть только два полноценных центра в Минске, остальные мне хочется назвать полуфабрикатами. В этом смысле мы еще ходим «в детских штанишках». Но пока мы со своими желаниями не вписываемся в нынешние реалии и тенденции к сокращениям бюджетной сферы.

Мне импонирует, к примеру, как работает общественное объединение туроператоров в России. Они не лоббируют какие-то узкие местные интересы или интересы отдельных компаний, а заботятся о туризме вообще. Когда в Египте началась революция, союз не только отменил чартеры в эту страну, но и ходатайствовал об отмене регулярных авиарейсов... Работают комиссии по въездному туризму, правовым вопросам, связям с общественностью, налогам и т.д.

Мне хотелось бы подчеркнуть, что департамент и министерство спорта и туризма, хорошо понимая, что сегодня развитие туризма в регионах – задача очень важная, не сидят, сложа руки, а всячески пытаются «разрулить» ситуацию, которая не может не тревожить. Хотелось бы верить, что эти усилия будут не напрасными.

 

Беседовала Надежда СУСЛОВА

https://www.traditionrolex.com/8